Методическая записка
Данный открытый урок по окружающему миру проводился во 2-м классе.
В классе 28 учащихся.
Урок в форме заседания клуба проводился в первый раз.
Для проведения урока были использованы следующие средства:
1.О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
Окружающий мир 2 класс Учебник Часть 1
Москва Академкнига/Учебник 2012г (стр.45-49).
2.О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
Окружающий мир 2 класс Хрестоматия
Москва Академкнига/Учебник 2012г (стр.29).
3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
Окружающий мир 2 класс Тетрадь для самостоятельной работы №1 (стр.17-18).
Технологическая карта урока
Тема
Свойства воздуха ( заседание клуба)
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Дидактическая задача
Организовать деятельность учащихся , направленную на первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий
Задачи на урок
1.Личностные
Овладение навыками сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование экологической культуры.
2.Метапредметные
- познавательные
Добывать новые знания. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы.
-регулятивные
Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме.
- коммуникативные
Формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания
3 . Предметные
Создать условия для выявления свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений.
Обсудить план доклада на тему « Свойства воздуха».
Структура урока
( серия учебных ситуаций)
Деятельность
учителя
( характеристика)
Деятельность
учащихся
(характеристика)
Планируемые
результаты
1.Организационный момент
Приветствует класс, создает позитивный настрой на деятельность, концентрирует внимание учащихся.
Настраиваются на работу, концентрируют внимание.
2.Определение темы и задач занятия.
Создает условия для формулировки темы урока учащимися.
Предлагает определить задачи урока.
Обобщает ответы учащихся.
Формулируют тему урока, высказывают предположения и определяют задачи по опорным высказыванием.
Регулятивные:
-формулировать учебную задачу
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации из текста
Личностные:
-уважительное отношение к иному мнению
3. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Создает условия для прослушивания сообщения, проведение опытов и наблюдений по теме и составлению плана доклада.
Организует встречу с гостем.
Работа с текстом, проводят опыты под руководством учителя, делают выводы, проводят наблюдения, работают в парах.
Просматривают мультфильм, отвечают на вопросы, делают вывод.
Регулятивные:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
-строить понятные для партнера высказывания
Познавательные:
-осуществлять смысловое чтение
-пользоваться инструкциями при проведении опыта
Личностные:
-навык сотрудничества в разных ситуациях
4. Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
Организует деятельность учащихся на странице тетради.
Читают задание, выполняют, проверяют работу соседа, делают вывод вместе с учителем.
Регулятивные:
-выполнять учебные действия в умственной форме
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль
Познавательные:
-выделение необходимой информации в тексте
Личностные:
-навык сотрудничества, умение не создавать конфликты.
5.Итог занятия
Рефлексия
Создает условия для подведения итогов занятия, предлагает оценить меру собственной деятельности на уроке.
Читают план доклада по изученной теме, повторяют свойства воздуха по опорным высказываниям. Оценивают свою деятельность, определяют меру своей деятельности.
Регулятивные:
-адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению допущенных ошибок
Коммуникативные:
-строить монологическое высказывание
Познавательное:
-построение обобщение
Личностные:
-самооценка
Конспект урока
1.Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень необычный урок окружающего мира. Наш урок- заседание клуба « Мы и окружающий мир». Я желаю вам успеха и надеюсь, что у нас с вами всё получится. Сегодня Лева назначается председателем заседания и помогает мне и вам.
2.Определение темы и задач урока.
Председатель: Мы начинаем наше первое заседание клуба. Откройте учебник и прочитайте тему нашего заседания. Давайте попробуем предположить, чем будем заниматься, какие задачи нашего заседания. (Учитель и председатель выслушивают ответы детей).
После обсуждения
Председатель: задание всем:
-провести опыты и наблюдения по изучению свойств воздуха;
-составить сообщение на тему «Свойства воздуха».
(задачи – на доску)
3.Работа клуба.
3.1.Доклад о значении воздуха на Земле.
Председатель:начинаем наше заседание с сообщения, которое нам приготовил Артем. Будьте внимательны, у меня будут для вас вопросы (см. приложение 1).
После прослушивания председатель задает вопросы:
Вопросы:
Для чего нужен воздух растениям, людям и животным?
Как спасает воздух нашу планету?
Что такое метеориты
?
Почему воздух называют «покрывалом» и « боевой кольчугой»?
3.2 . Первый опыт.
Учитель: сейчас я предлагаю вам перейти к проведению опытов и наблюдений.
Председатель: первый опыт с нами проведёт Алина.
Учащиеся работают совместно по инструкции.
Возьмите газету и сложите её пополам.
Взмахните ею около своего лица.
- Что чувствуете? (Ответы детей)
Это движется воздух.
- Найдите и прочитайте вывод по первому опыту в учебнике.
( Воздух окружает тебя со всех сторон)- учитель вывешивает на доску.
3.3 . Второй опыт.
Председатель: следующий опыт с нами проведет Елена Николаевна.
Работа по инструкции в учебнике.
(Воздух прозрачен)– учитель вывешивает на доску.
3.4 Третий опыт.
Председатель :А сейчас мы поработаем в парах.
- Прочитаем инструкцию на с.47. Выполняем и меняемся цветными очками. Обсудите друг с другом, что вы увидели.
После проведения опыта учитель спрашивает:
- Почему вы увидели зелёный и коричневый листы бумаги? (выслушиваются ответы детей).
- А теперь прочитаем объяснение,данное в учебнике.
(Воздух бесцветен)- учитель вывешивает на доску.
3.5 Встреча с гостем.
Председатель: Ребята,к нам на заседание пришёл гость – учитель ОБЖ.
Гость беседует с учащимися, просит вздохнуть глубоко и пытается узнать у детей, что они чувствуют. После этого он предлагает им просмотреть м/ф «Смешарики» и далее задает учащимся вопросы.
- В какую игру начали играть герои м/ф?
- Для чего Крош зажег свечи в доме? Правильно ли он сделал?
- Какая опасная ситуация сложилась в доме во время игры?
- Каким образом Ёжик почувствовал, что в доме, что-то не так?
- Какой орган чувств предупредил героя об опасности?
- Каким стал воздух?
- По какому номеру телефона можно позвонить в случае пожара?
Давайте прочитаем вывод о новом свойстве воздуха.
(Чистый воздух не имеет запаха)- учитель вывешивает на доску.
3.6. Наблюдение.
Председатель: а теперь давайте посмотрим на окна в классе.Там вставлены двойные рамы?
- Как вы думаете зачем? (предположения детей).
Работа по учебнику: чтение учебной статьи, работа по иллюстрации.
(Воздух плохо проводит тепло)- учитель вывешивает на доску.
3.7.Работа по учебнику с.49.
Учащиеся самостоятельно читают предложенный материал и приходят к выводу, что:
(Воздух хорошо пропускает солнечные лучи)- учитель вывешивает на доску.
3.8.Четвёртый опытс механическими часами.
Учитель показывает детям механические часы, предлагает послушать каждому ход часов, а затем проводит опыт, предложенный в учебнике: на отдельный стол кладут механические часы, дети, встав в круг, прикладывают ухо к столешнице.
Совместно делается вывод:
(Воздух хуже передаёт звук, чем дерево)- учитель вывешивает на доску.
Председатель:(чтение хором) а теперь прочитаем о каких свойствах воздуха мы сегодня узнали.
3.9. Работа в тетради.
Учитель: используя наши новые знания мы учимся их применять, открываем тетради на странице 17 №25, №26. Работаем самостоятельно, проверка в парах, оценивание работы одноклассников.
4. Итог заседания. Рефлексия.
Председатель:кто запомнил все свойства воздуха? Кто желает рассказать?
(учащиеся еще раз прочитывают свойства хором)
Учитель: понравилось ли вам наше заседание? Что показалось сложным? Что самым интересным? Какую оценку вы поставили бы себе за урок?
Председатель: наше заседание окончено.
Приложение 1.
Воздух очень важен для жизни на нашей планете. И люди, и животные и растения дышат воздухом.
Благодаря воздушному «покрывалу» Земля не перегревается от палящих солнечных лучей и не стынет от космического холода.
Словно боевая кольчуга, воздух защищает все живое на Земле от космических камней – метеоров.
Когда метеоры «обстреливают» нашу планету, они сначала сталкиваются с воздушной «броней», которая замедляет их полет. При этом метеоры сильно раскаляются и, не достигнув Земли, сгорают.
Мультимедийные средства
М/ф «Смешарики Азбука Безопасности»
http://www.youtube.com