Сценарий мастер-класса «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках русского языка».
1 слайд.
Приветствие участников мастер класса
Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Какова же будет тема сегодняшнего мастер-класса, давайте прочитаем.
Эффективныежприемыдавмотивациигокйучебнойндеятельностилнадурокахэегрусскогоилуязыка.
Получилось сразу прочитать? Почему? Мы здесь видим, что все слова записаны без пробелов и здесь еще присутствуют и лишние буквы.
Наверное, многие знают, а, может, и нет, что тексты в Древней Руси, были без пробелов между словами и предложениями и без знаков препинания. Чтение их, конечно, было медленным и трудным. Чтобы прочитать текст, нужно было прежде всего отметить границы предложений и отдельных его частей. Пробелов не было, по одной из версий – в целях экономии бумаги…Однако мы не сэкономили, а использовали один из приемов мотивации в начале урока, который называется «Зашумленная тема». Для этого тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами.
2 слайд.
Тема мастер класса «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках русского языка».
Первый этап любого урока по ФГОС- это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанное погружение обучающегося в пространство учебной деятельности.
В начале урока нередко прибегаю к приёму загадки с целью актуализации темы.
Например, дается загадка, ученики должны ее отгадать, затем доказать это.
3 слайд.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(Причастие. Какой? Какая? Какие? Обозначают признак по действию)
Продолжим разговор о формировании мотивации к учению. Проектировать учебный процесс, в первую очередь, мотивационный этап, необходимо с учетом особенностей мыслительной деятельности учащихся. Детей с доминирующим левым полушарием нужно иначе мотивировать, чем с доминирующим правым полушарием.
- А какое полушарие является главным у Вас? Проведем простой тест.
4 слайд.
Перед вами лежат листочки с ручками.
Вам нужно распределить представленные на слайде слова по три на три группы так, чтобы в каждой было что-то общее: орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.
5 слайд.
I вариант
1-я группа карточек — «рыба», «орел», «овца».
2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».
Если вы распределили слова как в первом варианте, то у вас доминирует левое полушарие.
II вариант
1-я группа карточек — «рыба», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Если таким образом- доминирует правое полушарие.
III вариант
Если вы выполнили одновременно I и II вариант, то вы относитесь к смешанному типу.
Уверяю, беседа с учащимися о доминирующих полушариях является открытием для них. Они с радостью узнают себя в тех или иных действиях. Например, «правополушарники» часто интуитивно знают правильный ответ, а объяснить, как решили не могут. Поэтому в качестве поддержки этим учащимся рекомендуется иметь на первых этапах изучения темы памятки, алгоритмы правил. «Левополушарники» лучше запоминают алгоритмы правил, в то же время формулировки правил им приходится заучивать.
Учащиеся начинают относиться к себе с большим уважением; видеть и понимать истинные причины своих успехов и неудач.
А сейчас, пожалуйста, решите грамматическую задачу:
6 слайд.
Петя
Ошибкин
утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д].
Прав ли Петя?
Петя
Ошибкин
в слове «здесь»
написал букву «эс,
и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает».
Верно ли объяснил Петя
Ошибкин
?
Обращаю Ваше внимание на весьма интересный прием мотивации «Грамматическая задача», его я чаще использую на этапе освоения нового, либо при закреплении изученного материала.
Для того чтобы сохранить устойчивый интерес в процессе обучения на уроках, я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?
При закреплении нового материала, желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Заранее оповещаю детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант с комментированием ошибки.
Слайд 7.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
- универсальность; его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
- воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Этот приём можно использовать на разных этапах урока: активизация имеющихся знаний, повторение изученного материала, рефлексия с целью подведения итогов.
Приведу примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка
1. Учащимся предлагается задание: прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
8 слайд.
В диревнесанино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.
Проверьте выполненное задание. 9 слайд.
Ошибки в задании могут быть самые разнообразные: виды орфограмм, пунктуация при причастных и деепричастных оборотах и т.д. подобные задания могут быть нацелены как на проверку уже изученных тем, так и ориентиром на предстоящее изучение нового материала.
10 слайд.
На этапе закрепления знаний использую приём «Интеллектуальная разминка»: из представленных пословиц необходимо выписать те, в которых есть причастия. После чего устно объяснить смысл пословицы, дать морфологическую характеристику имеющемуся в нем причастию. (пословицы выведены на экран, учащиеся выписывают необходимые, затем устно дополняют задание)
Голова без ума — что фонарь без свечи.
Глупый осудит, а умный рассудит.
По платью встречают, по уму провожают.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Заработанная копейка дорого стоит.
Без терпенья нет ученья.
Съеденный до работы хлеб делает лентяев.
Грамота — не болезнь, годы не уносит.
Дружба, построенная на выгоде, дорогого стоит.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Древо и учитель познаются по плоду.
Долго остающаяся на одном месте вода портится
Что написано пером, того не вырубишь топором.(здесь употреблено краткое причастие - написано. Является сказуемым. Смысл пословицы заключается в том, что если написанное стало известно, то его уже не изменить и не исправить. Поэтому никогда не стоит писать того, что предварительно не обдумано)
Заработанная копейка дорого стоит.(В этой пословице употреблено полное страдательное причастие заработанная. Является определением. Пословица "заработанная копейка дороже стоит" означает, что деньги, которые мы зарабатываем собственным трудом, более ценны, чем деньги, которые мы получаем без усилий.
Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной. (Здесь причастный оборот построенная на выгоде, который стоит после определяемого слова дружба, поэтому выделяется с двух сторон запятыми. Причастный оборот подчёркиваем как определение)
Долго остающаяся на одном месте вода портится. (В этой пословице причастный оборот долго остающаяся на одном месте находится перед определяемым словом вода, поэтому не обособляется. Причастный оборот является определением. Эта пословица говорит нам о том, что близкие отношения с другими людьми - родственные, дружеские - нужно ценить)
Съеденный до работы хлеб делает лентяев. (В этом предложении причастный оборот съеденный до работы. Он не обособляется, так как находится перед определяемым словом хлеб, является определением)
И ещё об одном приеме хотелось бы упомянуть в рамках данного мастер-класса, он называется «Необычная обычность»
11 слайд.
Включает процесс выдачи нестандартного домашнего здания.
- Учащимся предлагаю цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и т.д.).
19,12,1,9,12,1. (сказка) 12 слайд
Итак, эффективных приемов для повышения мотивации учащихся очень много. Я показал лишь некоторые из них.
В завершении любого урока важно, чтобы каждый ученик вышел с положительным личным опытом, чтобы у него возникла установка на дальнейшее обучение. 13 слайд. Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации школьников.
Перед вами лежат листочки с пустыми лицами. Если тема мастер – класса понравилась, и вы хотели бы применять подобные приёмы в своей работе, то нарисуйте, пожалуйста, радостное лицо, а если же вам не понравилось, и вы не собираетесь применять, то нарисуйте грустное лицо.
На этом у меня всё, спасибо за внимание!