Методическая разработка образовательной деятельности по теме

«Мой край родной – заповедные места Краснодарского края»

Подготовила воспитатель Мягкова Н.В.

МАДОУ №21

Возрастная группа: подготовительная (седьмой год жизни).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: вызвать у детей интерес к природе родного края как общем доме людей.

Задачи:

Образовательные

расширить и уточнить знания детей о родном крае, о богатстве его недр, полей, лесов. Конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных, как охраняют природу.

Развивающие

Развивать у детей речь, мышление память.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к миру природы, не нарушать процесс ее жизни и развития.

Предварительная работа:

беседа о Краснодарском крае, о его природных богатствах, диких животных, знакомство с Красной книгой, работа с картой края, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, игровые упражнения.

Материал: макет животного мира Краснодарского края, Красная книга, карта Краснодарского края.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Воспитатель: А как называется наш край?

Наш край называется Краснодарский.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по родному краю и его лесным просторам.

Воспитатель: А кто покажет наш край на карте?

Воспитатель: Вспомните какие моря омывают его?

Воспитатель: Как по-другому называю наш край?

Воспитатель: Чем же славен наш кубанский край? Что здесь выращивают?

Воспитатель: Еще раз посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначено на ней зеленым цветом?

Воспитатель: Кто знает как они называются?

Воспитатель: Леса и горы – это большой природный мир. А кто живет в этом мире?

Воспитатель: А какие животные живут в лесах нашего края?

Воспитатель: А всегда ли хорошо живется в лесу его обитателям?

Воспитатель: А кто же пришел на помощь природе?

Воспитатель: Верно, дети, люди пришли на помощь природе. А как они это сделали? 

Воспитатель: Правильно, люди не стали охотиться на животных, сделали заповедники и заказники. Заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений. В заказниках охота на животных временно прекращена.

Кроме заказников есть и заповедники, лесопарки, охотничьи угодья. Заповедник – это участок земли на котором постоянно охраняется природа, это острова спасения для животных, птиц, растений. Там обитают редкие животные, птицы и растения. Поэтому на территории заповедника запрещено охотиться, ловить рыбу, строить дома, нельзя и просто так, без причины, без дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей, нельзя жечь костры, рубить деревья.

2 этап: способствуем планированию детской деятельности

Воспитатель: А теперь мы отправимся с вами в музей (макет) природы Краснодарского края.

Кавказский зубр – самое крупное животное.

Живет кавказский благородный олень.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он так называется?

Воспитатель: Правильно – это очень красивое, стройное животное, голова его украшена большими ветвистыми рогами.

Живут в заповеднике бурые медведи, очень крупные, но очень добрые животные, самые мирные из всех медведей. Живут в заповеднике и дикие кабаны. Высоко в горах живут туры, горные козлы, а еще выше, на самых скалах, живут серны. В заповеднике живет очень много птиц. Среди них ястребы, орлы, беркуты.

Всех этих животных и птиц, осталось в природе мало, их нужно беречь, поэтому они занесены в Красную книгу. А почему она называется Красной, вспомните? 

ВоспитательКрасный цвет как сигнал светофора, предупреждает людей, что этих животных осталось мало и их нужно спасать. Книга необычная, в ней страницы не белые, а цветные. Есть животные, птицы, которых в нашем крае уже не вернуть. Они уничтожены. Это кавказский леопард, дрофа, черный аист, розовые фламинго, величайшей редкостью стали пеликаны.

- А теперь мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

(Дети выполняют движения по тексту)

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем.

Руки сложили назад.

Воспитатель: наше путешествие продолжается. Мы все ближе и ближе подходим к заповеднику. А что там за знаки виднеются вдали? Давайте подойдем и посмотрим. (На знаках изображены: сломанное дерево, рука с магнитофоном, рука, протянутая к гнезду птицы, ребенок, несущий охапку цветов и т. д.).

- Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки? Согласны ли вы с тем, что здесь изображено?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Что нам нужно сделать с этими знаками.

Ребенок: Люблю тебя, мой край родной

За широту земли,

За то, что ты передо мной

Дороги расстелил.

За все сады и тополя,

За радость наших лет,

За то, что черная земля

Рожает белый хлеб.

Край, который с детства дорог

Родиной зовется.

К. Обойщиков.

Дети: В стихотворении говорится о родном крае.

(Дети показывают)

Дети: Наш край омывают Черное и Азовское моря.

Дети: Наш край называют Кубанью. Потому, что по ее территории протекает река Кубань. (Показывают на карте).

Дети: На Кубани выращивают богатые урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы, овощей и фруктов.

Дети: Зеленым цветом обозначены леса и горы.

Дети: Эти горы называются Кавказские.

Дети: В лесах и горах живут животные, птицы, насекомые.

Дети: В наших лесах живут лисы, зайцы, волки, белки, ежи.

Дети: Думаем, что не всегда, потому что на животных охотятся, разоряют гнезда птиц, вырубают деревья.

Дети: На помощь природе пришел человек.

(Ответы детей)

Дети размышляют.

Дети подходят к макету и воспитатель дает некоторое время рассмотреть макет.

Дети: Потому, что он очень красивый.

(Ответы детей)

Дети: Нет не согласны.

Дети: Нельзя рвать охапками цветы.

- Нельзя ломать деревья.

- Нельзя в лесу шуметь.

- Нельзя ловить животных и приносить их домой. В неволе они погибнут.

- Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой – они тоже погибнут.

Дети: На всех знаках нарисовать запрещающий крест красным цветом.

(На всех знаках дети рисуют запрещающий знак).

Дети: 1. Нор звериных,

Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда.

2. И шум дубов, и птичьи голоса

Люби природу сказочную фею

За то, что она дарить чудеса

Нам лишь беречь и восхищаться ею.

3. Если ты природу друг

Береги, что есть вокруг.

Защити, что есть живое,

На земле – все дорогое.

4 этап: способствуем подведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель: Я думаю, ребята, что никто из вас не будет разрушать природу, а только помогать ей. Правильно?

На все вопросы вы отвечали правильно. Я думаю, что теперь нам разрешат зайти в заповедник. Сядьте на «полянке» поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что мы зашли в заповедник. (Звучит спокойная музыка). Что светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух и аромат опавшей листвы. Мы очень рады, что встретились с удивительным миром заповедника. Мы слышим пение птиц, топот копыт пробегающих животных. Мы хотим жить в мире с природой и будем с друзьями защищать все живое. А теперь откройте глаза. Вот мы с вами и побывали в заповеднике.

Итог занятия.

- Дети, что вы узнали нового сегодня на занятии.

Ответы детей.