Представление опыта работы по теме «Развитие речи воспитанников с ограниченным возможностями здоровья».
Тип мастер-класса: практический
Цель: поделиться опытом использования мнемотаблицы при заучивании стихотворения с детьми дошкольного возраста. Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
-вовлечь педагогов в совместную практическую деятельность.
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц с теневыми силуэтами при заучивании текста.
Категория участников: педагоги дошкольного образования.
Оборудование: мультимедийная презентация; мнемотаблицы по количеству участников, картинки для мнемотаблицы на каждого участника, текст стихотворения, листы в технике «граттаж» по количеству участников.
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и гости!
Сегодня я хочу представить свой опыт работы по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста с применением мнемотаблиц с теневыми силуэтами.
- Коллеги, внимательно прочитайте высказывания и пословицы на слайде. В них пропущено одно и то же слово.
· … –это сокровищница и опекунша всего в мире
Цицерон
· Потерял … – потерял себя
· Без … наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. С. Рубинштейн
· Без … человек не сможет ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. Вольтер
· … человеку необходима для всех проявлений души. Паскаль
-Конечно же это слово память!
Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОВЗ не развита произвольность процесса запоминания. Проще говоря, у ребенка нет задачи запомнить ту информацию, которую мы даем, как говорится «в одно ухо влетело, в другое вылетело».
Непроизвольная память работает так: интересно - запомнил, не интересно-не запомнил.
На протяжении всей моей деятельности, работая в группах компенсирующей направленности, у детей с ОВЗ отмечается нарушение речевых функций: отсутствие активной речи, трудности при построении предложений, формулировке ответов на вопросы, скудный словарный запас.
Поэтому, чтобы облегчить процесс запоминания, а вместе с тем научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли я обратилась к технологии «Мнемотехника». «Мнемо» в переводе с греческого означает «память».
Мнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Основными элементами мнемотехники являются:
мнемоквадраты,
мнемодорожки,
мнемотаблицы.
мнемоколлажи
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки, так как у них ещё сохраняются в памяти отдельные образы. Например, трава — зелёная, солнце — жёлтое, небо — синее.
Для детей старшего возраста схемы создаются чаще в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений: теневые силуэты, графические зарисовки, черно-белые картинки.
Так как эта методика доступна для детей любого возраста, и она достаточно вариативна, для алгоритмизации действий применяю во всех режимных моментах: при одевании на прогулку, при мытье рук, при ухаживании за цветами в уголке природы, при заучивании стихотворений – дети это особенно любят, и гордятся своими результатами. Каждый из них стремится выйти – рассказать стихотворение, поводить пальчиком по цветным картинкам. Из опыта: Мальчик с кохлярным аппаратом, совсем не говорящий, всегда пальцем проводил по всем картинкам, и всеми эмоциями «рассказывал» стихотворение или рассказ по серии картинок. Работая с малышами также отмечается радость в глазах и стремление выйти, провести пальчиком, проговорить все стихотворение или несколько слов.
Здесь как нельзя, кстати, подходят слова педагога Константина Ушинского «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
А сейчас я приглашаю принять участие в мастер-классе, на котором я наглядно представлю опыт по использованию методики «Мнемотехника» с использованием мнемотаблицы с теневыми силуэтами.
Хочу познакомить вас с замечательным стихотворением Натальи Майданик «День Победы» Замечательное оно потому, что посвящено Победе в Великой Отечественной войне, которая закончилась много лет назад.
Послушайте его
Чтение стихотворения.
День Победы - праздник светлый,
Я ему так рад, потому что вместе с дедом- еду на парад!
Пусть мой деда твердо знает: буду я в строю
Защищать, как он, смогу, я Родину свою!!!
Вам понравилось стихотворение? Я предлагаю выучить его, а запомнить нам помогут теневые силуэты.
Послушайте его еще раз (повторное чтение)
После прочтения, провожу беседу
-О каком празднике говорится в стихотворении? О Дне Победы. /если говорят 9 мая, тогда подвожу, что 9 мая – это дата праздника, а сам праздник называется День Победы/ (выставляю символ 9 мая)
- Какой это праздник? Светлый (Светлый праздник)
- Какие чувства вызывает День победы у мальчика? Радость (Я ему так рад)
- Почему мальчик рад? (Потому что вместе с дедом)
- Куда поехали мальчик вместе с дедом? (На парад)
- Что должен знать твердо дед? (Буду я в строю)
- Что будет делать мальчик? (Защищать как он, я буду Родину свою)
Посмотрите какая получилась таблица, но мне кажется она темная, не живая, я предлагаю вам ее
оживить, сделать яркой и красочной с помощью символов - картинок, которые лежат перед вами на тарелочках
.
Я еще раз прочитаю стихотворение, вы его слушаете, запоминаете, и выкладываете символы-картинки у себя в таблицах.
3 Посмотрите, какие красочные, праздничные таблицы у вас получились. А сейчас расскажем стихотворение по цепочке. Я начну, а вы продолжите… (Рассказали)
Кто хочет рассказать стихотворение полностью?
Каждый праздник День Победы завершается салютом.
Мы с вами завершим наш мастер-класс праздничным салютом в технике «Граттаж». Это по своей сути вид гравюры. Для этого возьмите палочки и создайте свой салют. При работе с палочками будьте аккуратны, они острые.
Какие вы молодцы! Какой праздничный салют у вас получился!
Спасибо!
Наш мастер-класс завершился. Надеюсь мой опыт будет полезен.