Тема занятия: Звук и буква «Щ».
Программное содержание:
1 Образовательные задачи.
Знакомство со звуком и буквой «Щ».
Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам.
Произношение звука «Щ» в слогах, словах.
Звуковой анализ слова «плащ».
2 Коррекционные задачи.
Развитие фонематических представлений
Развитие мелкой моторики
Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.
Развитие координации слова с движением.
3 Воспитательные задачи.
Воспитание продолжительного выдоха
Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.
Оборудование:
Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ». Рабочие тетради, карандаши.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички». Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?
2. Сообщение темы
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с каки, вы должны догадаться.
Выделение звука «Щ» из скороговорки: «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Какой звук повторяется чаще других? (Щ)
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам.
Рассмотрим артикуляционный профиль
- Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ».
- Где находится язык? (за верхними зубами).
- Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой). Показ воспитателя,
сделайте, как я.
Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук? (согласный) А какой еще звук «Ш»? (Звонкий или глухой). Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ». Что мы почувствовали? (горлышко дрожит).
Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук.
4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.
Ща- ща- ща - произнести тихо
Ща- ща- ща - произнести погромче
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах».( щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)
6. Определить позицию звука в словах.
Назвать, где слышим звук «Щ», в начале, середине или конце слова.(ЩЁТКА, РОЩА.ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)
7. Динамическая пауза.
Щука в речке жила
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
8. Собери слово из первых звуков слов.
Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ).
9. Звуковой анализ слова «плащ».
Какой первый звук в слове - «п»
Какой последний звук - «щ»
Какой звук после звука «п» - «л»
Назови все гласные звуки. «а»
Назови все согласные звуки «п,л,щ».
Сколько всего звуков? (4 звука).
Назови все звуки. (п,л,а,щ).
10. Знакомство с буквой «Щ».
Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква). Что вам напоминает эта буква? (ответы детей).
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Этой щеткой чищу зубы
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Штриховка буквы Щ в тетрадях.
12. Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились? Спасибо за занятие!