Конспект занятия на тему "Первоцветы"
"Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами-первоцветами, их названиями, особенностями и ролью в природе. Формировать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:- познакомить детей с названиями и внешним видом нескольких видов первоцветов (подснежник, мать-и-мачеха, крокус).
-рассказать об особенностях первоцветов (раннее цветение, приспособленность к холоду).
-объяснить значение первоцветов для насекомых и природы в целом.
Развивающее:- развивать познавательный интерес к миру природы.
- развивать наблюдательность, внимание, память, речь.
-развивать умение сравнивать и анализировать.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к природе, желание её охранять.
- формировать эстетическое восприятие красоты.
Материалы и оборудование:
-ваза с цветами, картинки с изображением первоцветов (подснежник, мать-и-мачеха, крокус) иллюстрации с насекомыми (бабочка, пчела, шмель) аудиозапись с голосами птиц, цветная бумага, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, шаблоны.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за изменениями на природе, чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций с изображением весенней природы.
Ход занятия:
Организационный момент, приветствие:- Ребята давайте поприветствуем друг друга:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука
Здравствуй,друг, здравствуй, друг,
Здравствуй весь наш дружный круг
Дети садятся на стульчики.
Звучит музыка и в группу младший воспитатель заносит вазу с цветами.
Воспитатель:Какие красивые цветы, и ваза какая красивая. Интересно, кто нам отправил такой красивый букет цветов.
Младший воспитатель:А вот отгадаете загадку и сразу поймете от кого.
Воспитатель:Ребята слушайте внимательно загадку.
Я раскрываю почки
в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. Весна.
Воспитатель: Молодцы,ребята, конечно же это весна!Ребята, а какие признаки весны вы знаете?Как меняется природа весной? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах - первоцветах.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением первоцветов.
Воспитатель: Ребята, это подснежник. Давайте попробуем описать его внешний вид. Какого цвета подснежник? Какая форма листьев?Так, дети вместе с воспитателем описывают внешний вид каждого цветка.
Воспитатель:Подснежник-это один из самых первых весенних цветов. Его белые нежные цветки появляются из-под снега, словно маленькие фонарики. Он очень смелый и не боится морозов. Чаще всего зацветает в апреле. Растёт в горных лесах высокогорных лугах.
А вот мать-и-мачеха- очень интересный цветок. С одной стороны его листик теплый и мягкий, как мамина рука, а с другой холодный, как рука мачехи. Его жёлтые цветочки похожи на маленькие солнышки. Растет на влажных глинистых почвах, по обрывам и берегам реки.
Цветет весной в марте - апреле до появления листьев.
Крокусы растут в степях, лугах и лесах. Любит хорошо освещённые солнцем места. Цвести начинает в апреле. Они бывают разного цвета.
Воспитатель:Ребята, а сейчас я предлагаю вам из отдельных частей собрать изображение первоцвета.
Дидактическая игра "Собери цветок".
Физкультминутка:
Солнышко лучистое любит скакать ()прыжки на носках, руки вверх)
Облачко весёлое хочет поймать
(руки вверх, ловим облачко)
Ветер дует задувает (махи руками)
Деревья наклоняет
(наклоны в стороны)
А цветочки расцветают
(приседания)
И головки поднимают
(плавно поднимаемся, тянемся вверх).
Воспитатель: Как вы думаете, какую роль играют первоцветы в природе? Для чего нужны первоцветы насекомым? (ответы детей)
Воспитатель: Насекомые, которые просыпаются весной нуждаются в пище. Первоцветы это первый источник нектара и пыльцы для бабочек, пчёл, шмелей.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением насекомых
.Воспитатель: А вы знали, что многие первоцветы занесены в Красную книгу и нуждаются в охране. Эти цветы на грани исчезновения, поэтому их нельзя рвать, их нужно беречь. Сколько много интересного сегодня вы узнали про первоцветы. А сейчас я вам предлагаю сделать аппликацию подснежник. Для этого нам понадобится бумага голубого цвета для фона. Из белой бумаги вырежем лепестки цветка, их у нас будет 6 штук. (
)Воспитатель раздаёт шаблон размером 5 см на 3 см. Дети обводят на бумаге и вырезают.)Воспитатель: Округлите края каждого лепестка ножницами. (Воспитатель показывает как это сделать)
Воспитатель: А теперь из зелёной бумаги вырежьте два листа. (Воспитатель также дает детям шаблон размером длина 10 см ширина 3 см. Дети обводят и вырезают)
Воспитатель: Для стебля из зелёной бумаги вырежьте тонкий прямоугольник (детям раздает шаблон длиной 8 см, шириной 1 см, дети обводят и вырезают).
Воспитатель: Для середины цветка нам нужно из синей бумаги вырезать круг (шаблон диаметром1,5 см). По краям круга сделайте небольшие надрезы ножницами, чтобы создать эффект пушистой сердечки. Молодцы, а теперь приступим к сборке нашего цветка. Сложите лепестки цветка, по три лепестка, вместе, таким образом, чтобы середина была видна между ними. Нанесите клей на обратную сторону синих кружочков и приклейте их центр белых лепестков. Прикрепите собранные лепестки к верхушке зеленого стебля, используя клей. Зеленые листья прикрепите чуть ниже цветков к стеблю, расположив их симметрично по обе стороны стебля. А теперь приклейте готовый цветок на подготовленный голубой фон, аккуратно выравнивая положение. Теперь можете украсить свою работу дополнительными элементами, нарисуйте травинки карандашом или фломастером.
Заключительная часть, подведение итогов занятия:
Воспитатель: Ребята, о каких цветах мы сегодня говорили? Какие названия запомнили? Почему важно беречь первоцветы? (ответы детей).Какие замечательные подснежники у вас получились. Вы, как всегда молодцы!