Мастер-класс для родителей
«Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Чугунова Людмила Алексеевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23»
г. Усинск
2023 г.
Мастер-класс для родителей
«Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель: ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами и этапами работы;
- дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц при пересказе художественных произведений, составлении загадок, разучивании стихотворений и словесных игр с детьми.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемоквадрат», «Мнемодорожка», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Следовательно, в своей работе с детьми я использую приём мнемотехники.
Что же такое – мнемотехника? Это совокупность методов и приёмов, служащих для облегчения запоминания, воспроизведения и сохранения информации.
Итак, начинаем от простого к сложному.
Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ.
Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
- предметные (в таблице только изображения предметов и людей);
-предметно-схематические (присутствуют как схематические, так и реальные изображения предметов);
- схематические (все предметы, персонажи и их действия изображены схематически)
Формы работы с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц;
обучение рассказыванию;
обучение пересказу;
заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
составление сюжетных
, описательных
рассказов;
отгадывание загадок;
создание дидактических игр с учетом следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы эффективны при пересказе русских народных сказок. На первом этапе выразительно читаем сказку ребенку, беседуем по ее содержанию, оцениваем поступки героев. Затем плавно переходим к пересказу сказки. В этот момент к нам на помощь приходит мнемотаблица. Вместе с ребенком рассматриваем таблицу и ведём разбор того, что на ней изображено. Затем ребенок, опираясь на картинки, вспоминает данную сказку и начинает пересказывать ее.
Уважаемые родители, вы можете самостоятельно создать мнемотаблицу на любое художественное произведение. Картинки можно распечатать, самостоятельно нарисовать, а также распечатать, взяв данный материал из просторов интернета. В более старшем возрасте ваши дети могут уже самостоятельно создавать мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы по запоминанию стихотворений
Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
Разобрать непонятные слова и определения.
Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.
Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Рассказать стихотворение
Мнемотаблицы также можно использовать в различных словесных играх с ребенком. Например, можно зарисовать различные предметы на однокоренные слова: снежинка, снеговик, снежок, снегирь, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоход.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Итак, уважаемые родители, мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; речь.
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? Действительно, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений, а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Желаю всем удачи!
Источники информации:
http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/mnemotekhnika-v-razvitii-svjaznoj-rechi-u-doshkolnikov-67570/mnemotablitsy-na-odnokorennye-slova-25.html
https://www.kras-dou.ru/56/images/18-19/doc/vosp_goda/konsultaciya_Mnemotehnika_kak_effektivnyy_priem_razvitiya_rechi_doshkolnikov.pdf