Новоселова Наталья Анатольевна

МАОУ Городищенская СОШ

(дошкольный отдел)

воспитатель

I кв. категория

МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

через разные виды деятельности

Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.

А нынче 2025 год объявлен годом Защитника Отечества.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от нас, родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств, провожу на занятиях и разных мероприятиях, которые являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Цель работы: Создание условий для решения задач патриотического воспитания детей на занятиях и разных мероприятиях.

Задачи:

1. Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа;

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, родной край, за героев Отечества, воспитание маленького патриота большой Родины.

Данные задачи успешно реализую, во взаимодействии с семьёй, педагогическим коллективом, общественностью.

- Работа с родителями;

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с социумом.

Мне бы хотелось поделиться своими наработками и своими результатами.

Работа с родителями.

Работа по формированию патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО, являются равноправными участниками образовательного процесса.

Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, готовят проекты. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их, изготовить.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятий. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Я решила включать родителей и детей в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах, конкурсах).

Применяла метод семейных проектов. Суть его в том, что семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме «Моя родословная», «Герб семьи», «Моя дружная семья», «Я и моя семья», для того, чтобы дети понимали, откуда начинаются их родословные корни, знали своих близких и дальних родственников.

Продолжала систематизировать и углублять знания о родственниках и о своей принадлежности в семье, учила называть ФИО ближайших родственников, закрепляла полный адрес.

Работа с детьми включает в себя такие мероприятия:

беседы «Истоки патриотизма», Беседа «Наша страна - Россия» Беседа «Как жили славяне», Беседа «Богатыри земли русской» Беседа, «Русские народные промыслы», Беседа «Какие народы живут в России» и др.

Чтение и заучивание стихотворений: «Семья», «Флаг России»,

«Символы России», «Родина» и др.

Хочется сказать о праздниках.

Праздник помогает детям научиться, творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей и задач в формировании патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная моя работа с педагогами. Это отражается в проведении совместных мероприятиях.

Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, дошкольного отдела и семьи, заинтересованность в воспитании личности.

Всем известно, что дошкольное учреждение является “островком детства”, но оно не может существовать изолированно от села и страны в целом, поэтому в данном направлении я также провожу работу.

Участие в районных конкурсах, интернет конкурсах, участвуем в мероприятиях Дома Культуры, налажена тесная связь с сельской библиотекой, школьным музеем, с советом пенсионеров.

Проведенный мониторинг образовательного процесса образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выявил хорошие результаты в формировании у дошкольников элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно -

патриотической воспитанности детей показывает:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе;

- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;

хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Перспективы:

- пополнять патриотический центр играми и пособиями, позволяющими детям самостоятельно организовывать свободную деятельность;

- организовать работу по использованию инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников;

- совершенствовать работу с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию, проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей;

- пополнять и разнообразить материал, который будет способствовать патриотическому воспитанию, а также активно применять уже имеющийся материал в уголке «Моя родина Россия».

Вывод:

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями патриотизма, которую стремимся привить детям.

Ссылки: https://vk.com/club212879874

https://youtube.com/watch?v=mctd5rMyqvI&si=sV1kFWUCRkdtNU1d