Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район

имени Заслуженного строителя РСФСР Н.С. Лопатина

Выявление одарённостей учащихся начальной ступени образования в рамках урочной и внеурочной деятельности

Авторы методических рекомендаций и пособий:

Рожкова Марина Михайловна

учитель начальных классов

высшей категории,

Кудрявцева Мария Павловна

учитель начальных классов

г.Гулькевичи

2022г.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,

без активной поддержки и специальных методов обучения,

они вряд ли достигли бы тех высот,

покорив которые, они стали знаменитыми».

(Американский исследователь А. Блум)

Выявление детских способностей в раннем возрасте — это интересное и необходимое для педагогического опыта практика. Она используется в работах педагогов, психологов и методистов в разных областях. Выявлением, развитием и диагностикой детского таланта уже многие десятилетия занимались ведущие педагоги, психологи, такие как В.А. Крутецкий, Б.М.Теплов, С.Л.Рубенштейн, Дж.Рензулли, Дж. Фельдхьюсен, Лейтес Н.С., Савенков А.И. и др. В настоящее время эта проблема остается актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС НОУ Второго поколения, одним из важнейших направлений в образовательном процессе школы должно стать развитие личности обучающихся, которая может развиваться, самосовершенствоваться. В основе дифференциации учебного процесса лежит выявление способных детей в раннем школьном периоде.

Школа предназначена для всестороннего развития всех учащихся, а также для выявления и учета наиболее ярких способностей каждого из них. Термин «способности» используется учителем в различных комбинациях: «Он имеет большие способности», «Он имеет природные возможности», «Талантливый ученик», «Умелый ученик», «Одаренный ученик», «Способный ученик» и так далее. В дидактике и методологии обучения предметов начальной ступени мы говорим про творческие, исследовательские, познавательные способности, о способностях к счету, выразительности и так далее.

Цели работы педагогов школы с талантливыми детьми:

- выявление способных детей;

- создание условий для их оптимального развития.

Для достижения первой цели нужно решать следующие вопросы:

- ознакомление учителей с научной информацией о психологической специфике и методическом подходе, эффективном для работы с одаренными детьми;

- проводить целенаправленные наблюдения за учебными и внеклассными занятиями обучающихся, чтобы выявить детей со склонностью и показателями высокого результата в различных сферах деятельности,

- подбирать материалы и проводить специальные тесты, позволяющие определить одаренность.

Успешность занятий с одаренными учениками сильно зависит от особенностей занятий с младшими школьниками, поэтому она является основой стратегии обучения начальных классов.

Детство – это жизненный период, который обладает наивысшей самостоятельной ценностью. Основной проблемой в отношении незаурядных детей является не предварительное предчувствие степени их будущего успеха, а то, что уже сейчас уровень умственного напряжения и вид занятий соответствуют их возможностям. Очень важно, чтобы малыш с необычной способностью прожил детские годы, получая радость от полного и своевременного применения сил. Наиболее внимательно следует рассматривать признаки таланта у подрастающего человека. Из вышеупомянутого выделяем цели, задачи воспитательной и образовательной работы с талантливыми детьми начальной школы.

Цели:

- развитие общих способностей ребенка как базы всех особых талантов, поскольку в определенном благоприятном возрастном периоде можно развить природные задатки;

- развитие умения ребенка - мышление, память, речь и другие интеллектуальные функции.

Задачи:

- выявление талантливых детей, показавших высокий результат в учебном процессе психологическими диагностиками и анализа результативности умственных трудов, методов экспертной оценки учителя и родителя;

- оберегать и сохранять душевное здоровье и психическое благополучие детей как необходимое условие успешной деятельности, в особенности для школьников;

- заботиться о здоровье ребенка: полноценное функционирование нервной системы, обеспечивающее способность сосредоточиться на умственных работах, соблюдение режима умственной деятельности и отдыха и достаточную физическую активность, чтобы удовлетворить возрастные потребности;

- сохранение высокого уровня самооценки талантливого ребенка, напрямую связанного с развитием интереса к любознательности, а также в целом - с личностным развитием;

- организовать развивающую среду, стимулирующую любознательность детей, и, обеспечивая возможность их удовлетворения лекциями, кружками, экскурсиями, примерами взрослых;

- стратегия ускорения подготовки одарённых детей, позволяющая обеспечить возможность экстерната системы и перехода через класс на отдельные предметы в случае принятия решения психологического и педагогического советов.

Методика и форма работы с талантливыми учениками должна сочетаться, конечно, с методикой и формой работы со всеми учащимися школы, но при этом варьироваться и, безусловно, различаться. За многолетний опыт развития педагогики человек накопил огромное количество тестов и упражнений, чтобы выяснить предметные способности, удовлетворить интерес учащихся, имеющих эти таланты. Это, как правило, не те задачи, которые в школе решаются на основном уровне. И надо отметить, что в программном базовом материале недостаточно включено указанные интересные, увлекательные задание.

Известный математик и популяризатор Я.И.Перельман считает одной из особенностей интеллектуальной науки ту, которая, по его словам, заключена в том, что «приемы ее не исключают работы ума, а, напротив, пробуждают мысль работать».

У учащихся особое значение имеет развитие элементов логики, образовательных инициатив, выраженных в стремлении самому искать способы и средства решения проблемы; сообразительность, гибкость, находчивость, логичность и критика ума являются задачами для развития смекалки.

Несомненно, занимательные упражнения не только показывают способности учеников, но также являются движущей силой интереса к различным предметам. Учитывая множество различных увлекательных занятий и задач-шуток, для их эффективности и целесообразности их применения, проводится классификация занимательных задач математики:

- задачи, которые не требуют математического знания или практически не требуют знания, которые основаны на догадках и соображениях;

- задачи, которые требуют элементарного математического знания, помимо смекалки, или заставляют вспомнить это знание;

- задачи, которые предназначены для проверки и уточнения знаний.

В основном учителя начального звена используют:

– задачи, относящиеся к школьной математике, но с повышенной сложностью (олимпиады);

– задачи (математические развлечения).

Это задания различного уровня сложности и тренинги, развивающие инициативу математики, то есть предназначены для людей, которые делают только первый шаг в мир математики: тренинги, которые используются для различных занятий.

Вот некоторые задания:

- "Затруднительные положения" изические действия, которые выполняются затруднительно, но могут быть выполнены с помощью математической смекалки. Интуитивный тип задач, который может быть отнесен ко всем задачам повышенной сложности, требующим описания и уточнения);

- "Геометрия на спичках" (конструирование модели фигур из спичек. Этот тип задач слишком прост);

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (преобразование фигуры с помощью перекрытия);

- "Умение найдёт применение везде» (элементарно-технические и практические вопросы, для решения которых требуется участие логики);

- «С математикой или без нее» (математический способ решения может быть либо самим способом, либо сопоставленным способом решения);

- «Математика практически без вычисления» (действий практически нет, но решение определяется цепочкой рассуждений).

Важной группой являются задачи, называемые логическими. Надо подробно разобраться в их содержании и методах решения с детьми, поскольку они являются основой экспериментального материала для обозначения задатков математики.

Среди самых известных и часто применяемых, распространенных задач, широко применяются задачи, которые могут быть решены методом «здравого суждения», методом логического предположения, составлением различных таблиц, расчетом, схем, диаграмм. Одним из самых простых, примитивных случаев является применение метода перебора.

Ф. Митчелл выделил элементарные возможности, которые лежат в основе математики:

1) классификация;

2) понимание и операции с символами;

3) дедукция;

4) манипуляция с абстракцией без опоры для конкретное.

Компоненты математики очень обширно, полностью охарактеризованы В. Крутецким:

1. Способность отделить форму от содержимого, абстрагироваться от конкретной количественной формы, пространственной формы и оперировать формальной структурой, структурой связей и отношений.

2. Способность общаться с математическим материалом, выделять основное, отвлечься от несущественных, видеть общие во внешнем мире.

3. Способность оперировать числовыми и знаковыми символами.

4. Способность «последовательного, правильного расчлененного логического рассуждения» (А.Н. Колмогоров), связанная с потребностью доказательств, обоснований, выводов.

5. Способность сократить процесс рассуждений, мыслить в свернутых структурах.

6. Способность обратить мыслительный процесс к переходу от прямого к обратному ходу мысли.

7. Гибкое мышление, способность переключаться от одного умственного процесса к другому, освобождение от шаблонности трафаретности.

8. Логические схемы, память на обобщения, запоминание математических терминов, формул, определений.

9. Способность для пространственных представлений, которая прямо связана с существованием математического раздела - геометрии.

Диагностика:

1. «Адаптация детей к обучению» методика Нуменко.

2. Диагностика типа темперамента и типа мышления Л.А.Сиротюк.

3. Диагностика степени развития интеллектуальных способностей методом Т.Е.Рыбакова.

4. Анкета «Уровень воспитания учащихся» (методика изучения социолизированностей личности ребёнка М.И.Рожкова).

5. Методика исследования связной речь В.П. Глухова.

6. Проверить зрительную память с помощью карты Сперлинга.

7. Методика диагностик одаренности учеников младшей ступени (А.И.Савенков).

8. Методы выявления уровней интеллектуальной активности.

9. Лаборатории наблюдений по формированию УУД и модификация методов Дембо и Рубинштейна.

10. Диагностика отношений ребенка к ЗОЖ.

11. Диагностика «Тип менталитета и диагностики» и «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк).

12.Тест о социальном благополучии и личности по А.А. Антоновскому.

13. Методика переключение внимания. Диагностика «Кем бы я хотел быть и почему?».

14. Тест «Вы умеете вести здоровую жизнь».

15. Анкетирование «Взаимодействие с здоровьем».

16. Метод по Векслеру, матрица Равена, Зак.

Педагогические методы:

-метод проектирования по Выготскому;

-метод индивидуальной подготовки Пассова, Китайгородской;

-личностно-ориентированная и развивающая подготовка Якиманской;

Портрет талантливых детей:

1) проявляют любопытство к множеству вещей и постоянно задают вопросы для себя и окружающих;

2) предлагают множество идей, решений задач и ответов;

3) свободно высказывают своё мнение, постоянно, энергично его отстаивают;

4) склонны к риску;

5) у них богатая фантазия и воображение;

6) у них хорошее чувство юмора, они видят комичность в ситуациях, которые не кажутся смешными для остальных;

7) чувствуют красоту, внимательно относятся к вещам с присущим им эстетическим вкусом;

8) не конфликтуют и не боятся быть не похожими на других людей;

9) конструктивнокритичны, не принимают авторитарных указов без критического исследования;

10) стремятся выразить собственное мнение и творческий подход к предметам.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

- познавание научных данных по психологическим особенностям и методическим приемам работы с детьми одаренными;

- ознакомление с методиками целенаправленного наблюдения и диагностики;

- организация различных внеклассных конкурсов и интеллектуальных олимпиад, которые позволяют учащимся проявлять свои умения, способности;

- проводить различные внеклассные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои таланты;

- выбор между различными системами обучения методик и методов, способствующих развитию самостоятельного мышления, активности и творческой деятельности;

- оказание возможности для совершенствования способностей в совместных работах со своими ровесниками, учителями, через самостоятельное творчество.

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей развития человека:

-принцип повышения роли внеучебной деятельности;

-принцип индивидуального и диапазонного обучения; формирование условий совместной деятельности учащихся с минимальным участием педагога;

-принцип свободного выбора для учащихся дополнительного образования, помощи и наставления.

Подготовительный этап в работе с талантливыми детьми в начальном звене

Успешность деятельности с одаренными детьми весьма важно зависит от четкости организованного труда с данной категорией детей на начальной стадии образования, а также от грамотности организованного труда с данной категорией учеников начальной школы. Для выявления талантливых детей необходимо учитывать успехи их изучения математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. На данном этапе характерны охотные овладения детьми умениями и навыками, которые они осваивают под руководством педагога, а также сами. Кроме того, уроки и внеклассные занятия организуются как единое мероприятие, направленное на развитие творчества и познавательного потенциала учеников. При проведении недель учебных предметов, конкурсов и олимпиад нужно постоянно привлекать учащихся начальной ступени.

На подготовительном этапе необходимо:

- сформировать навыки научной организации работы;

- организовать участие в активных формах познавательной деятельности;

- формировать познавательный интерес;

- выявить способных учеников.

Например:

Тест "Способности ученика"

Цель: выявить склонности ученика к тому или иному роду занятий, уровень творческого развития, социальные способности.

Оборудование: распечатанные контрольные листы, карандаши или ручки.

Инструкция: ученику выдают разграфленный контрольный лист с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный, и знак «-», если ответ отрицательный. Вопрос зачитывает учитель.

Контрольный лист:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Правда ли, что в детстве ты очень любил:

1. Подолгу играть в подвижные игры?
2. Придумывать игры и быть в них главным?
3. Играть в шашки, шахматы?
4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в середине?
5. Читать стихи или петь песни?
6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
8. Рисовать или наблюдать, как рисуют другие?
9. Слушать или сочинять сказки, истории?

Тебе нравится сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной секции?
11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
12. Помогать друзьям решать математические задачи?
13. Читать об известных открытиях и изобретениях?
14. Участвовать в художественной самодеятельности?
15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
17. Заниматься в изостудии, художественном кружке?
18. Писать сочинения на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?
20. Своего умение управлять людьми, распределять работу?
21. Решения сложных математических задач?
22. Починке бытовых электро-или радиоприборов?
23. Игры на сцене?
24. Общение с людьми?
25. Знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
26. Посещение художественной выставки?
27. Перевода какого-то события, прочитанного или увиденного?

Тебя часто тянет:

28. К длительным физическим упражнениям?
29. Дел в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?
30. Разгадывание математических шарад?
31. Изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?
32. Участвовать в постановке спектакля?
33. Помочь людям, посочувствовать им?
34. Поиграть на музыкальном инструменте?
35. Порисовать красками или карандашами?
36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

Ты можешь длительное время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом?
38. Энергично работать вместе с другими?
39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
40. Копаться в механизмах, приборах?
41. Заботиться о молодых, слабых или больных людях?
42. Думать о судьбах людей, героев книг, что понравилось?
43. Исполнять музыкальные произведения?
44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?
45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Обработка полученных результатов.

Каждый столбик контрольного листа характеризует одно из направлений развития способностей личности ученика. При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов в каждом столбце.

I -физические (спортивные) ( 1, 10, 19, 28, 37 );
II – организаторские (2, 11, 20, 29, 38);
III-математические ( 3, 12, 21, 30, 39);
ІV-конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40);
V – эмоционально-изобразительные (артистические) ( 5, 14, 23, 32, 41);
VI-коммуникативные ( 6, 15, 24, 33, 42);
VII-музыкальные ( 7, 16, 25, 34, 43);
VІІІ-художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44);
ІХ-филологические ( 9, 18, 27, 36, 45).

Тест на творческие способности


Цель: определить характер творческих способностей ученика.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Оборудование: распечатанные бланки текста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен внимательно прочитать каждое утверждение, обвести слово «да», если он согласен, слово «нет», если написанное не совпадает с его мнением.

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.
Да Нет 2. Я люблю гулять один.
Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.
Да Нет 4. Я задаю много вопросов.
Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок – никчемное занятие.
Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня было один или двое друзей.
Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.
Да Нет 9. Я люблю рисовать.
Да Нет 10. Я люблю дела, которые трудно делать.
Так нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.
Да Нет 12. Я люблю разбирать приборы и игрушки, чтобы понять, как они работают.
Да Нет 13. Мне больше всего нравится раскрашивать рисунки раскрасок, чем рисовать самому.
Да Нет 14. Легкие загадки – самые интересные.
Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.
Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по хозяйству.
Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься в одиночестве.
Да Нет 20. Мой папа считает, что я обычно поступаю правильно.
Да Нет 21. Я люблю рассказы о древности.
Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Да Нет 23. Если то, что я хочу сделать оказывается трудным, я отказываюсь от этой идеи и берусь за что-нибудь другое.
Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, один я не люблю играть.

Обработка полученных результатов.

За каждый положительный ответ (обведенное слово «так») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «нет») – 0 баллов.

Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл. Это делается потому,что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный определяемому. Склонность ребенка к творчеству состоит из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка.

Проанализируем эти качества.

1. Разнообразие интересов.

Подсчитать общую сумму баллов ученика в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:
I ступень-0-1 балл (слабо выраженный);
II ступень – 2-3 балла (выраженный средне);
III ступень-4-5 баллов (явно выраженная).

2. Независимость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует уровню независимости ребенка:

I ступень-0-1 балл (слабо выраженный);
II ступень – 3-4 балла (выраженный средне);
III ступень-5-6 баллов (явно выраженная).

3. Гибкость, приспособляемость.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведения ребенка:

I ступень-0-1 балл (выражен слабо);
II степень-2 балла (выраженный средне);
III степень-3 балла (выражен явно).

4. Любознательность.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка:

I ступень-0-1 балл (выражен слабо);
II степень-2 балла (выраженный средне);
III степень-3 балла (выражен явно).

5. Настойчивость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка:

I ступень-0-1 балл (выражен слабо);
II степень-2 балла (выраженный средне);
III степень-3 балла (выражен явно).

6. Сведения о семейной обстановке.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:

I ступень-0-1 балл (мало способствует);
II степень-2 балла (способствует средне);
III степень-3 балла (явно способствует).

Тест на способности к словообразованию

Цель: выявить уровень речевого развития , богатство его словарного запаса.

Возраст: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Инструкция: ребенку предлагается составить как можно больше новых слов из какого-либо слова, что содержит большой набор букв (например, «электростанция»).

Время на выполнение задания - 5 минут.

Главное условие: использовать дважды одну и ту же букву в новом слове нельзя. Задание подается на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова.
Обработка полученных результатов. Для оценки творческой способности ребенка необходимо подсчитать количество верно составленных слов.

9 слов и более-высокий уровень развития;

7-8 слов – Средний уровень;

6 слов и меньше-низкий уровень.

Тест "Логическое мышление"

Цель: исследовать способности ученика к воображению и словесно-логическому мышлению: умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи.

Возраст учащихся: 6-13 лет.

Оборудование: распечатанные бланки опросника, чистые листы бумаги, ручки.

Инструкция: ученику предлагают пофантазировать на тему: "Что произойдет, если. Задача ребенка-дать как можно больше полных и оригинальных ответов на поставленные вопросы:

Что произойдет, если дождь

будет лить,

не переставая?

Что произойдет, если все животные начнут говорить?

Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?

Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?

Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Обработка полученных результатов.

Чем более подробно и подробно будет отвечать ученик, тем лучше у него развиты образное мышление и воображение.

Для оценки результатов следует учитывать:

1) Фактор времени (Время, затраченное на размышления):

5 минут-1 балл;

4 минуты - 2 балла;

3 минуты – 3 балла;

2 минуты - 4 балла;

1 минута-5 баллов;

2) активность воображения:

Оригинальный подробный ответ с элементами юмора-5 баллов;

Необычный ответ с элементами фантазии-4 балла;

Банальный ответ («ничего не будет», «такого не бывает» и др.) – 2 балла;

Ответ не по существу или встречным вопросом, отказ от ответа – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10 (фактор времени и оригинальность ответа). Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он требует специальных занятий по развитию воображения и творческого мышления.

Тест на одаренность

Цель: выявить творческие и интеллектуальные способности и задатки ученика 6-10 лет.

Респонденты: родители ученика.

Оборудование: распечатанные бланки опросника.

Инструкция: отвечая на вопросы теста, родители замечают пункты, подтверждающие способности ребенка.

1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста:

А) самостоятельно - 7 баллов;

Б) с чьей – то помощью-5 баллов.

2. Читает много, причем быстро – 2 очка.

3. Сам или с чьей – то помощью заинтересовалась справочниками, словарями, энциклопедиями - 2 балла.

4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении-1 балл.

5. Скрытен, не любит, когда вмешиваются в ее дела, имеет друзей, старших по возрасту – 2 балла.

6. Предпочитает беседовать со старшими – 2 балла.

7. Ставит много сложных вопросов, чем удивляет или вводит взрослых в растерянность - 2 балла.

8. У него всегда готовы ответы даже на самые неожиданные вопросы – 1 балл.

9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать правильные обобщения (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-либо) – 2 балла.

10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку различным явлениям – 1 балл.

11. С недовольством относится к однообразным, повседневным делам (уборка, мытье полов и посуды, выполнение учебных заданий, не требующих больших усилий) – 1 балл.

12. Чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его лично - 1 балл

13. Любит шутить, обладает чувством юмора – 2 очка.

14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины – 2 балла.

15. Любит сложные игры (шахматы и др..), требующие определенной смекалки-2 балла.

16. Рано заинтересовался тем, что изучают в старших классах-1 балл.

17. Отдает предпочтение разнообразным занятием, причем любит делать все самостоятельно – 2 балла.

18. Его интересуют вопросы мироздания и все, что касается древней истории – 2 балла.

19. Учится без особых усилий, быстро охватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам – 2 очка.

20. У него развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, во всем ищет гармонию – 2 очка.

Обработка полученных результатов.

Подсчитать сумму баллов по тем позициям, которые больше всего соответствуют чертам характера и склонностям конкретно ребенка.

Набранная сумма не превышает 9 баллов. Стоит подумать об активизации занятий с ребенком в плане общего развития. Необходимо

расширить ему возможности для "пробы сил" в разных областях, потому что ее способности еще не проявились.

10-13 баллов. Ребенок имеет определенные способности, необходимо позаботиться о специальном развитии его возможностей.

Более 14 баллов. Ребенка отличает неординарность. Ему необходима специальная программа обучения и развития, а также консультация с психологом

Тест “Чем залатать коврик?”

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.



Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.

Тест “Раздели на группы”

Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка.


Ребенку показывают картинку, изображенную на рисунке, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».



На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Замечание: одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры
8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов - за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур
2-3 балла - за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур
0-1 балл - за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

Выводы об уровне развития образно-логического мышления :

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Тест “Что здесь лишнее?”

Цель методики - исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним:


На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Тест “Повтори рисунки”

Задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».



На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов - ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм

4-6 баллов - ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

2-3 балла - ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм

0-1 балл - ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм

Тест “Вырезаем фигуры”

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.



На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов теста

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Работа на уроке и кружках должна строиться так, чтобы учащиеся проявляли свою способность в самых разных областях деятельности.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

- осознание важности данной работы учителем, а также усиление в этой связи внимания на проблему формирования положительного мотива к обучению;

- создание и непрерывное совершенствование методики работы с детьми, одаренными в той или иной сферах образования;

- познание учителем, что реализация системы работы с талантливыми детьми - одно из основных направлений деятельности школы;

- признание учителем, что осуществление системы работы с талантливыми детьми - одно из главных направлений деятельности школы.

Формы работы с одаренными и способными детьми:

- олимпиады;

- конкурсы творческих работ;

- творческие выставки;

- занятие с группой сильных детей;

- проектная деятельность;

- предметный кружок;

- мастерская для творчества;

- конкурсы различных уровней.

Работа с родителями

Важнейшим моментом для работы с талантливыми детьми является комплекс мероприятий для не только школьников, а также и для родителей, чтобы повысить уровень психологической грамотности и компетентности. Укрепление взаимодействия родителей и учителя.

Формы работы с родителями:

- совещания с родителями по творческим и проблемным вопросам;

- групповые и индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к мероприятиям;

- выполнение рекомендаций по литературе.

Например:

Родительское исследование

(заполняют родители)

У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

Он очень любит рисовать (Да / нет)

Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________

С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Ожидаемые результаты:

1. Формирование системы работы с талантливыми и способностями обучающимися.

2. Формирование банков, технологий, программ ранней диагностики одаренных и способных детей.

3.Разработка стратегии, тактики функциональной, педагогической, социальной, научной поддержки по изучению и развитию талантливых детей в школе.

4. Увеличение числа участников предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей.

5. Повышение показателей успеха детей на олимпиаде, конкурсе, соревновании.

6. Повышение качества обучения.

После прохождения всех представленных этапов выявления у младших школьников способностей в различных сферах учебной деятельности для формирования банка талантливых детей в образовательном учреждении составляются анкеты и портфолио «звездочек»:

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» МОУ СОШ № 19

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

ЛИТЕРАТУРА

1.Гарднер М. Есть идея! М.: Мир.

2.Кордемский Б.Л. Очерки о математических задачах на смекалку.

М.: Учпедгиз.

3.Перельман Я.И. Что такое занимательная наука.

Народное образование, №2.