Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Добромысловская средняя общеобразовательная школа

Мастер-класс

«Развитие читательской грамотности на уроках математики»

Учитель математики

первой категории

Т.И. Бушуева

2024г.

Цель: представление опыта работы с текстом по развитию читательской грамотности на уроках математики.

Задачи:

познакомить с основными поня

тиями, связанными с читательск

ой грамотностью;

представить приёмы работы с текстом

по развитию читательской грамотности

на уроках математики и применить их на практике;

рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы

Этапы мастер-класса:

1. Организационный (1 мин.): вступительное слово , деление на микрогруппы; постановка целей и задач мастер-класса.

2. Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы

3. Практическая часть (15 мин.): проведение мастер-класса с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4. Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности.

План-конспект мастер-класса

1. Вступление (организационный этап)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию м-к «Развитие читательской грамотности на уроках математики».

(Коллеги сидят произвольно, создав пары или тройки – будущие рабочие группы.)

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Важно так же работать с информацией, представленной в разном виде: и в виде текстовом и в графическом и в символическом.

Таким образом на уроках и вне урока можно организовать работу с обучающимися по формированию функциональной грамотности.

Предлагаю вашему вниманию приёмы работы с текстом на уроках математики, способствующие развитию функциональной грамотности.

2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией).

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Остановимся подробнее на развитии читательской грамотности на уроках математики, поставим в соответствие читательские умения и виды заданий, проверяющие эти умения, а также какие приемы и методы работы с текстом нужно при этом использовать.

Группы читательских умений.

Виды заданий, проверяющие эти умения.

Приемы и методы работы с текстом

«Находить и извлекать информацию».

Задания, проверяющие читательские умения, связанные с поиском информации в одном или нескольких фрагментах текста, в разных текстах, а также умения локализовать и определять наличие или отсутствие данной информации в тексте.

Прием ерные – неверные утверждения). Для актуализации предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

 Прием «Задай вопрос»

Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (Что это? Почему? Зачем мне это нужно?)

«Интегрировать и интерпретировать информацию».

Правильное выполнение заданий этой группы требует глубокого погружения в текст, соединения отдельных сообщений друг с другом, извлечения из текста такой информации, которая не сообщается напрямую, установления скрытых смысловых связей. Для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, факты и мнения, кратко формулировать основные мысли. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют логических действий

Прием «Бортовые журналы», «Дневники»

Что мне известно по данной теме/ проблеме

Что нового я узнал из текста

Ключевые моменты заносятся в бортовой журнал (возможно на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах), связывая со своим личным опытом, видением мира.

Приемы «Верные/неверные утверждения»,»Лови ошибку»

«Оценивать содержание и форму текста» .

Ярким проявлением читательской грамотности как компонента функциональной грамотности являются умения, связанные с применением полученной информации при решении учебно-практических задач, требующих выдвижения собственной гипотезы, обсуждаемой в тексте, высказывания предположений, собственной точки зрения.

Прием «Логические цепочки» (данный прием можно использовать и на этапе ПОСЛЕ чтения текста).

Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.

Приемы:

« Диалог с текстом», «Погружение в текст» .После проработки текста учащиеся по заданию учителя пересказывают текст.

«Использовать информацию из текста» .

Задание, направленные на проверку этой группы умений оценивают то, как учащийся может использовать информацию текста для решения практической задачи.

Прием «Плюс- минус- интересно» и / или «Плюс- минус- вопрос»

Можно использовать на стадии осмысления и на стадии рефлексии, нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности:

поиск и извлечение информации,

интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста,

оценка формы и содержания текста

использование информации из текста.

3.Практическая часть. Перейдём от слов к делу. В маршрутном листе будем проставлять баллы за верно выполненные задания.

Маршрутные листы позволяют

эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль.

позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Приложение 1 и 2.

4.Рефлексия. Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

Интересно ли было вам работать?

Всё ли вам было понятно?

Со всеми ли заданиями вы справились?

Полезной ли была эта деятельность?

Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях?

5.Вывод. Используя нетрадиционные уроки, можно повысить:

качество

знаний детей;

достичь определённых положительных результатов формирования знаний, умений и навыков учащихся;

создать благоприятный психологический климат в коллективе;

повысить интерес учащихся к процессу обучения в школе.

Разработанный мастер-класс на мой взгляд универсален. Изменив содержание можно использовать на разных предметах .

Интерес к учебным предметам позволяет детям лучше усваивать учебный материал, получать удовольствие от процесса учёбы

Я буду только рада, если данный опыт будет полезен для педагогической работы учителям школ нашего района.  

Приложение 1.

Вы умеете решать линейные уравнения, то есть уравнения вида ах=в, где х- переменная, а а и в–некоторые числа. Если а неравно 0, то уравнение ах=в называют уравнением первой степени.

Вы также умеете решать некоторые уравнения, содержащие переменную во второй степени.

Каждое из этих уравнений имеет вид ах2х+с=0

Числа а,в называют коэффициентами квадратного уравнения. Число а-первый или старшийм коэффициент, в- второй и с- свободный член.

Левая часть квадратного уравнения является многочленом второй степени. Поэтому квадратное уравнение еще называют уравнением второй степени.

Квадратное уравнение , первый коэффициент которого равен 1, называют приведенным.

Поскольку в квадратном уравнении ах2+вх+с=0 старший коэффициент не равен 0, неприведенное квадратное уравнение всегда можно преобразовать в приведенное, равносильное данному, разделив обе части уравнения на а.

Если в квадратном уравнении ах2+вх+с= 0 хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0, то уравнение будет неполным квадратным уравнением.

Существует три вида неполных квадратных уравнений.

Приложение 2.

Маршрутный лист.

1.Прочитав текст, выписать его ключевое понятие, обосновав свой выбор достаточным количеством аргументов.

2.Среди понятий , подчеркнутых в тексте, найти существенные признаки квадратных уравнений и установить соответствие между ними ( т.е. определить какой из них родовым признаком, а какой видовым) .результат выполнения задания внести в таблицу.

Существенные признаки квадратных уравнений.

Родовой признак

Видовые признаки

3.Используя признаки, указанные при выполнении предыдущего задания, сконструировать определение понятия «Квадратное уравнение» и записать его.

Квадратное уравнение- это___________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Соотнесите записанные ниже выражения А,В,С с содержанием текста и доказать их истинность или ложность, сформулировав цепочку суждений.

А. Квадратное уравнение -это уравнение второй степени. Число а-первый или старший коэффициент, в- второй и с- свободный член. Первый коэффициент не может быть равным 0.

В.Неполные квадратные уравнения не могут быть неприведенными, потому что коэффициеты в или с равны 0.

С. По значению старшего коэффициента в квадратном уравнении , уравнения могут быть приведенными и неприведенными.

А

В

С

5.Выписать виды квадратных уравнений, упомянутых в тексте. Отразить их классификацию в виде схемы, указав основания( причину) деления. Привести по 2 конкретных примера уравнений каждого вида.

 

6. Опираясь на содержание схемы, сформулировать определения каждого вида квадратного уравнения, учитывая их свойства, описанные в тексте и позволяющие различать виды квадратных уравнений.

7.С помощью кругов Эйлера отразить отношение между понятиями

А- квадратное уравнение

В- приведенное квадратное уравнение

С – неполное квадратное уравнение

Д- х2+3х-4=0