План - конспект

открытого занятия

Тема: «Лидерство в волонтерском объединении»

Разработана: Баисовой М, И., педагогом

дополнительного образования

Объединение: Лидер +

Программа: Школа лидера

Возраст обучающихся:

13-14 лет

г. Новый Уренгой

2025г.

План-конспект открытого учебного занятия

Образовательная область(направленность)

социально-педагогическая

Дата и время проведения

11.02.2025г. в 10.00

Раздел, тема занятия

«Лидерство в волонтерском объединении

Цель:

Познакомить с понятиями лидер и волонтерство, и ролью

лидера в волонтерском объединение.

Задачи:

  Развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности.

Формирование социально продуктивных форм деятельности.

Умение организовать самостоятельную деятельность.

Образовательные

- формирование знаний (фолонетеры и волонтерское движение)

-формирование умений (строить диалоги, уметь строить свою речь)

-специальные умения (умения строить выступление экспромтом);

-общеучебные умения (например, умение логически и полно выстраивать ответ).

Воспитательные

-нравственные и эстетические представления, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;

-потребности личности, мотивация социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Развивающие

-развитие речи, мышления,

-анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы.

Материально-техническое оснащение занятия

Технические средства обучения (ТСО), (ноутбук, компьютер).

Учебно-методическое оснащение занятия

Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература.

1.Дидактический материал для детей: пособий (карточки, презентация).

2.Лист оценки защиты деловых качеств участников

3.Сводная таблица оценок.

4.Раздаточный материал для оценки знаний.

Тип учебного занятия

Изложения нового материала; повторения и закрепления знаний, умений, навыков; самостоятельной работы; практической работы;

Используемые методы и приемы обучения

Словесные: рассказ, объяснение, беседа, диалог.

Наглядные: метод демонстраций (презентация).

Практические: упражнения, практические работы, мозговой штурм, игровые методы, обмен мнениями, самопрезентация.

Используемые педагогические технологии

Технология развивающего обучения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, игровая.

Формы организации занятия:

групповая

Предварительная работа

- Составление плана конспекта занятия;

- Работа с литературой;

- Подготовка презентации.

Используемая литература

Агеев Г. Мотивация деятельности волонтеров. Магнитогорск, 2006г.

Боровая В.В. Волонтеры в социальных учреждениях. Тюмень:ООО «Опцион-ТМХолдинг», 2001г.

Гагарина В.В. Волонтер-это значит гордо! Вестник благотворительности-2007

Григорович М.В. У волонтерства русская душа. Новая газета-2008г.

№ п/п

Этап занятия

Время, мин.

1

1 Вводная часть

2 мин.

2

Теоретическая часть

12 минут

3

Практическая работа

18 минут

4.

Подведение итогов

8 минут

Конспект открытого занятия

Тема: «Лидерство в волонтерском объединении».

Цели и задачи:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте ребята! Внимание на экран, Видеоролик «Зачем они это делают» и презентация «Кто такие волонтеры».

Слайд 2

Спасибо. Вы просмотрели видеоролик и презентацию, и вот вопросы.

Если волонтер сам хочет

,

ходит в дом престарелых или приют- зачем ему лидер?

Как думаете

.

Кто такие волонтеры?

Лидеры?

Дискуссия: Ответы ребят.

Слайд 3

Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Лидерство в волонтерском объединении».

Теория.

В современном мире волонтерство приобрел статус социально- культурного феномена. Волонтеры и волонтерские организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.

Да. Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

Волонтёр – это человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен.

Слайд 4

Волонтёрство

 – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни.

Слайд 5

Волонтёрство

 – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.

Волонтёрская деятельность

 

— это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Большинство работодатели не хотят нанимать молодых специалистов без опыта работы. А как приобрести этот опыт, если тебя не хотят брать на работу? Волонтёрская деятельность – реальный выход из этой непростой ситуации. Работа добровольцем может помочь вам приобрести навыки, необходимые для устройства на хорошую оплачиваемую работу.

Слайд 6

Почему люди становятся волонтёрами?

На первый взгляд волонтёры – это ненормальные люди. Они добровольно работают бесплатно.

Многие считают, неоплачиваемый труд скучной, пустой тратой времени. Между тем огромное количество волонтеров по всей России своим примером доказывают обратное. Быть волонтером-почетно, интересно, данный вид, деятельности делает жизнь вашу яркой, насыщенной а вас самого- перспективным гражданином, легко находящим общий язык с людьми, полноценным членом общества с активной гражданской позицией, а значит, с большим будущим.

Слайд 7

А кто такой лидер!

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Термин «лидер» имеет два значения:

- индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы.

- лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели.

Слайды 8-9

Существуют определенные типы лидеров. Лидеры обладают определенными качествами (см. на слайды)

Слайд 10

По сути, быть лидером, значит быть примером для всех остальных. А если, дело касается волонтерской деятельности ответственность и мужество увеличивается в несколько раз, так как дело касается не только коллектива, где ты являешься лидером, но и тех людей, которым твой волонтерский отряд оказывает какую-либо помощь. Главная задача лидера - выявить не только систему ценностей у ребят, так как в волонтерской среде важна каждая мелочь в выборе настоящих волонтеров.

Если мы с вами подумаем над определением «лидеры-волонтеры», то это люди, которые берут на себя формальные руководящие роли в организации и местном сообществе.

Слайд11

Иногда их называют «координаторами проектов» «лидерами проектов», или Тим-лидер- то есть это координатор группы волонтеров, от работы которого зависит 90% успеха работы всей волонтерской группы.

( какие виды добровольчества, волонтерства вы знаете?)

Ответы ребят.

Слайд 12

Общие компетенции и навыки тим –лидера любого направления добровольчества (soft skils или гибкие навыки»): коммуникабельность; умение учиться и адаптироваться к изменениям; умение создать в своей волонтерской группе благоприятный психологический климат; умение организовать командную работу.

Простая волонтерская группа, собранная вокруг своего лидера и своего дела,- хороший пример первичной организации.

Слайд 13

В волонтерстве есть два типа лидеров.

-Первый строит условные «некое государство», где есть общая конституция, «президент» и разные регионы – по сути, отдельные государства. Регионы, то есть структуры разросшейся организации, берут столько ответственности, сколько могут понести. Важно признание общего закона и авторитета лидера в ключевых вопросах. В этой модели важны общие ресурсы для всех структур. Они укрепляют единство и дают полномочия лидеру.
- Второй тип лидеров волонтеров - выстраивает матричную пирамиду, где на каждом уровне – своя ответственность и свой уровень подчинения. Тут все достаточно унифицировано. Лидер – это вершина пирамиды, которая всегда авторская. Ответственность в этом варианте отдается в рамках заданной матрицы с достаточными ресурсами и небольшой степенью свободы. И тут лидер все держит в голове, и очень порционно делится ответственностью. В идеале, он должен растворится в алгоритмах: ответственность распределяется по уровням пирамиды и четким ролям. Алгоритмизация позволяет делегировать ответственность так, чтобы она не обременяла. Кстати, если лидер растворится в алгоритмах, то дальнейшая смена лидера будет максимально безболезненной.

Пока лидер управляет организацией и при этом количество волонтеров и масштабы работы могут быть охвачены одним взглядом – есть и стабильность. Изменения в организации и в роли лидера произойдут в одном из двух случаев. Со временем либо дело станет развиваться, и команда начнет увеличиваться и профессионализироваться, либо лидер по каким-то причинам решит уйти.

Слайд 14


При смене лидера идея, о которой мы говорили в начале, останется, но персона изменится. И потому, рабочая конструкция обязательно станет другой. Рельсы проложены, вагоны едут, а паровоза не стало. С появлением нового паровоза путь продолжается, но по другим правилам. Если новый лидер – преемник первого, то есть большая вероятность, что созданная организация пойдет проторенным путем. Однако, это не обязательно. Персона все же другая, а значит, у нее свои мечты, смыслы, цели и, в конечном счете, своя матрица в голове. Человек, становясь лидером и беря ответственность за весь процесс, неизбежно переконфигурирует эту ответственность так, чтоб она была посильна, понятна и комфортна ему в соответствии с его сильными и слабыми сторонами.
В итоге, волонтерская группа перезапускается. Но если новый лидер – наследник опыта и традиций старой группы, то это очень поможет
минимизировать потери. Собственно, это и есть критерий эффективности предыдущего лидера: смог ли он смыслы сделать общими и зародить традиции, воплощающие эти смыслы? Если при перезапуске дело не страдает и сообщество волонтеров страдает минимально, значит, лидер был очень эффективен. Если дело обнуляется и происходит полный перезапуск сообщества, значит, нет.

Вы прослушали небольшой теоритический материал ( в идеале как должно быть), я хочу задать вам вопрос и как вы думаете, и все, таки, нужен ли лидер волонтерскому объединению?

Слайд 15

Ответы ребят.

Да лидер нужен. Бывает так, что в команде случаются какие- либо разногласия, недопонимания, это может произойти как между лидером и командой, так и внутри неё, из- за этого могут «развалится» планы на мероприятия, таким образом оставить не очень хороший отпечаток в коллективе. Вот почему и есть лидер- руководитель, он не должен допускать таких моментов, но если так уже случилось, постараться исправить проблему немедленно. А что для этого требуется?

Для этого  требуется индивидуальный подход. Ему необходимо разобраться с ситуацией с разных позиций и объяснить каждому из конфликтующих, в чем он виноват  и в чём нет. С целью решения ситуации лидеру нужно поставить себя так, чтобы команда не только уважала, и прислушивались к мнению, но и видели в прежде всего друга, хорошего приятеля, с которым могли бы поделится некоторыми жизненными приятными и неприятными ситуациями.

Слайд 15

И наконец, доверие, если волонтёрская команда, уважает, доверяет и ценят своего лидера, то результативность действий повышается. А также в противоположной ситуации, руководителю стоит доверять своим волонтёрам, давать им посильную работу. И если она приводит к успеху, то все, а в частности лидер, будут очень довольны, а это значит, что всё получилось!

Слайд 16

Практическая работа

1 Задание. Представление о лидерстве. Индивидуальная работа.

Возьмите чистый лист и разделите его на две части. В первом столбе напишите «Мои положительные качества», на втором- «Мои отрицательные качества».

Подчеркните одной чертой качества, которые, по вашему мнению, помогают вам быть лидером.

2 задание:

Сейчас я предлагаю поработать в группе. Расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите, три самых важных качества настоящего лидера и объясните, почему? И выберите себе лидера.


3. задание. Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 5 минут они готовят (в группах) некий проект с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.
Тема работы: «Лидер волонтерства – это…..» .В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о способностях вести за собой людей, руководить ими.

Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли, вам было выполнять эти упражнения?
2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
4.Как вы считаете кто такой лидер?
В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.
Итак, лидер – это... (защита плаката)

Итог

:

«Дерево успеха».
Цель: получение обратной связи.
Время:10 мин.
Материалы: дерево и руки трех цветов.
Ход упражнения:
Участники по очереди выходят и выбирают тот цвет, который им понравился и вещают на макет дерева. Говорят немного слов о тренинге.