Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозерский детский сад №4
Краснозерского района Новосибирской области
Логопедический проект
«Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Учитель-логопед: Величко Инна Николаевна
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
В ходе логопедической работы необходимо:
помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
вовлечение семьи в образовательный процесс
(
приобретая теоретические знания, через совместную деятельность родителей, детей и логопеда
)
.
подчеркнуть необходим
ость разумных тре
бований к ребенку и
закрепления
достигнутого на занятиях.
Актуальность проекта определяются:
ростом количества детей с речевыми наруш
ениями и оказание
коррекционно-логопедической помощи в
сем нуждающимся в условиях ДОУ
необходимостью участия родителей в коррекционно-логоп
едическом процессе и подбор
эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети посещающие логопедические занятия ДОУ.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;
-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.
Сроки реализации проекта: учебный год.
Ожидаемые результаты: родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей .
Эффективность данных результатов
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время;
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
разработать и апробировать систе
му методических мероприятий для
родителей по вопросам
речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
вовлечение семьи в образовательный процесс, реализация теоретического
и практического
направления.
Средства и методы проекта:
проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
обновле
ние информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
Сбор и изучение информа
ции (поиск информации в Интернет
и других источниках).
подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде
(презентации,
публикации)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в коррекционном обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов,
педагогов.
Перспективный план реализации проекта (в конце каждого месяца совместный практикум с родителями, детьми и логопедом).
Месяц
Сентябрь
Тема мероприятия
1.Первая встреча-знакомство «Давайте познакомимся»- (вопросы, волнующие родителей по проблемам речевого развития детей, особенности развития ребёнка дошкольного возраста).
2.Анкетирование родителей
3.Мастер-класс «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики» (для родителей).
Тема итоговой встречи в конце месяца
Практическая совместная деятельность «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики»
Октябрь
1.Семинар-практикум «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».
(Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики)
2.Игры – тренинги по теме: «Играем - фонематический слух развиваем».
3. Консультация «Формирование у детей лексико-грамматических категорий в речевых играх». Картотека игровых тренингов «Интересная грамматика».
4. Практическая совместная деятельность. «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».
Ноябрь
1.Семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем»
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
2.Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами.
3. Рекомендации «Детские презентации, игры для логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи». Обзор веб - сайтов для родителей.
Практическая совместная деятельность. «Пальчиками играем - речь развиваем».
Декабрь
1. Консультация «Речевое дыхание -основа правильной речи»
Тематическая консультация с практической частью.
2. Организация выставки: «Речевые игры для детей 4-5 лет». Обзор интересных новинок литературы и игр по речевому развитию дошкольников.
Практическая совместная деятельность. «Речевое дыхание -основа правильной речи»
Январь
1.«День открытых дверей»
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. (Отзывы родителей).
2. Консультация-диалог по запросу родителей «Ваш вопрос –мой ответ».
Практическая совместная деятельность. Тренинг на тему: «Пошипим, пожужжим». (Система упражнений по автоматизации шипящих звуков.)
Февраль
Март
1. Мультимедийная презентация «Приключения пчелки Жужи»
2. Мастер-класс «Научим робота Рому говорить». (приемы работы со звуками Р Р').
3. Консультация с элементами мастер-класса: «Речевые игры по дороге домой»
Консультация для родителей с элементами мастер-класса на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников» (зрительная и дыхательная гимнастика).
Речевые игры. Практическая совместная деятельность.
Практическая совместная деятельность (зрительная и дыхательная гимнастика).
Апрель
Мастер
класс. Использование мнемотехники в коррекционной работе.
Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок.
).
Практическая совместная деятельность работа с мнемотаблицами.
Май
1. «Домашнее задание логопеда на летний период»
2. Заключительный этап. Мониторинг
(анкетирование работы логопеда с родителями, выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей).
Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков»
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.
По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.