* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .slide-number {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Соловьева Валентина Тимофеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г.Доможакова»

«Современный урок литературного чтения»

Литературное чтение

Тема: В.А. Осеева рассказ «Почему?»

2 класс

«Школа России»

Цель: Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Задачи:

-  Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Универсальные учебные действия.

1. Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Позновательные:

-Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Организационный

- Прозвенел урок, начинаем наш урок.

Солнце светит нам в окошко.

Приглашая на урок

2.

Актуализация знаний

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

 «Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

Слайд1

3.

Самоопределение к деятельности

- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон- римский политический деятель, оратор, философ.).

 - Дайте, объяснение значения слова совесть. Что такое совесть?

-  Нужна ли совесть человеку?

- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

- Я предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ. 

- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

- Кто автор этого произведения?

- Как называется произведение? 

 -  Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)

-  Верно,  при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Физкульминутка

4.

Работа по теме урока

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1) составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках Приложение 1)

Бум наказан.

Мальчик с собакой.

Сын признался.

Чашка разбилась.

У каждого своё почему.

Это…Бум!

Ночью.

Расстроенный лай.

Все дома!

 Он будет жить в будке!

 Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

Слайд 5

5.

Первичное закрепление

1.       Пересказ первого пункта. (стр. 96-97)

- Что однажды случилось с мальчиком? 

2.       Читают по ролям (стр.97)

- Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.       

3.       - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)

4.       - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

5.    Выборочное чтение. (стр.98)

- Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

- Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

- Найдите в тексте слова.  « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…»

6. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести) (« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)

-  Как об этом пишет автор, прочитайте абзац.   « Время шло..» (стр.99)

7.  - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу,  начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 

- В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

6.

Творческое применение и добывание знаний.

На доске слово «Природа» и картина Левитана  «Дождь. Буря».

- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

(Дети рисуют)

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».

- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.

Слайд 6

Слайд7

7.

Рефлексия

- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?

- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.

- Скажите, чему учит нас этот рассказ?

- Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

-Используя палитру цветов, обозначь своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

 Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.  

Итог

урока

      - Что живёт в душе мальчика? (совесть)

- Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

-А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»

- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?

- Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)

Домашнее задание: 1 вариант выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил; 2 вариант пересказ по плану.

Слайд 8

Список литературы и интернет - ресурсов

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение

. Учебник. 2 класс. 2

часть .

Школа

России

, Москва: Просвещение.

Ожегов С.И.

, Шведова

н.Ю

. Толковый словарь русского языка.

М,:

Азбуковик

.

Кутявина

С.В. Поурочные разработки по

литературному чтению. 2

класс.

Школа

России.

Вологда,:

ВАКО

Конспект урока по литературному чтению на тему: Осеева.

WWW

infourok.ru

WWW

festival

, 1

septembe

.

ru

Слайд 1

Три мудреца: РАЗУМ, ВОЛЯ, СОВЕСТЬ

Слайд 2

Эпиграф урока «Самое главное украшение – чистая совесть»

Слайд 3

Определение слова СОВЕСТЬ (Словарь С.И.Ожегова

Слайд 4

Название произведения В.А.Осеева «Почему?»

Слайд 5

План рассказа 1.Мальчик с собакой. 2.Чашка разбита. 3.Это…Бум! 4.Он будет жить в будке! 5.Бум наказан. 6.Бум один на крыльце. 7.Ночью. 8.Расстроенный лай. 9.Сын признался. 10.Все дома. 11.У каждого свое почему.

Слайд 6

И.Левитан « Дождь.Буря » Природа

Слайд 7

И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 8

Что живёт в душе мальчика? (совесть)

Голос совести

Слайд 9

Что можно почитать

Приложение 1

Задание на карточке

Восстанови последовательность событий в рассказе

Бум наказан.

Мальчик с собакой.

Сын признался.

Чашка разбилась.

У каждого своё почему.

Это…Бум!

Ночью.

Расстроенный лай.

Все дома!

 Он будет жить в будке!

 Бум один на крыльце.