Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Синодское Воскресенский район Саратовская область»

Мастер-класс «Ковролинография как активная среда для развития детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель

Заводская Татьяна Александровна

2024 г.

Мастер-класс «Ковролинография как активная среда для развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: сформировать представление о значении ковролинографии в развитии детей раннего возраста.

Задачи:

-повышать мотивацию педагогов к использованию развивающих игр в образовательной деятельности с использованием ковролинографии;

-совершенствовать интеллектуальные способности у детей (логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь) при включении в работ ковролинографии;

-повышать уровень профессиональной компетенции участников мастер - класса.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему «Ковролинография как активная среда для развития детей младшего дошкольного возраста».

Ковролинограф - это многофункциональное пособие, с помощью которого можно осуществить игры, направленные на развитие всех образовательных областей для детей от 1 года.

Моя методическая разработка, сенсорный планшет – комплекс развивающих игр на ковролине. Этот комплекс создан на основе методики В. В. Воскобовича. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое закреплено на дощечку.

Для изготовления фигурок использовала фетр. Фетр яркий, мягкий, приятный на ощупь, что способствует развития зрения и осязания у ребенка. Также использовала ламинированные бумажные, картонные картинки и уже готовые композиции. Этот метод позволяет проводить работу с учетом индивидуальных возможностей, способностей и желания самого ребенка. В своей работе использую способ плоскостного моделирования, предпочтение отдаю подгрупповой и индивидуальной формам работы. И самое главное – метод ковролинографии отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Комплекс игр на ковролине в младшем дошкольном возрасте влияет на:

• формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

• обучение способам обследования предметов, умение различать их свойства (форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

• развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и др.);

• формирование элементарных математических представлений;

• ознакомление с предметным миром и миром природы;

• развитие речи;

Метод ковролинграфии является универсальным средством для решения проблемы создания образовательной среды, с его помощью можно выкладывать: фигуры, линии, предметы, а самое главное – играть. Я использую ковролин в работе с детьми, как в организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Для детских игр и занятий ковролинограф удобен по нескольким причинам: липучки легко клеятся на плоские игрушки, игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Комплекс игр на ковролинографе дает возможность проводить целенаправленные занятия по различным видам деятельности. Получается компактно, удобно и функционально.

В своей работе использую ковролинограф для познавательного и речевого развития детей. Взаимосвязь речевого и познавательно развития свидетельствует о полном значении языка о развитии особенности мышления. Отчетливо тесная связь речевого и познавательного развития детей. Видна в формировании связной речи т.е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем - нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, умение анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Этот метод очень вариативен, им можно пользоваться практически на любом занятии.

Особенно важное место в познавательном и речевом развитии занимают дидактические игры и пособия на коврролинографе. Обязательным элементом которых являются познавательное содержание и речевая задача. Используя игры на ковролинографе в организационно образовательной деятельности, ребенок получает возможность отразить знания об окружающем мире, моделировать фигурами, веревочками, силуэтами животных, рассказывать и придумывать сказку, монипулировать предметами.

Сейчас хочу предложить вашему вниманию несколько игр.

Игра «Что исчезло» направлена на развитие памяти. На ковролинограф вывешиваются изображения, либо игра проводится уже на основе того материала, который был в предыдущей игре. Дети запоминают их и затем закрывают глаза. Педагог убирает один или несколько предметом и просит вспомнить, что же исчезло.

Игры на конструирование.

Ковролинограф можно использовать как площадку для конструирования любой сложности. Для этого в качестве изображений понадобятся геометрические фигуры, а ребенок выполняет свою работу на ковролинографе.

Также можно рассказать детям сказку, к примеру репка.

Также можно предложить игру, «Кто, что ест». Выкладываем по кругу животных и предлагаем ребенку определить кто, что ест. Зайка ест морковку, цыпленок семенки, собачка – косточку, кот – рыбку.

Также можно использовать готовый вариант игры. Где можно также предложить игру (заполни ведерко) – распределить по цвету. Убери лишнее. Убери несъедобные.

Также есть композиция, на которой можно предложить ребенку распределить фрукты, овощи, ягоды. Что растет на деревьях, что на грядке, что в земле.

Также ребенку можно определить фрукты, овощи, ягоды.

Тема: «Пирамидка»

Ход

Сейчас я вам хочу показать как я использую ковролинограф в своей работе.

Воспитатель: Василиса, посмотрите, кто это?

Дети: Это медвежонок.

Воспитатель: Правильно!

Медвежонок любит играть в пирамидку. Поможем Мишутке сделать пирамидку ?

Дети……

Воспитатель: Сегодня мы с тобой построим пирамидку для Мишутки.

 Перед тем как мы начнем строить пирамидку давайте разомнем  наши пальчики.

«Пальчики»

Вот помощники мои

Их сожми и разожми.

Поверни их эдак, так,

Помаши слегка вот так.

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

Воспитатель: Василиса, нам нужно расположить с тобой фигуры по порядку (от большего овала к меньшему). Сначала прилепим в низу самый большой овал. Какого он цвета? Затем второй овал, и т. д. по порядку (от большего к меньшему). Далее, когда все овалы по порядку готовы, ставим сверху треугольник — это верхушка пирамидки. И все наша пирамидка готова!

Воспитатель: Молодец! Вот такая красивая пирамидка у нас получились. Смотрите, как наш Мишутка  радуется! Пусть теперь играет с нашими пирамидками!

В заключении мастер – класса, можно сделать вывод, что использование ковролина в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);

- развивает творческие способности дошкольников;

- развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;

- развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры);

- формирует мотивационную сферу к учебному процессу;

- сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками.

- создает положительный эмоциональный настрой в группе;

- развивает умение действовать соответственно правилам игры.

Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально–чувственного познания окружающего мира и развитию творческого потенциала дошкольников. Но главное значение образовательной работы с использованием ковролинографии состоит в том, что у детей повысился интерес к предметному и окружающему миру, элементарным математическим представлениям, речь. Опыт работы показывает, что занятия на ковролине с помощью подручных материалов позволяет ощутить положительные эмоции. Ковролин даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат.

Спасибо за внимание.