Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №42 «Огонек»
г. Серов
План-конспект мастер-класса:
«Простые секреты учителя-логопеда»
Учитель-логопед
Меркушева Марина Александровна
г. Серов
2024 год
Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».
Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; Развитие мелкой моторике; сенсорного развития.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Простые секреты учителя-логопеда». Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
Он слон – она …
слониха
Он лось – она …
лосиха
Он кот – она …
кошка
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
моржиха
Он заяц – она …
зайчиха
Он бы
к – она …
корова
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
тигрица
Он осел – она …
ослица
Он баран – она …
овца
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Давайте поиграем еще в одну игру на внимание, выходите в круг.
Вы услышите просьбу, и если согласны с ней, то должны будете выполнить задание.
Пускай постоят на правой ноге те, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши те, у кого светлые глаза.
Пусть коснуться кончика носа те, у кого есть что-то белое в одежде.
Пусть погладят себя по голове те, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться те, кто умеет помогать детям и взрослым.
Слайд 2
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в нашей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.
Итак, представим обычную ситуацию, ребенок приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ребенок с речевыми нарушениями.
Мои занятия посещают дети разных нозологий и возрастов, и к каждому из них мы должны найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого.
И что же мы как специалисты, как учителя-логопеды должны предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка с особыми образовательными потребностями, но и подготовить его к школьному обучению, скорректировать правильное произношение, которое делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности и поможет избежать проблем в формировании навыков чтения и письма.
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сегодня я покажу вам, как организовать логопедическое занятие с детьми с нарушениями речи интересно и увлекательно.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильной речи. (звон колокольчика)
Слайд 3
А поедем мы на паровозике.
Повторяем движения за мной!
Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)
Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)
К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)
Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)
Гоша с Антошей (складываем большие пальцы рук)
Нина с Полиной (указательные)
Миша с Аришей (средние)
Саша с Наташей (безымянные)
Яша с Дуняшей (мизинцы)
Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)
Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)
Приехали.
Слайд 4 Первая остановка «Язычок», выходите.
Артикуляционная гимнастика - дело нам привычное и знакомое. Язык - главная мышца органов речи. Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
А теперь попробуем творческий прием. Используем дольку апельсина, бублик и соломку, мармелад.
Молодцы. Артикуляционный аппарат готов к работе. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.
Слайд 5 Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.
Дыхательная гимнастика «Кораблик»
Оборудование: бумажный кораблик, контейнер с водой.
Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до другого берега нас перевези.
Это один из приемов дыхательной гимнастики, которую можно использовать, существуют множество других приемов. (Воздушный футбол, сдувание перьев и др.)
Ну что, с дыханием поработали, едем дальше.
Слайд 6 Остановка «Пальчики».
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры
1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
Покатать мяч рукой по столу, по руке.
Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
2. Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу!
3. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
4. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Молодцы, пальчики разогрели, готовы работать дальше.
А сейчас у нас привал, немного отдохнём.
Для поддержки работоспособности детей и эффективности нашей работы необходимо устраивать разгрузку.
Слайд 7 Логоритмика.
- Нейропсихологическая игра;
- Игра «По кочкам»;
Итак, немного отдохнули, сняли напряжение и готовы отправляться дальше.
Слайд 8 Остановка «Сенсорик»
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
"Поймай сову" (осязание)
Педагог касается мягкой игрушкой (сова) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где сова. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
"Мозаика" (зрение)
Собрать рисунок. Назвать цвета. (трактор, радуга)
+ игра на соотнесение.
«Палочки» (слух) + С одеялом
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры.
«Угадай-ка» (обоняние)
С завязанными глазами понюхать предложенный фрукт/овощ и сказать, что это.
«Попробуй» (вкус)
С завязанными глазами попробовать кусочек фрукта/овоща и сказать, что это.
Итак, сенсорные эталоны сформировали, отправляемся дальше.
Слайд 9 Остановка «Играйкино».
Сейчас поиграем в интерактивные игры на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков (Игры презентации в папке)
Молодцы, сейчас давайте поиграем в игры на развитие грамматического строя речи, работа с предлогами (Игры с фонариками).
А сейчас я предлагаю стать сказочниками и самим сочинить свою сказку (развитие связной речи)
Игра «Умная морковка»
Мы находимся на финишной прямой и готовы немного почитать (обучение грамоте, чтение).
Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно.
В конце каждого занятия не забываем поощрять, хвалить детей. (Угощение)
Слайд 10
Вашему вниманию были представлены разные методы и приемы работы на индивидуальном логопедическом занятии, которые я активно использую в своей профессиональной деятельности. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Результаты мониторинга подтверждают эффективность использования данных игр.
По-моему, мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с нарушениями речи, с особыми образовательными потребностями. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!
Спасибо за внимание! Хотелось бы услышать ваше мнение.