МБДОУ «Детский сад 30»

Полина Арина Сергеевна, воспитатель

Мастер-класс по познавательному развитию

«Использование игровой технологии

палочки Кюизенера при усвоении

старшими дошкольниками состава числа»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения

Форма организации: совместная деятельность

Материалы и оборудование: мольберт, картинка леса с тремя дорожками, сказочные персонажи (Красная Шапочка, волк, волшебник, Принцесса, козлята), цифры 3,4,5, наборы палочек Кюизенера по количеству участников мастер-класса, ноутбук, презентация «Игровой набор палочки Кюизенера»

Ход совместной деятельности

Вводная часть:

Актуальность

Всем известно, что ведущий вид деятельности – игра. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, у него тренируется воображение, мышление и он развивает свои творческие способности.

Применение игровых технологий в познавательном развитии помогает ребёнку освоить сложное простыми приемами.

Методика использования палочек Кюизенера, направлена на углубление математических представлений и логического мышления, которое позволяет эффективно организовать подготовку дошкольников к поступлению в школу.

Немного о самой игровой технологии.

Этот дидактический материал придумал математик из Бельгии

Джордж Кюизенер, который в 1952 году опубликовал книгу «Числа и цвета».

В данный набор входят 116 палочек разного цвета и размера, цифры от 1 до 10, знаки действий и знаки соотношений. Данное пособие рекомендовано детям 3-9 лет.

Цель и задачи проводимой работы с детьми.

- Упражнять детей в закреплении понимания состава числа 10 на основе подбора цветных палочек Кюизенера;

- упражнять в уменьшении или увеличении чисел в пределах 10 на одну единицу;

- развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать;

- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Практическая значимость.

Данная технология позволяет в присущей детям форме (игре), овладеть таким математическим понятием как состав числа 10.

Основная часть:

Здравствуйте коллеги! Меня зовут Арина Сергеевна. Я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию игровой технологии «Палочки Кюизенера» для понимания детьми состава числа.

Перед тем, как начать свой мастер-класс, я попрошу вас взять по одной палочке, которая вам больше всего нравится по цвету. Итак, давайте посмотрим, какому цвету, вы отдали предпочтение. Узнаем, с каким настроением, настроем вы пришли на мастер-класс.

Оранжевый - позитив

Красный- хорошее настроение

Желтый- олицетворяет тепло

Розовый- оптимизм и радость

Голубой- безопасность и доверие

Фиолетовый- вдохновляющий

Бордовый- сострадание, чувствительность

Черный- безразличие

Белый цвет-непонимание

Всем спасибо!

Мной замечено, что у детей возникают сложности в овладении составом числа.

Чтобы помочь детям, я использую игровые ситуации. Вот примеры некоторых из них.

Я предлагаю детям помочь сказочным героям.

Красная Шапочка отправилась к бабушке отнести пирожки. Она зашла в лес и увидела

3 дорожки, обозначенные цифрами.

Перед детьми раскладываем цифры 3, 4, 5

. Ребята, чтобы Красная Шапочка не встретилась с волком, ей нужно отыскать

са

мы

й

безопасный маршрут до бабушки. Поможете ей? Тогда найдите самое наименьшее число, обозначенное цифрой. Дети находят 3. Затем предлагаем подобрать код к этой цифре с помощью цветных палочек. Показываю детям голубую палочку, которая соответствует цифре 3. И даю задание детям: с помощью, каких двух палочек разного цвета можно получить число 3, равное длине голубой палочки? Дети самостоятельно отбирают розовую и белую палочку. Проговариваем, что палочка с номером 2

(розовая)

отличается от голубой на 1, поэтому, чтобы получить 3, нужно взять две палочки розового и белого цвета, соответствующие цифрам 1 и 2.

Злой волшебник заколдовал прекрасную принцессу и пожелал, чтобы она 7 лет ни с кем не разговаривала.

Детям задаём вопрос: «

Вы хотите помочь принцессе вновь заговорить?

»

Показываю детям палочку черного цвета, которая обозначает число 7. Говорю детям, что принцесса провела в безмолвии уже пять лет и показываю палочку желтого цвета, соответствующую 5. Затем накладываю желтую палочку на чёрную и предлагаю детям подобрать недостающую палочку, чтобы в сумме они составили длину чёрной палочки.

Дети находят розовую палочку.

Молодцы ребята, правильно, принцесса расколдована!

Мы вновь проговариваем, что длину чёрной палочки составляет желтая палочка

и розовая, соответствующая числам 5 и 2.

Теперь

, уважаемые коллеги, я

предлагаю вам тоже представить игровую ситуацию и приметить данную технологию.

Вспомним сказку «Волк и семеро козлят». У козы было семь козлят, волк унёс в мешке троих козлят. Найдите палочку, которая обозначает число 3 (голубая). Сколько козлят волку не удалось отыскать? Палочки какого цвета в сумме дадут цифру 7 (черного цвета)? Ответ: палочка красного цвета соответствует числу 4.

А как ещё можно получить 7, используя палочки Кюизенера?

Заключительная часть:

Палочки Кюизенера уникальный материал, прочный и удобный. С ними интересно работать. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли, а также положительно влияют на самоорганизацию. Поэтому в своей практике я их применяю.

Уважаемые коллеги, если вам было интересно и всё понятно, то прошу в коробочку положить одну из цветных палочек, а если у вас осталось недопонимание, то палочку чёрного цвета.

Спасибо за внимание!