Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 59»
Методическая разработка
по теме:
«Мини- музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель высшей квалификационной категорий Лазарян Л.В
Новосибирск 2024г
«Музей – это научное и научно-просветительское учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение и изучение
памятников естественной истории, материальной и
духовной культуры – первоисточников знаний о
развитии природы и человеческого общества»
Большой энциклопедический словарь.
В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Большую популярность и интерес приобретает сегодня технология музейной педагогики в работе с дошкольниками. Эта технология уже известна в современной педагогике, но именно в дошкольной - имеет место только последнее десятилетие.
Интерес к проблеме музейной педагогики обусловлен тем, что в наше сложное время, некоторые политики за рубежом хотят переписать исторически верные факты на удобный для них манер, особенно если это касается истории нашей страны. И мы, педагоги, обязаны с малых лет прививать ребёнку свою культуру, раскрывать настоящие ценности, учить трепетному отношению к традициям, достижениям своего народа.
Технология музейной педагогики может прийти на помощь в реализации тех задач, которые ставит перед нами ФГОС ДО.
Однако, педагог, начиная эту работу, должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.
2. Актуальность
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что многие дети проживают в регионах, удаленных от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящее время ребенок окружен насыщенной медиа – средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают все большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определенный отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат- отсутствие у детей познавательно- исследовательских умений и навыков. Они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдает уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. А работа в мини- музее расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания об окружающем мире. Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Очень важны способы погружения в мир знаний и овладение этим миром через общение, совместную деятельность, самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно- образовательного пространства дошкольного учреждения. С ее помощью в группе обеспечивается психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с детьми во время организации совместной и самостоятельной деятельности.
Ребенок является активным участником, инициатором в создании пространства мини- музея, осмыслении его содержания. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской деятельности, успешности каждого из них.
3. Цель
Систематизировать опыт педагогической работы по развитию познавательной активности, интереса, интеллектуально - творческого потенциала личности у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
4.Задачи
1. Формировать совместную детско-взрослую деятельность на материале музейной практики.
2. Формировать у дошкольников представление о музее, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
3. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, ДОУ.
4.Развивать познавательные и творческие способности детей, фантазию, кругозор путём включения в многообразную деятельность мини-музея.
5.Формировать нравственные ориентиры у воспитанников, чувство гордости за родной край, страну; вызывать уважение, интерес к другим культурам.
6. Формировать систему ценностей ребёнка в приобщении к историческому, культурному и природному наследию.
7. Создать условия для выработки у воспитанников позиции участника.
8. Формировать предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности.
9.Способствовать взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.
10.Формировать у детей правильное восприятие и понимание разнообразного материала, правильную позицию личной сопричастности.
Рекомендации по организации мини-музея
1. Если мини-музей организуется в небольшом помещении, то строить работу с детьми лучше по подгруппам-не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого ребенка. Часто для расположения мини-музеев используют разные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стеньгу входа в группу и т.п.
2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы
3. Планировать порядок сменяемости экспонатов музея и вариантов их хранения вне музея. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены». На начальном этапе создания мини-музея при небольшом количестве материала нельзя выставлять его весь.
4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.
5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.
6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования.
7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
5. Принципы и этапы создания мини- музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
Принцип
природосообразности
– мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип
гуманизации
и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип
культуросообразности
– мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
6. Этапы создания мини- музея:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.
2. Практический. Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.
Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разработка перспективно-тематического плана работы (занятия с детьми, конкурсы, выставки, мероприятия).
3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
восприятие,
понимание,
осмысливание,
закрепление,
применение.
7.Заключение
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Мини- музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами в мире и согласии на нашей планете Земля!
8. Информационные ресурсы
Байдина
Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
Малюшова
, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н.
Малюшова
// Дошкольное
ёвоспитание
. -2009. - N11. - С. 24-29
Рыжова Н., Логинова Л.,
Данюкова
А. Мини-музей в детском саду. М:
Линка
-Пресс, 2008
Трунова
, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
Чумалова
, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Воронович
В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М.
Воронович
. N 12. – 2007. – С.
Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
Чебан А.Я.,
Бурлакова
Л.Л.Знакомим
дошкольников с народной
культурой.-
М.: ТЦ Сфера, 2012.- 2012.-128с.
Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б.,
Данюкова
А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.