Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерский детский сад №4

Краснозерского района Новосибирской области

Логопедический проект

«Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Учитель-логопед: Величко Инна Николаевна

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

В ходе логопедической работы необходимо:

помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

вовлечение семьи в образовательный процесс

(

приобретая теоретические знания, через совместную деятельность родителей, детей и логопеда

)

.

подчеркнуть необходим

ость разумных тре

бований к ребенку и

закрепления

достигнутого на занятиях.

Актуальность проекта определяются:

ростом количества детей с речевыми наруш

ениями и оказание

коррекционно-логопедической помощи в

сем нуждающимся в условиях ДОУ

необходимостью участия родителей в коррекционно-логоп

едическом процессе и подбор

эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети посещающие логопедические занятия ДОУ.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи:

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;

- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;

- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;

-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Ожидаемые результаты: родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей .

Эффективность данных результатов

- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время;

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задачи:

разработать и апробировать систе

му методических мероприятий для

родителей по вопросам

речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

вовлечение семьи в образовательный процесс, реализация теоретического

и практического

направления.

Средства и методы проекта:

проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

обновле

ние информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

Сбор и изучение информа

ции (поиск информации в Интернет

и других источниках).

подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде

(презентации,

публикации)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в  коррекционном обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов,

педагогов.

Перспективный план реализации проекта (в конце каждого месяца совместный практикум с родителями, детьми и логопедом).

Месяц

 

Сентябрь

Тема мероприятия

1.Первая встреча-знакомство «Давайте познакомимся»- (вопросы, волнующие родителей по проблемам речевого развития детей, особенности развития ребёнка дошкольного возраста).

2.Анкетирование родителей

3.Мастер-класс «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики» (для родителей).

Тема итоговой встречи в конце месяца

Практическая совместная деятельность «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики»

Октябрь

1.Семинар-практикум «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

(Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики)

2.Игры – тренинги по теме: «Играем - фонематический слух развиваем».

3. Консультация «Формирование у детей лексико-грамматических категорий в речевых играх». Картотека игровых тренингов «Интересная грамматика».

4. Практическая совместная деятельность. «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Ноябрь

1.Семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

2.Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами.

3. Рекомендации «Детские презентации, игры для логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи». Обзор веб - сайтов для родителей.

Практическая совместная деятельность. «Пальчиками играем - речь развиваем».

Декабрь

1. Консультация «Речевое дыхание -основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

2. Организация выставки: «Речевые игры для детей 4-5 лет». Обзор интересных новинок литературы и игр по речевому развитию дошкольников.

Практическая совместная деятельность. «Речевое дыхание -основа правильной речи»

Январь

1.«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. (Отзывы родителей).

2. Консультация-диалог по запросу родителей «Ваш вопрос –мой ответ».

Практическая совместная деятельность. Тренинг на тему: «Пошипим, пожужжим». (Система упражнений по автоматизации шипящих звуков.)

Февраль

 

Март

1. Мультимедийная презентация «Приключения пчелки Жужи»

2. Мастер-класс «Научим робота Рому говорить». (приемы работы со звуками Р Р').

3. Консультация с элементами мастер-класса: «Речевые игры по дороге домой»

Консультация для родителей с элементами мастер-класса на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников» (зрительная и дыхательная гимнастика).

Речевые игры. Практическая совместная деятельность.

Практическая совместная деятельность (зрительная и дыхательная гимнастика).

Апрель

Мастер

класс. Использование мнемотехники в коррекционной работе.

Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок.

).

Практическая совместная деятельность работа с мнемотаблицами.

Май

1. «Домашнее задание логопеда на летний период»

2. Заключительный этап. Мониторинг
(анкетирование работы логопеда с родителями, выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей).

Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.