Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №42 «Огонек»

г. Серов

План-конспект мастер-класса:

«Простые секреты учителя-логопеда»

Учитель-логопед

Меркушева Марина Александровна

г. Серов

2024 год

Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; Развитие мелкой моторике; сенсорного развития.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Простые секреты учителя-логопеда». Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

Он слон – она …

слониха

Он лось – она …

лосиха

Он кот – она …

кошка

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж – она …

моржиха

Он заяц – она …

зайчиха

Он бы

к – она …

корова

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

Он тигр – она …

тигрица

Он осел – она …

ослица

Он баран – она …

овца

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Давайте поиграем еще в одну игру на внимание, выходите в круг.

Вы услышите просьбу, и если согласны с ней, то должны будете выполнить задание.

Пускай постоят на правой ноге те, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши те, у кого светлые глаза.

Пусть коснуться кончика носа те, у кого есть что-то белое в одежде.

Пусть погладят себя по голове те, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться те, кто умеет помогать детям и взрослым.

Слайд 2

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в нашей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Итак, представим обычную ситуацию, ребенок приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ребенок с речевыми нарушениями.

Мои занятия посещают дети разных нозологий и возрастов, и к каждому из них мы должны найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого.

И что же мы как специалисты, как учителя-логопеды должны предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка с особыми образовательными потребностями, но и подготовить его к школьному обучению, скорректировать правильное произношение, которое делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности и поможет избежать проблем в формировании навыков чтения и письма.

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сегодня я покажу вам, как организовать логопедическое занятие с детьми с нарушениями речи интересно и увлекательно.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильной речи. (звон колокольчика)

Слайд 3

А поедем мы на паровозике.

Повторяем движения за мной!

Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)

Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)

К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)

Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)

Гоша с Антошей (складываем большие пальцы рук)

Нина с Полиной (указательные)

Миша с Аришей (средние)

Саша с Наташей (безымянные)

Яша с Дуняшей (мизинцы)

Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)

Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)

Приехали.

Слайд 4 Первая остановка «Язычок», выходите.

Артикуляционная гимнастика - дело нам привычное и знакомое. Язык - главная мышца органов речи. Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.

А теперь попробуем творческий прием. Используем дольку апельсина, бублик и соломку, мармелад.

Молодцы. Артикуляционный аппарат готов к работе. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.

Слайд 5 Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.

Дыхательная гимнастика «Кораблик»

Оборудование: бумажный кораблик, контейнер с водой.

Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до другого берега нас перевези.

Это один из приемов дыхательной гимнастики, которую можно использовать, существуют множество других приемов. (Воздушный футбол, сдувание перьев и др.)

Ну что, с дыханием поработали, едем дальше.

Слайд 6 Остановка «Пальчики».

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры

1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Покатать мяч рукой по столу, по руке.

Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

2. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу!

3. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

4. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Молодцы, пальчики разогрели, готовы работать дальше.

А сейчас у нас привал, немного отдохнём.

Для поддержки работоспособности детей и эффективности нашей работы необходимо устраивать разгрузку.

Слайд 7 Логоритмика.

- Нейропсихологическая игра;

- Игра «По кочкам»;

Итак, немного отдохнули, сняли напряжение и готовы отправляться дальше.

Слайд 8 Остановка «Сенсорик»

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай сову" (осязание)

 Педагог касается мягкой игрушкой (сова) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где сова. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Мозаика" (зрение)

Собрать рисунок. Назвать цвета. (трактор, радуга)

+ игра на соотнесение.

«Палочки» (слух) + С одеялом

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры.

«Угадай-ка» (обоняние)

С завязанными глазами понюхать предложенный фрукт/овощ и сказать, что это.

«Попробуй» (вкус)

С завязанными глазами попробовать кусочек фрукта/овоща и сказать, что это.

Итак, сенсорные эталоны сформировали, отправляемся дальше.

Слайд 9 Остановка «Играйкино».

Сейчас поиграем в интерактивные игры на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков (Игры презентации в папке)

Молодцы, сейчас давайте поиграем в игры на развитие грамматического строя речи, работа с предлогами (Игры с фонариками).

А сейчас я предлагаю стать сказочниками и самим сочинить свою сказку (развитие связной речи)

Игра «Умная морковка»

Мы находимся на финишной прямой и готовы немного почитать (обучение грамоте, чтение).

Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно.

В конце каждого занятия не забываем поощрять, хвалить детей. (Угощение)

Слайд 10

Вашему вниманию были представлены разные методы и приемы работы на индивидуальном логопедическом занятии, которые я активно использую в своей профессиональной деятельности. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Результаты мониторинга подтверждают эффективность использования данных игр.

По-моему, мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с нарушениями речи, с особыми образовательными потребностями. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

Спасибо за внимание! Хотелось бы услышать ваше мнение.