Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-гуманитарному направлению развития детей»

Мастер класс для педагогов дошкольной организации

«Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?»

Подготовила педагог – психолог:

Чараева Наталья Александровна

1 квалификационная категория

2024 год.

Педагог – психолог.

- Межполушарные связи - что это такое? (предположительные ответы педагогов).

- Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое - за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое - за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

- Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса (Б. Белый).

Функции межполушарных связей:

эмоциональная устойчивость к негативным факторам;

координация движений;

успешное усвоение информац

ии и ее

анализ.

- Сегодня предлагаю вам узнать, какое полушарие, ведущее у вас. Для этого необходимо выполнить ряд заданий:

1.Переплетите пальцы, согнув руки перед собой. Определите какой из больших пальцев, оказался сверху. Если сверху левый пишите букву Л и наоборот.

2.Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее? Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «П», если левого - «Л».

3.Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки - ставьте «Л», если правой - «П».

4.Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху. Если левая ладонь - ставьте букву «Л», если правая - букву «П»

5.Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая - поставьте букву «П», если левая - букву «Л».

Теперь подсчитайте свои результаты. Какой буквы оказалось больше?

Некоторые индивидуальные особенности правополушарных и левополушарных людей можете увидеть в таблице.

Операционный этап

Правополушарные

Левополушарные

Восприятие материала

Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалисты (зрительное)

Дискретное (по частям)
Смысловая сторона речи

Аудисты (слуховое)

Переработка информации

Быстрая
Мгновенная

Медленная
Последовательная

Интеллект

Невербальный
Интуитивный

Вербальный
Логический

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированность
Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)

Интровертированность
Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Память

Непроизвольная
Наглядно-образная

Произвольная
Знаковая

Мышление

Наглядно-образное
Оперирование образами
Спонтанное
Эмоциональное
Интуитивное
Трехмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами, знаками
Формальное
Рациональное
Программируемое
Двумерное (на плоскости)

Педагог – психолог.

- А теперь то, что касается межполушарного взаимодействия детей.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Познавательная деятельность детей, их координация, ориентация в пространстве, адекватность эмоциональных реакций зависят от того, как взаимодействуют между собой правое и левое полушария головного мозга, то есть от сформированности мозолистого тела сплетения нервных волокон, которое соединяет правое и левое полушария.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность память, внимание. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее изменения.

Кратко расскажу о видах кинезиологических упражнений и для чего они нужны.

Упражнения растяжки нормализуют гипертонус – неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, а также гипотонус – неконтролируемую мышечную вялость.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения помогают расширить поле зрения, улучшить восприятие. При выполнении телесных движений снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевое развитие и мышление.

Упражнения для релаксации помогают расслабить ребенка, снять напряжение.

В своей практике использую следующие комплексы кинезеологических упражнений:

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

2. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Упражнение «Зайчик – коза – вилка». «Дом – ежик – замок».

5.«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

6. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

7. «Прыжки по команде ведущего». 4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!