Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Фестиваль – конкурс профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

«Возможности – ограничены, способности – безграничны

(опыт работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ) среди ДОУ ГО «гкутск»

Методическая разработка коррекционного занятия

«Дифференциация звуков С-Ш со смешариками»

(для детей с тяжелыми нарушениями речи, возраст 6 -7 лет)

Разработал: учитель – логопед Шабалина Людмила Николаевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Снежинка» ГО «Жатай»

2022г.

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш со смешариками»

Цель: дифференциация звуков [C] - [Ш] словах, деление слов на слоги.

Задачи:

Коррекционно образовательные:

П

родолжать учить акустико-артикуляторн

ые

характеристики звуков

[C] - [

Ш

]

с опорой на различные виды контроля.

У

чить определять наличие данных звуков в словах

.

Формировать навык выделения звуков «С,

Ш

» в словах

.

Формировать навык дифференциации данных звуков в словах

.

Формирова

ть

фонематическо

е

восприяти

е.

Коррекционно-развивающие:

Закрепить

артикуляцию звуков «С,

Ш

» и их характеристику

.

Формир

овать

навык координации движений и соотнесения их с речью

.

Закрепить

навык

выделения звуков в начале

, середине

и конце слов

.

Продолжа

ть

формировать зрительный

гнозис

.

Развива

ть

мышление, память, внимание

.

Коррекционно - воспитательные:

Формир

овать

навык самоконтроля и самооценки

.

Формир

овать

внимательное отношение к своим друзьям

.

Оборудование и принадлежности: проектор, ноутбук, экран, мольберты, – 2 шт, предметные картинки со звуками С, Ш по количеству детей, удочки с магнитами, рыбки с картинками со звуками С, Ш по количеству детей, ведра 6 шт., цифры 1,2,3, ореховые скорлупки, пластиковые крышки, стол с песком, эспандеры.

Музыкальное сопровождение: заставка из мультфильма «Смешарики»

Презентация: изображения Совуньи и Кроша, артикуляция звуков С; изображение радужных стрелок с цифрами для пропевания звуков С и Ш, тексты чистоговорок и динамической паузы

Ход занятия:

Этапы, время

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Организационный момент

1, 2, 3, 4, 5,

Будем с вами мы опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить!

Положительный настрой

Мотивационный этап.

Звучит аудиозапись заставки из мультфильма «Смешарики».

Логопед: «Что это за музыка? (из мультика про Смешариков). Значит к нам идут гости?

На экране Крош и Совунья

Логопед: «Посмотрите, к нам в гости пришли Крош и Совунья. Надеюсь вы знакомы с ними? Скажите мне, какой Крош? (веселый, забавный, проказник). А Совунья какая? (умная, заботливая, спокойная). А в именах наших гостей живут звуки, с которыми мы сегодня будем играть. В слове Совунья, какой живет звук в начале слова?. А в слове Крош какой живет звук?.

Давайте вспомним, что мы знаем про эти звуки? Какие они? Где язычок наш находится при произнесении этих звуков? Расскажем сначала о звуке Ш.

Логопед: «А теперь мы поиграем с вами детский хор. Я буду вашим дирижером, а вы моими певцами. Встаньте у своих стульчиков. Если я поднимаю руки вверх, то какой звук вы будете произносить? (Ш) А если я опускаю руки вниз, то вы будете произносить звук? (С)

Далее проводится игра «Пропевание звуков по картине «Радужные стрелки». После игры дети садятся на места.

Отгадывают

Отвечают. Подбирают признаки характера каждого персонажа.

Отвечают.

Работа со звуками

Ответ: звук С

Ответ: звук Ш

Дается характеристика звука Ш детьми: язычок широкий поднимается наверх, к верхним зубкам, губки округляются и выходит теплый воздух. Этот звук согласный, всегда твердый, глухой.

Аналогично дается характеристика звука С: язычок упирается в нижние зубы, губы улыбаются, выходит холодный воздух. Этот звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Произнесение звуков С, Ш со зрительной опорой на движения.

3.

Основной этап «Дифференциации звуков»

Логопед: Оказывается, Крош и Совунья пришли к нам за помощью. У каждого из них были картинки. Но сильный ветер смешал все картинки. Теперь они не могут вспомнить, где - чьи картинки. Надо им помочь.

Игра “Самый внимательный”

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают

Динамическая пауза:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.[1]     

Логопед: «Совунья и Крош вас благодарят и приглашают на рыбалку.

(предварительно повторение правил деления слов на слоги)

камешки – кулачки. Будьте внимательны, вам надо показать столько пальчиков, сколько слогов в названии вашей картинки.

1,2,3,4,5 - начинаем мы играть

Мы подумали немножко, показали мне ладошку!

Проверка логопедом.

Рыбалка

Мы будем ловить рыбу, надо посчитать, сколько слогов в названии ваших картинок. Напомните мне, как мы определяем количество слогов в слове?

Разложите пойманные рыбки по ведрам, посмотрите внимательно - на каждом ведре прикреплена цифра. Что же она обозначает? Будьте внимательны!

Логопед: «Мы с вами сейчас играли со звуками или с буквами? Чем отличаются звуки от букв?

Упражнение «Выложите буквы»

Логопед: нужно выложить на песке букву С из скорлупок и букву Ш из крышек.

Если в названии ваших картинок живет звук Ш, то вы отдадите картинки Крошу. А если в названии картинок живет звук С, то вы их отдадите Совунье».Выполнение задания детьми.

дети выполняют движения руками с эспандером. Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку, параллельно сжимая эспандер по количеству слогов.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

Встают в круг и выполняют движения по тексту

Ответ: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Ответ: количество слогов в слове

Дети кладут свои рыбки с картинками в нужное ведро, предварительно сказав, сколько слогов в слове. Проверка выполненного задания

Ответ: звуки мы произносим, слышим, а буквы мы видим и пишем

4.

Рефлексия

Логопед:

Во всех картинках и словах, с которыми мы сегодня с вами играли, какие звуки прятались?

Эти два звука какие?

А чем они различаются?

При произнесении звука Ш язычок где находится? При произнесении звука С язычок где находится?

Подумайте, как прошло наше занятие? Были ли у кого трудности при выполнении каких-либо игр?

Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем нашим гостям «До свидания»!

Ответ:

- С, Ш

- глухие

- положением язычка

- наверху

- внизу

Отвечают.

Прощаются.

Использованные ресурсы:

https://gigabaza.ru/doc/11155.html

https://multiurok.ru/files/differentsiatsiia-zvukov-s-sh-smeshariki.html

https://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskaja-viktorina-vopros-na-zasypku-v-starshei-grupe.html