Метапредметный курс «Смысловое чтение: интерпретация текста»
(внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления)
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается особая важность формирования у школьников смыслового чтения как необходимого условия развития метапредметных компетенций. Чтение является основным способом получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать прочитанное, понимать, интерпретировать информацию зависит успешность образовательного процесса в целом.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность. В связи с этим в нашей школе было решено провести в рамках внеурочной деятельности метапредметный курс «Смысловое чтение». По программе данного курса работали учащиеся 5 класса. С этими же детьми в 6 классе занятия были продолжены, курс назывался «Смысловое чтение: интерпретация текста». Пятиклассники знакомились с видами чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее, критическое/оценивающее). Шестиклассники работали над интерпретацией текста.
Программа внеурочной деятельности была реализована на занятиях, отличающихся деятельностным характером. Теоретические основы постигались через практическую часть, которая побуждала детей к чтению.
Занятия проводились в форме бесед, диспутов, практикумов, наблюдений и исследований, мониторингов, ролевых игр. Использовались индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы организации деятельности школьников.
Программа для учащихся 5 и 6 классов рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Что же такое смысловое чтение? Это вид чтения, которое нацелено на понимание читающими смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт владения приёмами его освоения на следующих этапах:
1. До чтения текста
- ознакомительное чтение;
- просмотровое чтение.
Результат: включение механизма антиципации
2. Во время чтения текста
- изучающее (медленное, художественное) чтение
Результат: интерпретация текста
3. После чтения текста
- рефлексивное чтение
Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации.
Считаю, что особое внимание необходимо уделять подбору текстов для интерпретации. От этого зависит заинтересованность детей в чтении. Мне, как филологу, близки и интересны художественные тексты, в которых поднимаются жизненно важные нравственные проблемы.
На первом этапе работы с текстом до чтения ученикам даётся задание: предположить, о чём данный текст по его названию, иллюстрациям к нему. Таким образом, возникает мотивация к чтению.
Второй этап представляет собой изучающее чтение текста, которое и ведёт к его интерпретации, то есть объяснению, раскрытию, толкованию текста с целью понимания его смысла. Существует достаточно много разнообразных приёмов интерпретации текста. Остановлюсь на некоторых из них, эффективно использованных на занятиях.
Чтение с остановками.
Суть
его
заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочи
танного отрывка и прогнозир
ование содержания последующего и
будут "от
крытыми", требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?
При этом ведётся диалог с автором. При чтении следующего отрывка ребята подтверждают или отклоняют свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.
Так, например,
после остановок
при знакомстве с рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления»
предлагаем детям ответить на вопросы:
Как вы думаете, что беспокоит бабу Дуню
, почему она
кричит
во сне
?
По
следует ли Гриша совету матери
успокоить бабушку
?
Что произойдёт дальше?
Подтвердились ли ваши предп
оложения?
Подтвердились ли ваши предположения?
• Что, по-вашему, произойдёт дальше?
Подтвердились ли ваши предположения?
• Что, по-вашему, произойдёт дальше?
Подтвердились ли ваши предположения?
• Что, по-вашему, произойдёт дальше?
Подтвердились ли ваши предположения?
• Что, по-вашему, произойдёт дальше?
Исследовательские задания.
При работе над рассказом В. Конецкого «Тамара» (фрагмент повести «Кто смотрит на облака») учащимся предлагалось найти в тексте художественные детали, в которых показаны мотивы жизни – смерти (Жизнь: звук, движение, тепло, еда, сочувствие, надежда, доверчивость. Смерть: холод, голод, безразличие, безнадёжность…).
Подбор ассоциаций
. С чем ассоциируется у вас слово
детство
?
(
улыбка, игры, отдых, радость, счастье, друзья, любовь…). Какие ассоциации к это
м
у слову
вы можете подобрать
применительно к жизни
Ванюшки
(
М.Шолохов «Судьба человека») (трагедия, потеря, тоска, одиночество, беззащитность, голод…).
Ассоциации к слову война при чтении и анализе фрагментов из следующих произведений: «Матерь человеческая» В.А.Закруткина, «Ночь исцеления» Б. Екимова, «Немец в валенках» К.Воробьёва и т.д.
Составление кластеров.
Ассоциации к указанным выше словам можно оформить в виде схем, кластеров различной формы. При чтении и анализе
фрагмента из повести
В.Железникова
«Чучело» и рассказа В. Солоухина «Мститель» ученики составляла кластер к понятию месть. При этом обращали внимание на оттенки зна
чений слова в данных текстах (
злоба, обида, гнев, расправа в рассказе «Мститель» и травля, ненависть, жестокость в повести «Чучело»).
Синквейн
.
Детям особенно
нравится этот вид работы. Они с удовольствием составляют их, характеризуя героев произведений: профессор Пирогов (рассказ А.Куприна «Чудесный доктор»), Андрей Соколов («Судьба человека»
) и другие. Пример
синквейна
к образу Марии («Матерь человеческая»
В.Закруткин
):
1. Мария.
2. Добрая, любящая (заботливая, мудрая)
3. заботится, помогает, ухаживает (страдает, переживает, лечит)
4. Мария побеждает желание отомстить (Мария – сильная духом женщина)
5. Человечность (Матерь)
6. Работа с нравственными понятиями. На протяжении всех занятий по курсу при анализе текстов велась работа с такими нравственными понятиями как гуманизм, человечность, сострадание, милосердие, великодушие, доброта, совесть, нравственный выбор. Во время аналитической работы проводилось сопоставление противоположных понятий: добро и зло, забота и равнодушие, верность и предательство, благородство и подлость, месть и великодушие, война и дети, жизнь и смерть, страх и сила духа.
Третий этап стратегии смыслового чтения – это работа с текстом после его прочтения. Идёт концептуальная беседа по содержанию текста, во время которой ребята сами составляют вопросы, уточняют позицию автора, выясняют смысл названия произведения, формулируют основную идею текста или совокупность его главных смыслов, составляют отзыв в устной или письменной форме. Может иметь место и корректировка собственной интерпретации. Мне хотелось бы отметить на данном этапе работу с афоризмами, после знакомства с которыми дети делают важные жизненные выводы и которые помогают им в написании творческой работы. При анализе сказки «Общее счастье» ребятам были даны следующие афоризмы и задания к ним: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д.Дидло), «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное» (Платон). Согласны ли вы с выраженными в них мыслями? Совпадают ли они с теми выводами, которые мы сделали по сказке? Напишите сочинение на тему «Что бы ты сделал для того, чтобы из твоей семьи не уходило счастье?»
В заключение хотелось бы сказать о результативности освоения программы данного курса. Задания, выполняемые учениками на занятиях, характеризовались обучающей и развивающей направленностью. Диагностика осуществлялась в ходе решения учебных задач и выполнения работ. Проводились мониторинги качества чтения и сформированности навыка смыслового чтения по группам метапредметных результатов. Результатами также является участие школьников в мероприятиях, проведённых во внеурочной деятельности (Метапредметная олимпиада школьников).