Методическая разработка образовательной деятельности
«Моя родина –Россия» для детей подготовительной группы
Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России, формировать гражданскую позиции, чувство любви к своей стране, Родине.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес дошкольников к истории государства.
2. Продолжать формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн); к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины — Москве; природному символу России – березке.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент; добиваться от детей четкого и полного ответа на вопросы.
4. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине; чувство гордости, что они живут в России.
Материалы: Изображения герба, флага и карта России. Гимн России, музыка «Барыня».
Предварительная работа: беседы с детьми о нашей стране, о значении слова Родина, рассматривание герба, флага, слушание гимна, разучивание стихов, пословиц, подбор иллюстраций.
Ход ООД:
Воспитатель одетая в национальный русский костюм встречает детей в группе.
Мира доброго вам гости желанные!
Вы для меня завсегда долгожданные
Хлебом да солью щедро встречаю
Любовью и миром вас заряжаю.
Проходите, гости дорогие,
Рядышком садитесь, только не теснитесь.
Воспитатель обращает внимание детей на стоящий сундучок, открывают его и обнаруживают в нем кусочки березовой коры.
Воспитатель. Дети посмотрите, что у меня в руках, это кусочек березовой коры. Давным – давно на коре люди вырезали послания, записывали значимые события. Давайте посмотрим, может и для нас кто-то оставил послание-загадку.
Воспитатель с детьми рассматривают кору и видят, что на каждой из них вырезаны номера и картинки.
Воспитатель. Ребята, нам березовая кора подскажет о чем мы сегодня будем говорить и сделает нашу работу увлекательной и последовательной.
Найдите кору под номером 1, посмотрим, что нас ожидает. На обратной стороне что мы видим (Буквы). Я вам подскажу, нужно отгадать загадку.
Где белоствольные березки
Растут кругом по небом синим?
Они милы и так неброски,
Березки родом из… (России).
Воспитатель. Ребята, а как мы называем людей живущих в России? (Россияне)
Воспитатель. Молодцы, вы легко справились с данным заданием, посмотрим, что же дальше? (Язычок).
Россия, страна, в которой мы живем, гостеприимная и добрая. Много людей разных национальностей в ней проживает. Все они разговаривают на своем родном языке. Помогите мне сказать правильно:
Киргиз разговаривает на …… (киргизском) языке.
Кореец разговаривает на …… (корейском) языке.
Таджик разговаривает на …… (таджикском) языке.
Бурят разговаривает на …… (бурятском) языке.
Якут разговаривает на …… (якутском) языке.
Татар разговаривает на …… (татарском) языке.
Казах разговаривает на …… (казахском) языке.
Украинец разговаривает на …… (украинском) языке.
Воспитатель. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.
Дети. Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родной край – сердцу рай.
Воспитатель. Ребята, скажите пожалуйста, чему нас учат данные пословицы? (Любить свою Родину)
Воспитатель. Итак дети предлагаю найти следующий кусочек коры. (На коре нарисованы люди). А подскажет вам стихотворение.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Дидактическая игра «Оденем куклу в русский костюм»
Каждый ребенок получает силуэт куклы и комплект национальной одежды из бумаги.
Воспитатель. Дети, оденьте кукле национальный костюм.
- Назовите предметы одежды для мужчин и для женщин.
Воспитатель. Какие вы молодцы, давайте узнаем следующее задание.
Ребята находят кору под номером __ и видят нарисована Земля
Дидактическая игра «Обведи кордоны России»
(Каждый ребенок получает карту, на которой изображено с помощью контура территория России, карандаш)
Воспитатель. Дети, красным карандашом обведите кордоны государства.
Найдите на карте столицу России, обозначьте это место. Как же ее величают?
Воспитатель. А кто же управляет такой большой и могучей страной? (Президент) Показывает портрет президента. Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.)
Воспитатель. И с этим заданием вы справились, а давайте найдем следующий кусочек коры. (Медведь). Как вы знаете медведь символизирует собой дружелюбие и богатырскую силу, поэтому предлагаю нам с вами немного размяться.
Физкультминутка
Здравствуй, мир (руки наверх)
Это я! (руки на груди)
А вокруг страна моя! (раскинуть руки в стороны)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног лежит (поклон)
Там – леса! ( замок вправо)
А там поля (замок влево)
Здесь друзья (поворот влево)
И здесь друзья (поворот вправо)
Здравствуй дом – ты самый лучший! (раскинуть руки с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной, могучий! (раскинуть руки наверх).
Воспитатель. Предлагаю посмотреть в наш сундучок и узнать следующее задание. (Герб, матрешка, береза)
Народы мира отличаются между собой языком, цветом кожи, одеждой, обычаями. Предлагаю вспомнить символы России с помощью игры – лото «Моя родимая Россия»
Ребята делятся на 3 команды: «Березка», «Родничок», «Катюша» и подбирают соответственные предметные картинки согласно темы «Символы русского народа», «Русские народные промыслы», «Государственные символы России». Капитаны команд презентуют.
Интеллектуальная игра
Воспитатель. Какие блюда считаются традиционно русскими? (щи блины, бублики)
- Без каких предметов не могла существовать русская изба? (печь, стол, лавка, кочерга, самовар, балайка, гармошка)
- Скажите какие растения и животные являются символами? (береза, ромашка, медведь, орел)
Воспитатель. Ребята давайте узнаем, что нас ожидает дальше? (Мальчик с гармошкой).
Воспитатель. Стоит отметить, что с давних времен без танца на Руси не обходился ни один праздник. Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и ярмарочный танец с медведем.
Предлагаю и нам с вами сплясать. (Звучит мелодия «Барыня», дети исполняют танцевальные движения).
Воспитатель. Давайте откроем свой загадочный сундучок и посмотрим что же там еще есть? (Письмо).
«Какие вы молодцы, как вы хорошо знаете о своей родной Родине. Какая же она у нас могучая и красивая! А ведь, давным-давно наши деды и прадеды сохранили ее для нас, уберегли от врагов русские земли. Теперь и наша задача уберечь и защитить просторы нашей Родины-России !!! Чтобы все люди жили в мире и согласии, чтобы никогда не было войны»
Воспитатель. Наш сундучок совсем пустой, поэтому наше увлекательное путешествие по просторам нашей Родины подошло к концу. Я предлагаю вам немного поиграть и подытожить, что вы узнали нового и что было самым запоминающим. Данная игра называется «Я спрошу, а ты ответь!»
- Как называется страна в которой ты живешь?
- Как называется столица нашей страны?
- Какие цвета присутствуют на флаге Российской Федерации?
- Кто управляет величавым государством?
Закончить нашу увлекательную встречу хочу стихотворением:
«Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем»
Список использованной литературы
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция в Законе от 05.12.2022 № 498-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2022. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
2.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
3. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. -Москва: Издательство Скрипторий 2010. –109с.
4. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации) / сост. Ю. Е. Антонов и др. – Москва: АРКТИ, 2003. –168 с.