Министерство образования Кузбасса государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ?Юргинский детский дом-интернат для детей с ментальными нарушениями? Методическая разработка ? Если вы вежливы?. Разработала: воспитатель Лепунова Светлана Анатольевна Цель: 1. Продолжать знакомить детей с правилами культурного общения. 2. Учить правильно, использовать вежливые слова в процессе общения. 3. Развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность. 4. Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности. Предварительная работа: 1. Беседы о вежливости. 2. Чтение рассказа В. Осеевой ?Волшебное слово?. 3. Заучивание стихов. 4. Заучивание на прогулке ?мерилки?. Оборудование: 1. Цветок сделанный из бумаги, с написанными на лепестках ?вежливыми словами?. 2. Аудиозапись песен В. Шаинского ?Улыбка?, ?О дружбе?. 3. Текст для чтения, из книги Н.Е Богуславская, Н.А.Купина ?Весёлый этикет?. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, и поприветствуем друг друга, прикоснувшись, к своим соседям ладошками. Так вы поделитесь со своими друзьями своим теплом, любовью и добротой. (Звучит песня В.Шаинского ?Улыбка?, дети здороваются ладошками друг с другом.) Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня к вам, на клумбе детского дома я увидела необычный, волшебный цветок. Вот он посмотрите, на лепестках написаны какие-то слова. Помогите, пожалуйста, мне их прочитать. Ответы детей: Спасибо, пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, досвидание, спокойной ночи, приятного аппетита, будьте здоровы. Воспитатель: А как называются эти слова ?пожалуйста?, ?спасибо? …? Ответы детей: Вежливые, волшебные. Воспитатель: Как вы думаете, а почему мы называем такие слова волшебными? Дети: Потому что после таких слов становится приятно, весело, спокойно, тепло…. Воспитатель: Я сейчас проверю, знаете ли вы ?волшебные слова?? Игра ?Доскажи словечко?. Воспитатель: Я начну, а вы кончайте дружно хором отвечайте: Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь…? (здравствуйте) Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …? (спасибо) Зеленеет старый пень, когда услышит…? (добрый день) Когда вас ругают за шалости, вы говорите…? (простите, пожалуйста) Где бы ни были, на прощанье мы говорим…? (до свидание) Воспитатель: Ребята давайте разберём ситуации из вашей жизни, которые я наблюдаю в нашей группе. Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребёнок? Ответы детей: Первым здоровается тот, кто воспитанный и вежливый. Младший здоровается с взрослым. Входящий первым здоровается с присутствующими. Воспитатель: Как вежливо попросить игрушку у товарища? Как вежливо попросить помощи при застёгивание пуговиц? Ответы детей: Разреши, пожалуйста, мне поиграть с этой куклой. Пожалуйста, помоги мне застегнуть пуговицы на кофточке. Спасибо. Воспитатель: Ребята, так значит, какого человека мы называем вежливым? Ответы детей: Вежливый человек тот, который делает хорошие поступки. Человек воспитанный. Человек, который говорит вежливые слова. Воспитатель: Можно ли назвать вежливым человеком, который ни с кем не здоровается, грубит, обманывает, обижает младших? Дети: Нет, такого человека нельзя назвать вежливым. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним слова мирилки, мы её с вами выучили на прогулке. Все вместе. Мирилка: ?Улыбкой делиться мы будем, И с дружбой по жизни шагать. Пожалуйста, больше не будем, Друг друга мы обижать?. Динамическая пауза ?Пожалуйста?. Воспитатель: Ребята, я буду показывать разные движения, а вы по моей просьбе будите их повторять, в том случае если я добавлю слово ?пожалуйста?. *Хлопните в ладоши… *Возьмите себя за уши… *Обнимите соседа… *Поднимите руки в стороны… *Подпрыгните на месте… *Сделайте комплимент соседу… Воспитатель: Ну вот, отдохнули, а сейчас послушаем ребят, которые подготовили для нас стихотворения о ?волшебных словах?. (Дети читают) Стихотворения: 1. ?Даже дети знают: некрасиво Не сказать за доброту ? Спасибо!? Это слово с детства нам знакомо И звучит на улице и дома. Но порою, мы его забываем, И в ответ лишь радостно киваем. И уже достойны нашей жалости Тихие ?Спасибо? и ?Пожалуйста?. И не каждый вспоминать готов Смысл сокровенных добрых слов. Слово как молитва, попроси. Этим словом: ?Бог меня спаси!??. 2. Мы все научились когда-то Ходить, рисовать, говорить, Давайте же вспомним, ребята Как добрым и вежливым быть! Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу. Быть вежливым очень легко мне Я ?Здравствуйте? первым скажу! Придумано кем-то красиво За помощь благодарить! Обычное слово ?Спасибо? Нельзя забывать говорить! Прощаясь, мы все ?До свиданья? Друг другу всегда говорим. ?Пожалуйста?, если желанье, Иль просьбу исполнить хотим?. Воспитатель: Спасибо, ребята, за такие хорошие стихотворения. А сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы внимательно его послушайте. Затем ответите на мои вопросы. Текст: Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила: - Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко. - Съешь после обеда, - ответила мама. - Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда. Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое. Вопросы: - Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему? - Как по- вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? - Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди? - Когда вам хочется что-то попросить у взрослого, как вы это делаете? - С помощью, каких вежливых слов мы просим о чём-либо? Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? Воспитатель: Давайте никогда ни будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Произносить ласково, нежно, негромко и с улыбкой. Ведь от улыбки хмурый день становится светлей. Воспитатель: Ребята, цветок, который я принесла в группу, он не просто необычный, но и волшебный. Оторвав лепесток можно загадать желание. Подойдите ко мне. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. (Звучит песня В.Шаинского ?О дружбе?, дети встают в круг.) Воспитатель: Первой желание загадаю я. Я хочу, чтобы дети в нашем детском доме, в нашей группе были самыми дружными, самыми добрыми, самыми честными, самыми любящими и самыми любимыми! (Дети по очереди загадывают свои желания.) Конец занятия.
Если вы вежливы