Мастер- класс для педагогов.

«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»

Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• знакомство с методикой эйдетики, её приемами на основе игр, их использованием в работе с детьми;

• развитие мышления, воображения, фантазии;

• закрепление положительных, доверительных отношений между педагогами.

Ход мастер-класса:

Старший воспитатель: Добрый день! Сегодня на свой мастер-класс я принесла изюм! Как вы думаете, зачем я это сделала!

Хочу отметить, что изюм

Изрядно укрепляет ум.

Изюмом нужно мозг питать

Чтоб счастье в жизни испытать!

А ещё сделала я это для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе - методом эйдетики.

Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению, плюс положительные эмоции.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» - писал К. Д. Ушинский

Термин «эйдетика» был введен в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 годуи вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук.

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на приёмах эйдетики. Все обучение должно проходить в процессе игры, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.

Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Старший воспитатель: Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

Продолжим наш мастер - класс. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. Предлагаю вам увидеть необычное в обычном! Перед вами лежат карточки с изображением. На первый взгляд, это что-то непонятное, но этому непонятному есть название – друдлы. Друдлы в переводе с английского означают каракули. Правильного ответа в друдлах просто не существует. Разные люди, видят в этих каракулях разные изображения. Перейдём к практике

Старший воспитатель: Внимательно всмотритесь в свой друдл, на них можно смотреть в разных ракурсах, поверните их. Нарисуйте, то о чем вы подумали.

Под музыку, воспитатели выполняют задание.

Старший воспитатель: Что вы изобразили?

Старший воспитатель: Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки. (Ответы воспитателей)

Старший воспитатель: Хочу поделиться ещё одним приёмом, который помогает развить у детей звуковые ассоциации. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым (бумага, крахмал, монеты, целлофан, горох, ореховые скорлупки, камни, пуговицы, Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.

Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.

Старший воспитатель: Чтобы научить детей устанавливать связи предметов между собой или с их признаками использую ассоциативные картины. В своей работе используйте различные виды ассоциаций: цветовые, тактильные, звуковые.

Под музыку, воспитатели выполняют задание (На выполнение задание даётся 5 мин)

Старший воспитатель: пока фокус-группа работает над ассоциативной картиной, внимание желающих хочу обратить на слайд и выполнить тест на логику.

Педагоги выполняют задание.

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие и поиграть в игру «Чемодан». Эта игра направлена на развитие объема памяти.

Игра «Чемодан»

Первый игрок говорит«Я беру чемодан и кладу в него. книгу». Второй игрок продолжает«Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку.

Старший воспитатель: Помните, что с памятью у вас все хорошо…Только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс. Ведь чисто из-за физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и незадействования. Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое, ассоциируем ярко и необычно.

Рефлексия

Упражнение «Ладошка» Педагоги обводят ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция:

Большой – мне было не интересно

Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме

Средний – мне было трудно включиться в работу

Безымянный - для меня это было важно и интересно

Мизинец – недостаточно раскрыта тема.

Старший воспитатель: Закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де СентЭкзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити».

Спасибо за работу!