Образовательный квест «Умники и умницы»
6 класс
Пояснительная записка
Мероприятие может проводится для одного класса как в рамках урочной деятельности, так и внеурочной. При проведении в рамках урочной деятельности, мероприятие проводится в 1 кабинете, в этом случае команды получают задания на карточках. Судьи собирают ответы, проверяют и выставляют баллы.
При проведении в рамках внеурочной деятельности, команды выстраивают маршрут по разным кабинетам. Чтобы узнать № кабинета, где находится задание, обучающиеся должны решить образовательную задачу. После чего переходят в кабинет и выполняют задание в течение 5-10 минут. Судья проверяет ответ и даёт следующую образовательную задачу. Если команда не справилась с задачей, то судья делает подсказку, но снимает 1 балл . Баллы выставляют в маршрутный лист. Перед игрой проводится инструктаж и выдаются маршрутные листы. Награждение проводится в классе. Набор заданий для команд одинаковый, но порядок выполнения разный.
Цель: повторить и обобщить учебный материал по теме « Лексика».
Задачи:
способствовать
повы
шению
общ
ей
языков
ой
культур
ы;
стимулировать интеллектуальную деятельность
обучающихся
;
- способствовать воспитанию умения достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения.
Станции:
1. Цвет нации
2. Ларец с чудесами
3. Забытые слова
4. Знатоки
5. Кто? или Что?
Правила игры:
Команды проходят по станциям в соответствии со своим маршрутным листом. Маршрут выбирается капитанами. На станциях находится судья. Время выполнения задания 5-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию. В маршрутном листе отмечается количество заработанных баллов. Кроме этого, команда выполняет задание с целью получения подсказки о месте нахождения следующего испытания. После прохождения всех испытаний, команда отправляется в кабинет, где происходит подсчёт количества собранных и записанных в маршрутный лист баллов. Определяется, какая команда получит звание «Умники», остальным участникам выдаются сертификаты « Умницы»
Ход игры
Ребята! Сегодня у нас урок-приключение. Мы будем искать и выполнять задания по теме « Лексика».
Вы разбились на команды, выбрали капитанов. Пожалуйста, капитаны, вытягиваем маршрутные листы.
Итак, мы начинаем нашу игру. (Ведущий объясняет правила игры)
Наше приключение начинается! Всем желаем удачи!!
Станция 1. «Цвет нации»
Заданий №1 находится в классе, в котором изучается творчество человека, подписавшего свой портрет словами «Победителю ученику от побеждённого учителя»
Задание1.
Найдите исконно русские слова . (1-5 баллов)
Адвокат, рука, миф, море, отец, цирк, комната, мать, депутат, автор, снег.
Проверка
Рука, море, отец, мать, снег.
Станция 2 « Ларец с чудесами»
Задание 2 находится в классе , в котором изучается животное, которое может обозначать человека, который чем-то отличается от окружающих.(белая ворона).
Задание 2
Используя интернет-ресурс https://fraze.ru/index.php/frazeologizm?ysclid=loh8hm9si0815941895
Найдите значение двух фразеологизмов , составьте предложения с выбранными фразеологизмами (работают с ноутбуком) : (1-2 балла)
"Козёл отпущения", "плыть по течению", "наводить мосты", "плясать под чужую дудку".
Станция 3 «Забытые слова»
Задание 3 Сколько лет было Маше Троекуровой , когда она встретила В.Дубровского? Ответишь на вопрос- узнаешь в каком кабинете следующее задание.
Задание 3. Найдите в тексте устаревшие слова. Докажите, что данные слова не являются архаизмами. А чем они являются? (1-3 баллов)
…С утра оба княжича, Федор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать…
Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи и княжичи стали выводить гусиными перьями замысловатые буквы.
( В.Ян. «Юность полководца»)
Проверка
Историзмы – устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий.
С утра оба княжича, Федор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать…
Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи и княжичи стали выводить гусиными перьями замысловатые буквы.
Станция4. «Знатоки»
Задание 5. Град, молоко, полон, врата- по какому принципу вы разделите данные слова на группы? Обоснуете свой ответ- получите № кабинета, где находится следующее задание. (Град,врата- молоко,полон. Старославянизмы- исконно русские слова. Неполногласие-полногласие)
Задание 5 Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. (1 -2 балла)
Я уверен что для полного овл..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)
Проверка.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой
из-под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)
Станция 5. «Кто? или Что?»
Данная станция используется только в условиях проведения мероприятия во внеурочной деятельности. Проводится с использованием интерактивной доски на образовательной платформе 1С: Образование. Предлагается ответить на вопрос : приведение – кто? или что?
Обучающиеся просматривают вопрос, дают ответ. В дальнейшем им дается пояснения к ответу. Судья засчитывает правильный ответ, если он дан до пояснения.
Литература
1. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.
3. Интернет-ресурс https://fraze.ru/index.php/frazeologizm?ysclid=loh8hm9si0815941895
4. Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т. и др. Русский язык,учебник в 2 частях- М, Просвещение,2019г
Маршрутный лист команды ________________________ класса ____________
____________________
Испытание
Кол-во баллов
Подпись
1
Цвет нации
2
Ларец с чудесами
3
Забытые слова
4
Знатоки
5
Кто? или Что?
ИТОГО