* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Задачи

 1. Рассмотреть теоретические понятия о моторики рук.

2. Продемонстрировать возможности применения игр, упражнений, массажа для развития мелкой моторики рук. Предварительная подготовка:

• Оформление практических рекомендаций для педагогов

• Подбор и изготовление пособий и игр по теме Оборудование и материалы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игры-шнуровки, игры на застѐгивание и расстѐгивание, различные виды бус (для нанизывания, пинцет, пипетка, «сухие бассейны» - ѐмкости, наполненные горохом или фасолью, карандаши: и т.д.).

Тема нашего мастер-класса «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

 Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить их.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

                                                    Практическая часть

 Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.  Различные игры с пальчиками:

Этот пальчик – мамочка        

 Этот пальчик – папочка        

Этот пальчик – бабушка        

 Этот пальчик – дедушка        

Этот пальчик – я                    

 Вот и вся моя семья!            

 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

• Игры с прищепками:

1). Массаж прищепками Бельевой прищепкой поочерѐдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Выполняют действия в соответствии с упражнениями

Сильно кусает котѐнок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 

2 «Найди прищепки» Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.

3 «Игры с бусинами, пуговицами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

 Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю

4 «Игры с макаронами (нанизывание

Перед вами на столе разноцветные макароны, нанизываем на веревочку макароны. Это упражнение с детьми можно повторить цвета

5 « Игры с пробками от бутылок:»

(Упражнение проводится с педагогами). Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики.

Двигаемся на «лыжах»

 «Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

 мы любим забавы снежной зимы».

6 «Игры – шнуровки:»

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий

7 «Игры с сыпучими материалами» Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Само массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

 Месим, месим тесто, Будет в печи место.

Будут – будут из печи Булочки и калачи.

Игра «Помоги Золушке»

Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики; внимания, памяти.

Руководство: Воспитатель рассказывает детям о том, что злая мачеха Золушки перемешала фасоль и горох и заставила бедную девочку, навести порядок. А Золушке так хочется попасть на королевский бал! Предложить детям помочь Золушке перебрать крупу. А затем составить небольшой рассказ на тему: «Как я помогал Золушке».

Хочу вас познакомить с игрой

                                   Варианты заданий

 «Помощники». 

Задачи: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.

 Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят: Белье на веревку Вешали ловко. Дома маме помогали и нисколько не устали.

 «Скалолаз».

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной , то другой рукой , а можно и двумя одновременно, говоря: Скалолаз наш очень ловкий Лезет в гору без страховки.

«Косички у сестрички».

Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение. Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:

Я своей сестричке заплету косички,

 Бант Танюшке завяжу, Всем ребятам покажу

«Футбол».

Задачи: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща. В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

 Буду я играть в футбол и забью в ворота гол.

 «Мамины бусы». Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память. Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами: К маме Миша приходил, Маму в бусы нарядил. Бусин много раз, два, три – Как красиво, посмотри.

  Заключительный

4. Подведение итогов (рефлексия) 

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Спасибо за внимание.