Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя?общеобразовательная?школа"?С.?Айкино







Разработка внеклассного мероприятия
?Примени математику?
5 класс



Учитель математики
Ершова З.В.








Айкино-2023
Цель мероприятия
Повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; повышение мотивации к изучению предмета
Планируемые результаты
Личностные УУД: формировать чувства ответственности за результат работы, стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей.
Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса.
Регулятивные УУД: научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели и планировать пути её достижения, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Предметные УУД: ученики научаться применять знания по основным темам курса математики и литературы 
 Принципы организации игры-конкурса:
Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
Принцип доступности (подбираются разные по уровням задания).
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
Принцип соревнования (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами одноклассников).
Ожидаемые результаты:
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
Развитие коммуникативных умений при общении с одноклассниками.
Формы поощрения активных и успешных участников:
Награждение команд грамотами (дипломами, благодарностями) образовательного учреждения и призами.
Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Ход игры-конкурса
Организационный момент
Ведущий (учитель, может быть старшеклассник):
-К математике способность проявляй,Не ленись, а ежедневно развивай.Умножай, дели, трудись, соображай,С математикой дружить не забывай.
-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Надеюсь, и у вас тоже хорошее настроение. Сегодня мы с вами поиграем. Каждый этап нашей игры будет занимательным, но в тоже время сопряжен с трудностями, преодолевая которые вы получаете очки. За каждый верный ответ - балл. Кто с наибольшим количеством баллов доберется до финала, тот и получит главный приз. В нашей игре участвуют две команды из ребят 5 классов. Представьте, пожалуйста, свои команды.

Представление команд (каждая команда говорит свой девиз, может представить свою эмблему).
Жюри: (состав жюри могут входить учителя, старшеклассники, родители)
Ведущий:
- Команды готовы? Пора игру начинать.Пусть каждый проявит смекалку и юморВсем курс на победу держать!Итак, турнир я открываю,Всем успехов пожелаю,Думать, мыслить, не зевать,Быстро соображать.
Ведущий: Любой спортсмен знает, что для достижения хорошего результата на соревнованиях необходимо хорошо размяться. И мы начнем нашу игру с разминки.

1-й конкурс ?Математическая разминка?
(балл за правильный ответ)
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему??(Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
Что тяжелее: килограмм сена или килограмм железа??(Одинаковый вес)
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (8)
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (100 кошек)
Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12?подков)
2-й конкурс ?Блицтурнир?
(балл за каждый  правильный ответ)
Ведущий: Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
1-я команда
2-я команда

Словесная запись
Символическая запись
Словесная запись
Символическая запись

а на 70 больше, чем в

а – в = 70
в на 4 меньше, чем а
а – 4 = в

а в 3 раза больше, чем в
а = 3в
а в 5 раз меньше, чем в
в = 5а

Сумма чисел а и 18 равна 25
а + 18 = 25
Разность чисел в и 23 равна 14
в – 23 = 14


3-й конкурс ?Литература и математика?
(оценивается по количеству названных ответов)
Ведущий: Каждая команда, выходит и берет себе задание на листе. В течении 2-3 мин. Думают над заданием и начинаем слушать их ответы, по очереди каждая команда.
Задания:
Вспомнить  и  назвать  пословицы в которых  присутствуют  числа.
Вспомнить и назвать   песни, фразы из песен, где присутствуют   числа 
(можно петь).
Вспомнить и назвать   название сказок, где  присутствуют  числа. 

4-й конкурс ?Расшифровать ребусы?
(балл за правильный ответ)



5-й конкурс ?Реши задачку?
(балл за правильный ответ)
Ведущий: Каждой команде предлагаются задачи на листах для решения. 

1.Про цыплят.
Два цыпленка стоят, 
Два в скорлупках сидят. 
Шесть яиц под крылом 
У наседки лежат. 
Посчитай поскорей, ????
Отвечай поточней: 
Сколько будет цыплят,
У наседки моей? (10)

2. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.Продавал Трофим на рынке.У прилавка все толпились, покупали, не скупились.И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке? (10)

3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз.Явились 2 друга и рыжий Барбос.Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели.Остались на речке только стрекозы,Кому не страшны ребятня и барбосы.Но вот что моя голова позабыла:Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

4. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышатРебята несут в Ленинград?"[Глупый, глупый Кондрат!Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошкамиШли навстречу ему, в Кострому!]

5. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.На следующей остановке вышли 5 человек.Сколько было остановок? (5 остановок)

6-й конкурс ?Чёрный ящик?
(балл за правильный ответ)
Ведущий: В ящике лежит предмет, я даю словесное описание, команде нужно отгадать, что лежит в ящике.
Грамоты не знаю,а весь век пишу.(Ручка)
Знает это целый мир:
Угол мерит... (транспортир)
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам... (линейка)
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой. (Циркуль)
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется... (квадрат)
Циркуль, наш надежный друг,
Вновь в тетради чертит... (круг)

7-й конкурс??Умножение в слепую?
(балл за скорость и правильный ответ)
Ведущий:?Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды.?(После того, как дети вышли, ведущий продолжает.)?Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, начнём с простого примера 17 ▪ 11 =                  12▪14=


8-й конкурс ?Пантомима?
(балл за оригинальность)
Ведущий: Приглашаю капитанов команд. Вытягивайте листы с заданием.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на одну из тем ?Школьник у доски?, ?Опять двойка по математике?, ?У меня сегодня 5?. 
Ведущий: А пока команды готовятся к соревнованиям, предлагается ещё один конкурс для болельщиков.

9-й конкурс??Найди лишнее слово?
(балл за правильный ответ)
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)

10-й конкурс ?Спичка за спичку?
(балл за правильный ответ)
Учащимся предлагается отгадать головоломки со спичками. За каждую верно отгаданную головоломку команде начисляется 1 балл.
Ведущий: каждой команде выдается лист с заданиями, на котором даны рисунки со спичками. Ваша задача выложить на столе из спичек правильное решение.
  Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички. 

Задание: Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.



Задание: Переставьте три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.



11-й конкурс??Грамотеи?
(балл за самый грамотный ответ)
Ведущий: К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, БИССЕКТРИСА.
12-й конкурс ?Счетчики?
(балл за каждый правильный ответ)
Ведущий: Каждой команде выдается лист с задачами, вы должны их выполнить за 5 минут.
Каждой команде предлагается решить 3 задачи.
1.Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7, чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ:?1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
2.Что больше: произведение всех цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9или их сумма? (Ответ:?Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
3. Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?
(Ответ: 12, 5).
13-й конкурс ?Вычисления по порядку?
(балл за правильный ответ и скорость)

Ведущий: Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
1-й ученик – расставляет порядок действий.
2-й ученик – выполняет первое действие.
3-й ученик – выполняет второе действие.
4-й ученик – выполняет третье действие.
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Команда 1:?14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Команда 2:?23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 =?976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976

14-й конкурс ?Эрудит?
(балл за правильный и быстрый ответ)
Ведущий: каждой команде выдается лист с кроссвордом, вы должны его разгадать за 5 минут.


Вопросы:
Числа, употребляемые при счете предметов.?(Натуральные)
Четырехугольник с прямыми углами.?(Прямоугольник)
Цифры 0, 1, 2, 3...?(Арабские)
Наглядное представление разных числовых данных.?(Диаграмма)
Результат от деления.?(Частное)
Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.?(Знаменатель)
Сумма одинаковых слагаемых.?(Произведение)
Закон сложения.?(Переместительный)
Площадь квадрата со стороной 100 м.?(Гектар)
Отрезок, длина которого равна 1.?(Единичный)
Угол меньше прямого.?(Острый)
Ключевое слово:?Лобачевский.
Пока команды отгадывают кроссворд слово предоставляется болельщикам, проводится конкурс болельщиков?“Заработай для команды балл”. Ведущий: Соблюдаем тишину и отвечаем только по поднятой руке. Выкрики не принимаются. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце игры они могут помочь вашей команде.
Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины.?(0)
Чему равен вес соли, которую надо съесть, чтобы хорошо узнать человека??(Пуд)
Третья степень числа.?(Куб)
Французский миллиард.?(Биллион)
Приплюснутый круг (овал).
Английская мера длины, давшая имя героине известной сказки.?(Дюйм)
Заменитель числа 1 при счёте.?(Раз)
Шесть квадратов на двенадцати рёбрах.?(Куб)
Между плюсом и минусом.?(Ноль)
Единица измерения углов.?(Градус)
Дуэт в кубе.?(Восемь)
Этим математическим способом размножаются простейшие организмы.?(Деление)
Нахождение неизвестного.?(Решение)
Единица со свитой из шести нулей.?(Миллион)
Эту неотъемлемую часть геометрической фигуры можно превратить в полезное ископаемое при помощи мягкого знака.?(Угол)
Что такое жидкий килограмм??(Литр)
Вопрос для решения.?(Задача)
Какую скорость развивает во время полёта птица Эму??(Страусы не летают)
Сколько граней у шестигранного карандаша??(8)
Какую часть от часа составляет 5 минут??(5/60 или 1/12)
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой, вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему??(он лысый)
Ведущий:
Молодцы команды!Вы справились с заданиямиИ блеснули знаниями!Вот закончена игра,Результат узнать пора.Кто же лучше всех трудился?В игре нашей отличился?

Жюри подводит итоги.........................

Итоги игры подводятся сразу после её окончания путем подсчитывания жетонов. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. 














Раздаточный материал
1. Жетоны. Для подведения игры предлагается использовать жетоны, которые выдаются после конкурса за каждое верно выполненное задание. В конце игры подсчитывается количество жетонов у каждой команды.
2. Листы с заданиями 
2-й конкурс ?Блицтурнир?


4-й конкурс ?Расшифровать ребусы?






5-й конкурс ?Реши задачку?
1.Про цыплят.
Два цыпленка стоят, 
Два в скорлупках сидят. 
Шесть яиц под крылом 
У наседки лежат. 
Посчитай поскорей, ????
Отвечай поточней: 
Сколько будет цыплят,
У наседки моей? 

2. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.Продавал Трофим на рынке.У прилавка все толпились, покупали, не скупились.И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке? 

3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз.Явились 2 друга и рыжий Барбос.Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели.Остались на речке только стрекозы,Кому не страшны ребятня и барбосы.Но вот что моя голова позабыла:Скажите, пожалуйста, сколько их было? 
4. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышатРебята несут в Ленинград?"
5. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.На следующей остановке вышли 5 человек.Сколько было остановок? 
9-й конкурс??Найди лишнее слово?

ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР

ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД 

10-й конкурс ?Спичка за спичку?
Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.

 









14-й конкурс ?Эрудит?

Вопросы:
Числа, употребляемые при счете предметов.?
Четырехугольник с прямыми углами.?
Цифры 0, 1, 2, 3...?
Наглядное представление разных числовых данных.?
Результат от деления.?
Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.?
Сумма одинаковых слагаемых.?
Закон сложения.?
Площадь квадрата со стороной 100м.?
Отрезок, длина которого равна 1.?
Угол меньше прямого.?