Конспект открытого занятия

Интеллектуальная игра с детьми второй младшей группы "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"

Выполнила: воспитатель

Щанкина Елена Александровна

Цели и задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

-приобщение детей к истокам русской культуры;

-знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям;

Развитие речи:

-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, частушки, пословицы, народная игра);

-обогащение словарного запаса: ухват, коромысло, лапти, изба;

-расширять представление детей о музыкальных инструментах русского народа (гусли, балалайка, ложки)

- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

Социально-коммуникативное развитие:

-создание благоприятной среды для детского творчества.

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси;

развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

Художественно-эстетическое развитие:

-проявлять творчество в выполнении работы;

-продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Физическое развитие:

-совершенствовать у детей двигательные навыки;

-обогащать представление о народных играх.

Оборудование: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

(звучит русская народная мелодия, дети входят в группу).

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (ответ детей -Тепло)

Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Воспитатель.

Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно.

Присаживаемся на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи.

(Воспитатель достает из корзиночки Колобок)

Колобок оказался волшебным. Он лежал в корзинке. Вдруг из корзинки раздается голос — «Я хочу познакомиться с детьми и помочь им многое узнать! Я вам помогу попасть на древнюю Русь. Ступайте за мной. Только крепко держитесь за руки.»

Воспитатель, держа колобочек, ведет детей змейкой по группе под русскую народную песню «Во поле береза стояла»

Ребята посмотрите на тропинке Колобок из русской народной сказки, он вас приглашает в путешествие

Воспитатель: посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация картинки старинной русской одежды.

Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: вспомните, в каких сказках есть упоминание о русской печке?

Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»

“Гуси-лебеди”

Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

Воспитатель: это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей

Послушайте ещё одну загадку

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А еще все дети в старину любили разные игры, как и мы с вами. Предлагаю, поиграть в одну из них.

П/и «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

А еще ребята русский народ любил играть на музыкальных инструментах, отгадайте загадки

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она — любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет «трень» да «брень» (балалайка)

Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.

Подумайте минуточку… Что же это?

(Дудочка)

Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий …

(Бубен)

За обедом суп едят, к вечеру заговорят

Деревянные девчонки, музыкальные сестренки

Поиграй и ты немножко на красивых, ярких… (ложках)

Показ игрушки.

Воспитатель: посмотрите какие ложки (красивые, расписные).

Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – у нас есть для вас старинные деревянные ложки. Только они совсем не яркие и не расписные. Как вы думаете, почему? Давайте украсим наши ложки, и настроение у вас улучшится, и вы сможете тоже не только применять их во время трапезы, но и с радостью играть как на музыкальном инструменте.

Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?

Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.

Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)

Воспитатель:

Ребята как известно русский народ славился своим гостеприимством, пирогами да караваем.

В наше путешествие пригласил Колобок из сказки

Я Колобок, Колобок, Колобок.
По сусекам я скребен, по амбару я метен
В печку боком сажен, на окошке стужен.

Приглашаю вас испечь тоже колобок

Воспитатель предлагает изготовить пироги из соленого теста.

Подвижная игра “Пирог”

Итог занятия.

Воспитатель: теперь наши ложки красивые и расписные. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое? А теперь закроем глаза, для того чтобы вернуться обратно в детский сад и сосчитать до трех. Вот мы снова в группе.

А пока вы работали мои хорошие, в печи испекся вкусный пирог.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка — сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать пирогом, который испекла нам печка- матушка. Наше занятие подошло к концу, пора прощаться. До свидания!