* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
.slide-number {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
Соловьева Валентина Тимофеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г.Доможакова»
«Современный урок литературного чтения»
Литературное чтение
Тема: В.А. Осеева рассказ «Почему?»
2 класс
«Школа России»
Цель: Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.
Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Ход урока
Организационный
- Прозвенел урок, начинаем наш урок.
Солнце светит нам в окошко.
Приглашая на урок
2.
Актуализация знаний
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной;
И я спросила их, поднявши веки:
« Что главное, скажите, в человеке?»
«Конечно, разум, - первый мне ответил:
С ним каждый путь и правилен и светел.
«Благодарю, что просветил меня»
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: «Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу»
Я поклонилась в пояс мудрецу.
«Да нет, не то – заволновался третий,
Дослушайте, что строго он ответил:
«Невелика моя об этом повесть:
Но главное у человека – совесть».
Слайд1
3.
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон- римский политический деятель, оратор, философ.).
- Дайте, объяснение значения слова совесть. Что такое совесть?
- Нужна ли совесть человеку?
- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).
- Я предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.
- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.
- Кто автор этого произведения?
- Как называется произведение?
- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.
(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)
- Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Физкульминутка
4.
Работа по теме урока
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1) составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках Приложение 1)
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
Слайд 5
5.
Первичное закрепление
1. Пересказ первого пункта. (стр. 96-97)
- Что однажды случилось с мальчиком?
2. Читают по ролям (стр.97)
- Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
3. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
4. - Почему мальчик не признался маме сразу?
(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
5. Выборочное чтение. (стр.98)
- Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
- Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
- Найдите в тексте слова. « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…»
6. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести) (« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)
- Как об этом пишет автор, прочитайте абзац. « Время шло..» (стр.99)
7. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?
(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика).
- В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.
6.
Творческое применение и добывание знаний.
На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».
- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.
Слайд 6
Слайд7
7.
Рефлексия
- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?
- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
- Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?
-Используя палитру цветов, обозначь своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.
Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.
Итог
урока
- Что живёт в душе мальчика? (совесть)
- Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.
-А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.
-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»
- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?
- Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)
Домашнее задание: 1 вариант выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил; 2 вариант пересказ по плану.
Слайд 8
Список литературы и интернет - ресурсов
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение
. Учебник. 2 класс. 2
часть .
Школа
России
, Москва: Просвещение.
Ожегов С.И.
, Шведова
н.Ю
. Толковый словарь русского языка.
М,:
Азбуковик
.
Кутявина
С.В. Поурочные разработки по
литературному чтению. 2
класс.
Школа
России.
Вологда,:
ВАКО
Конспект урока по литературному чтению на тему: Осеева.
WWW
infourok.ru
WWW
festival
, 1
septembe
.
ru
Слайд 1
Три мудреца: РАЗУМ, ВОЛЯ, СОВЕСТЬ
Слайд 2
Эпиграф урока «Самое главное украшение – чистая совесть»
Слайд 3
Определение слова СОВЕСТЬ (Словарь С.И.Ожегова
Слайд 4
Название произведения В.А.Осеева «Почему?»
Слайд 5
План рассказа 1.Мальчик с собакой. 2.Чашка разбита. 3.Это…Бум! 4.Он будет жить в будке! 5.Бум наказан. 6.Бум один на крыльце. 7.Ночью. 8.Расстроенный лай. 9.Сын признался. 10.Все дома. 11.У каждого свое почему.
Слайд 6
И.Левитан « Дождь.Буря » Природа
Слайд 7
И. Левитан «Золотая осень»
Слайд 8
Что живёт в душе мальчика? (совесть)
Голос совести…
Слайд 9
Что можно почитать
Приложение 1
Задание на карточке
Восстанови последовательность событий в рассказе
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.