МБДОУ «Детский сад 30»
Полина Арина Сергеевна, воспитатель
Мастер-класс по познавательному развитию
«Использование игровой технологии
палочки Кюизенера при усвоении
старшими дошкольниками состава числа»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения
Форма организации: совместная деятельность
Материалы и оборудование: мольберт, картинка леса с тремя дорожками, сказочные персонажи (Красная Шапочка, волк, волшебник, Принцесса, козлята), цифры 3,4,5, наборы палочек Кюизенера по количеству участников мастер-класса, ноутбук, презентация «Игровой набор палочки Кюизенера»
Ход совместной деятельности
Вводная часть:
Актуальность
Всем известно, что ведущий вид деятельности – игра. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, у него тренируется воображение, мышление и он развивает свои творческие способности.
Применение игровых технологий в познавательном развитии помогает ребёнку освоить сложное простыми приемами.
Методика использования палочек Кюизенера, направлена на углубление математических представлений и логического мышления, которое позволяет эффективно организовать подготовку дошкольников к поступлению в школу.
Немного о самой игровой технологии.
Этот дидактический материал придумал математик из Бельгии
Джордж Кюизенер, который в 1952 году опубликовал книгу «Числа и цвета».
В данный набор входят 116 палочек разного цвета и размера, цифры от 1 до 10, знаки действий и знаки соотношений. Данное пособие рекомендовано детям 3-9 лет.
Цель и задачи проводимой работы с детьми.
- Упражнять детей в закреплении понимания состава числа 10 на основе подбора цветных палочек Кюизенера;
- упражнять в уменьшении или увеличении чисел в пределах 10 на одну единицу;
- развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать;
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Практическая значимость.
Данная технология позволяет в присущей детям форме (игре), овладеть таким математическим понятием как состав числа 10.
Основная часть:
Здравствуйте коллеги! Меня зовут Арина Сергеевна. Я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию игровой технологии «Палочки Кюизенера» для понимания детьми состава числа.
Перед тем, как начать свой мастер-класс, я попрошу вас взять по одной палочке, которая вам больше всего нравится по цвету. Итак, давайте посмотрим, какому цвету, вы отдали предпочтение. Узнаем, с каким настроением, настроем вы пришли на мастер-класс.
Оранжевый - позитив
Красный- хорошее настроение
Желтый- олицетворяет тепло
Розовый- оптимизм и радость
Голубой- безопасность и доверие
Фиолетовый- вдохновляющий
Бордовый- сострадание, чувствительность
Черный- безразличие
Белый цвет-непонимание
Всем спасибо!
Мной замечено, что у детей возникают сложности в овладении составом числа.
Чтобы помочь детям, я использую игровые ситуации. Вот примеры некоторых из них.
Я предлагаю детям помочь сказочным героям.
Красная Шапочка отправилась к бабушке отнести пирожки. Она зашла в лес и увидела
3 дорожки, обозначенные цифрами.
Перед детьми раскладываем цифры 3, 4, 5
. Ребята, чтобы Красная Шапочка не встретилась с волком, ей нужно отыскать
са
мы
й
безопасный маршрут до бабушки. Поможете ей? Тогда найдите самое наименьшее число, обозначенное цифрой. Дети находят 3. Затем предлагаем подобрать код к этой цифре с помощью цветных палочек. Показываю детям голубую палочку, которая соответствует цифре 3. И даю задание детям: с помощью, каких двух палочек разного цвета можно получить число 3, равное длине голубой палочки? Дети самостоятельно отбирают розовую и белую палочку. Проговариваем, что палочка с номером 2
(розовая)
отличается от голубой на 1, поэтому, чтобы получить 3, нужно взять две палочки розового и белого цвета, соответствующие цифрам 1 и 2.
Злой волшебник заколдовал прекрасную принцессу и пожелал, чтобы она 7 лет ни с кем не разговаривала.
Детям задаём вопрос: «
Вы хотите помочь принцессе вновь заговорить?
»
Показываю детям палочку черного цвета, которая обозначает число 7. Говорю детям, что принцесса провела в безмолвии уже пять лет и показываю палочку желтого цвета, соответствующую 5. Затем накладываю желтую палочку на чёрную и предлагаю детям подобрать недостающую палочку, чтобы в сумме они составили длину чёрной палочки.
Дети находят розовую палочку.
Молодцы ребята, правильно, принцесса расколдована!
Мы вновь проговариваем, что длину чёрной палочки составляет желтая палочка
и розовая, соответствующая числам 5 и 2.
Теперь
, уважаемые коллеги, я
предлагаю вам тоже представить игровую ситуацию и приметить данную технологию.
Вспомним сказку «Волк и семеро козлят». У козы было семь козлят, волк унёс в мешке троих козлят. Найдите палочку, которая обозначает число 3 (голубая). Сколько козлят волку не удалось отыскать? Палочки какого цвета в сумме дадут цифру 7 (черного цвета)? Ответ: палочка красного цвета соответствует числу 4.
А как ещё можно получить 7, используя палочки Кюизенера?
Заключительная часть:
Палочки Кюизенера уникальный материал, прочный и удобный. С ними интересно работать. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли, а также положительно влияют на самоорганизацию. Поэтому в своей практике я их применяю.
Уважаемые коллеги, если вам было интересно и всё понятно, то прошу в коробочку положить одну из цветных палочек, а если у вас осталось недопонимание, то палочку чёрного цвета.
Спасибо за внимание!