МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫВИКТОРИНЫ

«УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» ПО ВНЕУРОЧНОМУ ЗАНЯТИЮ «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»

для обучающихся 3 класса.

БЕДРИК ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА

Учитель начальных классов

МБОУ ЗАТО г. Североморск «Североморская школа полного дня»

Ключевые слова: профессия, должность, выбор профессии, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, источник дохода, рынок труда.

Цель игры:

проведение игры позволит обучающимся расширить знания о профессиях, об области профессиональной деятельности взрослых и позволит расширить представление о многообразии профессий.

Задачи:

1. Сформировать интерес к профессиональной деятельности.

2. За счет нетрадиционных форм и методов заинтересовать обучающихся предстоящим выбором профессии.

3. Оказать дополнительную поддержку обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

4. Расширить знания о мире профессий, условиях труда, важных качествах, умениях и навыках.

Продолжительность занятия: 30 минут.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть

Учитель организует просмотр видео на тему: «Все профессии важны!»

Ответы обучающихся.

Учитель. Что такое профессия?

Ответы обучающихся.

Учитель. Профессия — это род трудовой деятельности, который требует определенной подготовки (практической и теоретической) и обычно является источником дохода. А как Вы думаете, сколько же всего существует профессий?

Ответы обучающихся.

Учитель. Некоторые эксперты считают, что в мире существуют тысячи профессий. Но их количество сложно подсчитать, потому что на рынке труда постоянно возникают новые нестандартные задачи. Старые названия профессий уже не передают их смысл, а новые еще не появились.

Часто профессии путают с должностями, но должность — это штатная единица в организации. Например, менеджер — это профессия, а директор магазина — должность.

Часть 2. Основная часть

Этапы проведения игры

1. Подготовительный этап

Предварительная работа. Предварительно в классах проводится следующая работа: На уроках математики, литературного чтения, окружающего мира по средствам ролевых игр (например, такие как «Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод») обучающие пополняют свои знания о различных профессиях.

Посещение музеев и библиотек, младшие школьники имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.

На классных часах и на внеклассных занятиях обучающиеся читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей. Пробуют себя в роли допустимо возможных профессий.

Формирование команд участников. Из общего количества учащихся
3 класса.

Подготовка наград и призов. В качестве наград могут быть грамоты, сувениры, сладкие призы.

2. Содержательный этап

I. Формирование команд участников. «Разминка».

Задание: Обучающимся необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов названную профессию.

В данном тексте профессии уже распределены по группам. Назвать профессии из этого списка вразнобой, обращаясь к обучающимся. Участники говорят, к какому типу относится названная профессия, тем самым занимая место соответствующей команды.

Типы профессий:

1. Человек – природа: геолог, взрывник, метеоролог, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, садовод, полевод, овощевод, астроном, цветовод, птицевод, рыбовод, пчеловод.

2. Человек – техника: электромонтер, машинист экскаватора, слесарь – сантехник, каменщик, строитель, столяр, машинист локомотива, водитель троллейбуса, пилот, инженер, диспетчер, станочник, токарь, радиомеханик, радиомастер.

3. Человек – человек: секретарь, официант, парикмахер, кассир, врач, санитарка, медицинская сестра, воспитатель, педиатр, хирург, педагог, стюардесса, продавец.

4. Человек – художественный образ: скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравёр, портной, стеклодув, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижёр, музыкант, литератор, оформитель, дизайнер, модельер, стилист, флорист.

II. Конкурс № 1: «Словарь – профессия».

Задание: Каждой команде предлагается взять из коробки карточки со словами о профессии. Необходимо определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые записаны на карточках.

1. Ткань, костюм, ножницы, выкройка, нитки, иголки. (Портной)

2. Закон, форма, правопорядок, смелость, преступник, погоня. (Полицейский)

3. Волосы, стиль, прическа, краска, клиент, ножницы, фен. (Парикмахер)

4. Печь, аромат, мука, тесто, хлеб, булочки. (Пекарь)

5. Зерно, поле, земля, теплица, уход, удобрения, растения. (Агроном)

6. Больной, поликлиника, диагноз, белый халат, карта больного. (Врач)

7. Игрушки, сон, прогулки, ясли, утренник, детский сад, игры. (Воспитатель детского сада)

8. Костюм, сцена, аплодисменты, театр, зрители, грим. (Артист)

III. Конкурс № 2: “Угадай профессию из пословиц”.

Задание: Каждой команде предлагается угадать, о какой профессии говорят эти пословицы и поговорки.

1. Жить – Родине служить. (Военнослужащий)

2. От врагов одни останки оставляют наши танки. (Танкист)

3. Не игла шьёт, а руки. (Портной)

4. Кашу маслом не испортишь. (Повар)

IV. Конкурс № 3: “Загадка о профессии”.

Задание: Каждой команде предлагается угадать, о какой профессии говорят эти загадки.

1. Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь -

Как лечиться, знает… (Врач).

2. Ходит в лес он на работу,

Древний бор – его забота.

Он на месте не сидит –

За порядком в нём следит. (Лесник).

3. Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк

Как зовут его? (Моряк).

4. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке.

В синей форменной фуражке? (Почтальон).

V. Конкурс № 3: “Узнай профессию человека. Кто что делает?”.

Задание: Каждой команде необходимо отгадать профессию по ее описанию.

1. К труженикам этой профессии относятся слова М.В.Ломоносова: “…в земных недрах пространство, и богатство царствует натура. Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску.” Высокие медицинские требования представляются к людям этой профессии, т.к. в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Шахтёр).

2. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. Получить её совсем не сложно. А вот во Франции желающий получить эту профессию подвергается экзамену, устанавливаются личные качества: активность, самообладание, хладнокровие. Выясняется воспитанность, обходительность, уровень духовной культуры, умственные способности. Представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец).

3. Многие общественные здания из металла и стекла. В их конструкции большую долю занимают стёкла. Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости. И эту работу для нас делают люди “хрупкой и праздничной” профессий. (Стекольщик).

4. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием декоративного ансамбля, только в воображении видит её результат. Работник обладает развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. (Цветовод).

3. Заключительный этап

Учитель. Профессия играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности. Вспомним стихи В. Маяковского: «Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус!».

А теперь ответьте мне на вопрос: Что же нового вы узнали для себя?

Ответы обучающихся.

Учитель. Подведем итоги игры - викторины. На ватман необходимо наклеить смайлики, где радостное лицо – «Мне все понравилось!», безразличное лицо – «Было скучно и неинтересно», грустное лицо – «Мне не понравилось, я ничего нового не узнал».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе мероприятия была достигнута цель и реализованы поставленные задачи. Знакомство с миром профессий происходит в игровой форме с учетом возрастных особенностей младших школьников. В основе подобной методики преподавания лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми новых знаний трудовой и профессиональной деятельности. Проводя профориентационную работу с учениками начальных классов, мы должны помнить о том, что «Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора».

Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно.

Таким образом, необходимо повышать кругозор и осведомленность ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми, знакомить детей с различными профессиями, развивать мотивацию к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры, развивать творческие возможности ребенка и интерес к различным профессиям.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: определение лексического значения слов: должность, выбор, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, источник дохода, рынок труда.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о профессиях.

Окружающий мир: больший упор на темы: виды человеческой деятельности, ориентация в мире профессий, уважительное отношение к труду.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Семячкин Д.А., Сергеев М.А., Кисляк Е.В. Инфраструктура открытой науки // Университетская книга. 2017. №7.

2. Школа профессий будущего. Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа [Электронный ресурс] / Г. А. Белая, О. П. Белякова, Ю. Ю. Валисава и др.-; ГУ Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс». (Дата обращения: 26.04.2020).

3. Березина, А. В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.

4. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.

5. Савкина, М. В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери правильный маршрут!» / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 12. — С. 40-43. — Библиогр. в конце ст.