Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19.

Название конкурса: «Лучший конспект по ознакомлению с жанром словесного искусства»

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Выполнила: Абалтусова Светлана Александровна учитель-логопед

г. Сарапул, 2023 год

Тема занятия: «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»

Возрастная группа: подготовительная коррекционная группа № 12 с детьми ТНР.

Программа: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Цель занятия: знакомство детей с идейным смыслом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» посредством выразительного чтения, работы с текстом произведения и решения хода событий, проведения игры «Синквейн» на закрепление.

Задачи занятия:

образовательные: способствовать восприятию басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и пониманию замысла произведения; формировать умения построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

развивающие: закреплять умения анализировать поступки героев, создавать словесный портрет персонажей; развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, связную речь.

воспитывающие: воспитывать интерес к художественной литературе; прививать чувство сострадания и желание прийти на помощь нуждающемуся.

Дополнительные задачи:

Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления «Синквейн» с помощью символов, добиться умения выделять главных героев, а также выражать свои мысли.

Задачи: - Обогащать, актуализировать словарный запас детей;

- развивать творческие способности;

- развивать высшие психические функции;

Словарная работа: «катит», «нужда», «боле», «удручена», «вешних», «мурава», «беззаботная».

Материалы и оборудование:

демонстрационный: портрет баснописца; выставка произведений И.А. Крылова; текст басни «Стрекоза и Муравей»; интерактивная доска; игра «Синквейн».

раздаточный: стрекоза, веселые и грустные смайлики на каждого ребенка.

Предварительная работа: оформление в  группе учителя- логопеда выставки книг с портретом и баснями И.А. Крылова; слушание аудио басни: «Стрекоза и Муравей», беседа о литературных жанрах (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и их отличительных признаках; рассматривание альбома «Мир насекомых» с дальнейшим обсуждением, подготовить рисунки по басни для создание книги, проигрывание с детьми в игру « Синквейн» по аналогии, техника безопасности с электроприборами.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Вводная часть

Психологический настрой, 1 минута

Вводно – организационный этап, 1-2 минуты

Мотивационно- побудительный этап, 1-2 минуты

Основная часть

Актуализация, 3 минуты

Восприятие и расширение имеющих представлений, освоение нового.

5-8 минут

Динамическая пауза, 1 минута

Практическая работа

5-10 мину

Заключительная часть

Анализ и оценка (игра

«Синквейн») 3 мин.

Рефлексия 3 минуты.

Здравствуйте ребята.

Я рада видеть вас на нашем необычном занятии.

Дети прошу вас занять свои места.

Мне пришло письмо на электронную почту. Посмотрим, что там? (вылетает стрекоза и издает звук). Кто это к нам прилетел? Посмотрите ведь стрекоза не простая она сказочная. Как вы думаете из какого произведения она потерялась? Какое у неё настроение? Давайте поможем стрекозе вернуться обратно в басню. И тогда возможно у неё измениться настроение.

Сегодня мы поговорим о одной из известнейших басен И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Вы услышите поучительную историю о том, как главная героиня все лето беспечно развлекалась, пела и плясала, ни разу не задумалась о завтрашнем дне, и приход холодов для нее стал полной неожиданностью. Муравей, наоборот, все лето трудился, делал запасы, готовился к суровой зиме. И когда Стрекоза обратилась за помощью к Муравью, то он ей отказал в доме и уюте.

Подробнее об этой истории мы узнаем в басне И.А. Крылова.

Автор Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец, родился в Москве. Когда ему было 10 лет, юному Ване пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. В детстве Иван очень любил посещать городские празднества, ярмарки и гуляния, где наблюдал за людьми и подмечал интересные ситуации.  В четырнадцать лет Крылов переехал в Петербург. Всего вышло 9 книг, которые включали в себя более 200 басен.

А что такое басня? Давайте вспомним.

Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, который содержит определённый нравственный урок. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие и хорошие поступки.

Ребята приготовьтесь внимательно слушать басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

(Выразительное чтение басни).

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" - Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

Перед тем как мы ей поможем, мы немного поиграем со стрекозой.

Гимнастика для глаз «Следим за полетом Стрекозы «Одеваем на правый указательный палец стрекозу, встаём около своего стула, руку держим прямо и смотрим глазами, как стрекоза полетела влево, вправо, вверх, вниз, приблизилась к нашему носику, покружилась – и улетела.

Ребята, что нужно нам с вами сделать чтобы вернуть стрекозу обратно в басню?

Ведь в басне муравей не пустил стрекозу, может из-за этого она здесь у нас оказалась. Давайте вместе подумаем, как же нам с вами поступить? Вспомните мы с вами рисовали рисунки по басни, что мы можем сделать с рисунками?

1строка- кто главный герой?

2строка- какая она по характеру в басне?

3 строка- что она делает?

4строка- свое отношение к герою басни. (Чем занималась стрекоза?)

5 строка- итог героя.

(педагог говорит наводящие вопросы в помощь ребёнку)

Что нового узнали? Что было самым интересным? Скучным? На какого героя вы бы хотели походить? Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями – возьмите смайлик с улыбкой, а если вам было скучно - возьмите грустный смайлик, и если совсем ничего не понравилось тогда возьмите- злой смайлик.

Воспитанники приветствуют педагога.

Занимают свои места.

Воспитанники слушают и беседуют с педагогом.

Воспитанники слушают и включаются в процесс занятия.

Воспитанники отвечают на вопросы, слушают басню рассматривают выставку произведений писателя, учувствуют в беседе.

Воспитанники одевают на указательный правый палец стрекозу, рука прямо, стоя следят глазами за стрекозой по указанному направлению.

Воспитанники решают проблемную задачу.

(Изменить ход сказки, придумать концовку в положительную сторону для стрекозы и создать свою книгу и рисунков.

Воспитанники составляют «Синквейн», подводят итоги занятия.

Выражают своё отношения к героям.

Высказывают своё мнение по басни «Стрекоза и Муравей» и отношение к героям этой басни.

Используют смайлики.

Приветствие установление зрительного контакта.

Словесный метод.

Словесный метод.

Словесные методы- рассказ педагога чтение, беседа, похвала.

Наглядные – показ портрета писателя, выставка произведений автора.

Упражнение способствует расслаблению и укреплению мышц глаз.

Развитие мышление и воображение, воспитание добрых чувств.

Словесный, наглядный, игровой и практический метод.

Словесный,

наглядный, игровой и

практический метод.