Детский и подростковый фитнес на уроках физкультуры.

Составила: Гескина Екатерина Викторовна,

учитель физкультуры Измайловской школы № 1508 г. Москвы

Москва 2024

Детский и подростковый фитнес на уроках физкультуры.

Малоподвижный образ жизни становится проблемой подрастающего поколения. Многие современные дети вместо посещения спортивных секций, занятий со спортивной направленностью по дополнительному образованию, активных игр на свежем воздухе предпочитают сидение в смартфонах, компьютерах и других гаджетах. Такой вид досуга приводит к снижению уровня физического развития детей со всеми вытекающими последствиями. Это может проявиться в плохой усидчивости, в отсутствии концентрации внимания, в склонности к ожирению, в ухудшении зрения, в снижении успеваемости и т. д. В худшем варианте это может спровоцировать большие проблемы со здоровьем, признаки гиподинамии. Занятия фитнесом на уроках физической культуры – отличное решение в такой ситуации. Он оказывает положительное влияние на физическое, психологическое и социальное развитие детей.

Отличие занятий фитнесом от занятий спортом.

Разница между занятием различными видами спорта или обыкновенной физкультурой и фитнесом заключается в том, что в первом случае цель занятий направлена на достижение определенных побед, участие в соревнованиях. Но детский фитнес не ставит задачи воспитать чемпиона. Его цель – забота о здоровье и поддержание тела в тонусе. Занятия фитнесом способствуют развитию физических качеств — силы, скорости, ловкости, общей выносливости и координации, гармоничному развитию опорно-двигательной системы, профилактике плоскостопия и нарушений осанки, овладению двигательными навыками, формированию чувства ритма, улучшению внимания, памяти, координации движений, укреплению иммунитета, сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата, легких, овладению коммуникативными навыками, привитию индивидуальной и групповой дисциплины, любви к активному образу жизни. Помимо этого, занятия фитнесом позволяют выработать и проявить эмоционально-волевые качества, улучшить настроение и повысить самооценку ребенка. Дети, занимающиеся фитнесом, также развивают навыки самодисциплины, уверенности в себе и умение преодолевать трудности. Регулярные занятия развивают все группы мышц, формируют красивую, стройную и гибкую фигуру. Детский фитнес проводится в групповой форме, что способствует развитию социальных навыков у детей: они учатся работать в команде, делиться опытом и поддерживать друг друга. Благодаря комплексному подходу детские фитнес-программы позволяют ребенку гармонично развиваться, при этом не испытывая перенапряжения. Разноплановые занятия не дают потерять интерес и мотивацию.

Кто может заниматься фитнесом.

Как правило, детским фитнесом могут заниматься дети разного возраста и с разной степенью физической подготовки. Абсолютных противопоказаний для детского фитнеса нет. Однако, при слабой опорно-двигательной системе запрещается нагружать детей силовыми упражнениями, но можно укреплять их двигательный аппарат с помощью элементов гимнастики. А при определенных болезнях сердечно-сосудистой или дыхательной системы стоит исключить из тренировки аэробную нагрузку, остальные составляющие остаются неизменными. Если ребенок страдает от хронических заболеваний, то программа занятий должна корректироваться с учетом проблем со здоровьем.

Особенности детского фитнеса

Фитнес для детей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при планировании и составлении занятий. Особое внимание необходимо уделить безопасности: фитнес – тренеры обеспечивают правильное выполнение упражнений, контролируют технику и предотвращают возникновение травм из-за того, что ребенок неверно делает упражнения.  Еще одной причиной травм на занятиях может быть перенапряжение, именно поэтому очень важно, чтобы они были адаптированы к возрасту и способностям каждого ребенка. Сложность упражнений и их продолжительность должны соответствовать физическим возможностям ребенка — это одна из обязанностей фитнес-тренера. От взрослой программа отличается в первую очередь нагрузками. Детский организм находится в стадии развития, поэтому нуждается в особом подходе. В то же время юный возраст имеет свои преимущества: суставы детей более подвижны, связки – эластичны, а мышцы быстрее привыкают к нагрузкам. Программы занятий по детскому фитнесу обычно составляются инструкторами с использованием игрового подхода, так как игры, соревнования и командные задания делают занятия более интересными. Еще одна особенность детского фитнеса — разнообразие упражнений. Детский фитнес задействует различные мышцы и включает совершенно разные активности: бег, прыжки, растяжку и другие.

Что такое детский фитнес.

Детский фитнес – это система спортивно-оздоровительных занятий, которая разрабатывается с учетом возрастных особенностей и физической подготовки детей и включает элементы аэробики и степ-аэробики, гимнастики и силового тренинга, йоги и восточных единоборств, танцевальные движения и т.п. Аэробика – комплекс упражнений,

включающий в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость, аэробные упражнения. Степ-аэробика – разновидность аэробики, в которой упражнения выполняются при помощи степ-платформы. Силовой тренинг – развитие силы и массы мышц. Упражнения выполняются с отягощением, для чего используются гантели, штанги, тренажеры или собственный вес. Йога – комплекс физических упражнений, дыхательных техник и практик концентрации внимания. В восточных единоборствах выделяются ударные, борцовские и смешанные направления. Все это можно удачно комбинировать, дозировать и применять на уроках физической культуры в школе под одним названием – ФИТНЕС.

Мой выбор.

Учитывая все вышесказанное, а также условия, возможности базы, наличие инвентаря, я, как учитель физкультуры, выбрала фитнес и включила его в свою программу. Предварительно сама, уже в течение трех лет, посещаю занятия фитнесом. Окончила курсы повышения квалификации «Инструктор детского фитнеса». Предлагаю вашему вниманию примерную программу на 10 занятий для учащихся 3-4 классов (методические рекомендации вписываются каждым учителем, исходя из уровня подготовки, индивидуальных особенностей и имеющихся противопоказаний в состоянии здоровья учащихся классов).

№/№

п/п

№ занятия

Содержание занятия

Методические рекомендации

Инвентарь

1

1 занятие

Бег с гантелями (3 круга бег, 1 круг ходьба, 3 – 4 повторения). Разминка с гантелями (комплекс общеразвивающих упражнений). Работа на гимнастических ковриках (упражнения на силу мышц рук, ног, пресса; с гантелями и без; на спине, боку, животе, четвереньках, коленях). В середине занятия кардиовставка: - бёрпи с отжиманием и выпрыгиванием из низкого приседа (1 мин.); - планка с гантелями в руках: поочередно поднять руки до горизонта, упор присев, О.С., жим (1 мин.). Упражнения на растяжку.

Гимнастические коврики, гантели.

2

2 занятие

Беговая разминка (бег 30 сек + планка 15 сек = 4 повторения). Общеразвивающие упражнения. Работа на гимнастических ковриках (упражнения на силу мышц рук, ног, пресса; с гантелями и без; на спине, боку, животе, четвереньках, коленях). В середине занятия кардиовставка: - скалолаз 4 раза, выпрыгивание из низкого приседа (1 мин.); - планка с поочередным подтягиванием ног к груди (1 мин.). Упражнения на растяжку.

Гимнастические коврики, гантели.

3

3 занятие (степ-аэробика)

Беговая разминка (3 круга бег, 1 круг ходьба, 3 – 4 повторения). Общеразвивающие упражнения. Разучивание комбинации на степах (самостоятельное составление учителем комплекса). Силовая вставка: - обратные отжимания 30 сек., - упражнения на пресс на гимнастической скамье 30 сек.

Упражнения на расслабление.

Степы, гимнастические скамейки.

4

4 занятие (степ-аэробика)

Беговая разминка (3 круга бег, 1 круг ходьба, 3 – 4 повторения). Общеразвивающие упражнения. Закрепление комбинации на степах. Силовая вставка: - отжимания с колен с протяжкой 30 сек., - упражнения на пресс на гимнастической скамье 30 сек., - планка с поочередным касанием скрестно ладонями плеч.

Упражнения на расслабление.

Степы, гимнастические скамейки, гимнастические коврики.

5

5 занятие (табата)

Беговая разминка (бег 30 сек + стойка в приседе 15 сек = 4 повторения). Занятие по типу Табата (45 сек выполнение упражнений, 15 сек отдых = 2 повторения). 1. Боковые выпады, руки в стороны, в руках гантели. 2. Жим гантели из-за головы. 3. Берпи с выпрыгиванием из низкого приседа. 4. Прыжки через степ толчком 2-мя ногами с опорой руками о степ. 5. Планка на предплечьях. 6. Упражнение на пресс на степе Свечка. Упражнения на расслабление.

Гантели, степы, гимнастические коврики.

6

6 занятие (табата)

Беговая разминка (бег 30 сек + планка 15 сек = 4 повторения). Занятие по типу Табата (45 сек выполнение упражнений, 15 сек отдых = 2 повторения). 1. Зашагивание на степ с гантелями в руках правой ногой (во втором повторении левой ногой). 2. Приседание на степ и подъем со степа на правой ноге (во втором повторении на левой ноге). 3. Планка с гантелями в руках: поочередно поднять руки до горизонта, упор присев, О.С., жим. 4. Узкие отжимания с колен с протяжкой 30 сек. 5. Двойной кранч. 6. Ягодичный мостик. Упражнения на расслабление.

Степы (стулья, скамейки), гантели, гимнастические коврики.

7

7 занятие (круговая тренировка)

Беговая разминка (3 круга бег, 1 круг ходьба, 3 – 4 повторения). Общеразвивающие упражнения. Круговая тренировка (4 станции, 2 круга, работа 1 мин, переход 15 сек) 1 круг: - планка с поочередным подтягиванием ног к груди;

- стульчик у стены;

- отжимания от скамьи (подоконника);

- жим гантели из-за головы.

2 круг:

- боковая планка (30 сек правым боком, 30 сек левым боком);

- стульчик у стены;

- двойной кранч;

- обратные отжимания.

Упражнения на расслабление.

Гимнастические коврики, гимнастические скамейки, гантели.

8

8 занятие (круговая тренировка)

Беговая разминка (3 круга бег, 1 круг ходьба, 3 – 4 повторения). Общеразвивающие упражнения. Круговая тренировка (4 станции, 2 круга, работа 1 мин, переход 15 сек) 1 круг:

- зашагивание на скамью с гантелями в руках правой ногой;

- выпады правой ногой с гантелями в руках;

- работа с гантелями: хват от себя, подъем вперед, разведение в стороны, сведение вперед, и.п.

- работа с гантелями: хват гантели двумя руками, подъем вперед, вращение вправо-влево, и.п.

2 круг:

- зашагивание на скамью с гантелями в руках левой ногой;

- выпады левой ногой с гантелями в руках;

- работа с гантелями: хват от себя, подъем вперед, разведение в стороны, сведение вперед, и.п.

- работа с гантелями: хват гантели двумя руками, подъем вперед, вращение вправо-влево, и.п.

Упражнения на расслабление.

Гимнастические скамейки, гантели.

9

9 занятие (зачет)

Беговая разминка (бег 30 сек + планка 15 сек = 4 повторения).

Общеразвивающие упражнения.

Зачет: комбинация на степах.

Силовая вставка:

- планка;

- отжимания с колен.

Упражнения на расслабление.

Степы, гимнастические коврики.

10

10 занятие (зачет)

Беговая разминка (бег 30 сек + стойка в приседе 15 сек = 4 повторения).

Зачет: подъем туловища из положения лежа за 60 сек.

Силовая вставка:

- кранч;

- обратные отжимания.

Упражнения на растяжку.

Гимнастические коврики.