Методическая разработка образовательной деятельности по теме
«Мой край родной – заповедные места Краснодарского края»
Подготовила воспитатель Мягкова Н.В.
МАДОУ №21
Возрастная группа: подготовительная (седьмой год жизни).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: вызвать у детей интерес к природе родного края как общем доме людей.
Задачи:
Образовательные
расширить и уточнить знания детей о родном крае, о богатстве его недр, полей, лесов. Конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных, как охраняют природу.
Развивающие
Развивать у детей речь, мышление память.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к миру природы, не нарушать процесс ее жизни и развития.
Предварительная работа:
беседа о Краснодарском крае, о его природных богатствах, диких животных, знакомство с Красной книгой, работа с картой края, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, игровые упражнения.
Материал: макет животного мира Краснодарского края, Красная книга, карта Краснодарского края.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Воспитатель: А как называется наш край?
Наш край называется Краснодарский.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по родному краю и его лесным просторам.
Воспитатель: А кто покажет наш край на карте?
Воспитатель: Вспомните какие моря омывают его?
Воспитатель: Как по-другому называю наш край?
Воспитатель: Чем же славен наш кубанский край? Что здесь выращивают?
Воспитатель: Еще раз посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначено на ней зеленым цветом?
Воспитатель: Кто знает как они называются?
Воспитатель: Леса и горы – это большой природный мир. А кто живет в этом мире?
Воспитатель: А какие животные живут в лесах нашего края?
Воспитатель: А всегда ли хорошо живется в лесу его обитателям?
Воспитатель: А кто же пришел на помощь природе?
Воспитатель: Верно, дети, люди пришли на помощь природе. А как они это сделали?
Воспитатель: Правильно, люди не стали охотиться на животных, сделали заповедники и заказники. Заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений. В заказниках охота на животных временно прекращена.
Кроме заказников есть и заповедники, лесопарки, охотничьи угодья. Заповедник – это участок земли на котором постоянно охраняется природа, это острова спасения для животных, птиц, растений. Там обитают редкие животные, птицы и растения. Поэтому на территории заповедника запрещено охотиться, ловить рыбу, строить дома, нельзя и просто так, без причины, без дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей, нельзя жечь костры, рубить деревья.
2 этап: способствуем планированию детской деятельности
Воспитатель: А теперь мы отправимся с вами в музей (макет) природы Краснодарского края.
Кавказский зубр – самое крупное животное.
Живет кавказский благородный олень.
Воспитатель: Как вы думаете, почему он так называется?
Воспитатель: Правильно – это очень красивое, стройное животное, голова его украшена большими ветвистыми рогами.
Живут в заповеднике бурые медведи, очень крупные, но очень добрые животные, самые мирные из всех медведей. Живут в заповеднике и дикие кабаны. Высоко в горах живут туры, горные козлы, а еще выше, на самых скалах, живут серны. В заповеднике живет очень много птиц. Среди них ястребы, орлы, беркуты.
Всех этих животных и птиц, осталось в природе мало, их нужно беречь, поэтому они занесены в Красную книгу. А почему она называется Красной, вспомните?
Воспитатель: Красный цвет как сигнал светофора, предупреждает людей, что этих животных осталось мало и их нужно спасать. Книга необычная, в ней страницы не белые, а цветные. Есть животные, птицы, которых в нашем крае уже не вернуть. Они уничтожены. Это кавказский леопард, дрофа, черный аист, розовые фламинго, величайшей редкостью стали пеликаны.
- А теперь мы немножко отдохнем.
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем.
Руки сложили назад.
Воспитатель: наше путешествие продолжается. Мы все ближе и ближе подходим к заповеднику. А что там за знаки виднеются вдали? Давайте подойдем и посмотрим. (На знаках изображены: сломанное дерево, рука с магнитофоном, рука, протянутая к гнезду птицы, ребенок, несущий охапку цветов и т. д.).
- Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки? Согласны ли вы с тем, что здесь изображено?
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Что нам нужно сделать с этими знаками.
Ребенок: Люблю тебя, мой край родной
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
За все сады и тополя,
За радость наших лет,
За то, что черная земля
Рожает белый хлеб.
Край, который с детства дорог
Родиной зовется.
К. Обойщиков.
Дети: В стихотворении говорится о родном крае.
(Дети показывают)
Дети: Наш край омывают Черное и Азовское моря.
Дети: Наш край называют Кубанью. Потому, что по ее территории протекает река Кубань. (Показывают на карте).
Дети: На Кубани выращивают богатые урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы, овощей и фруктов.
Дети: Зеленым цветом обозначены леса и горы.
Дети: Эти горы называются Кавказские.
Дети: В лесах и горах живут животные, птицы, насекомые.
Дети: В наших лесах живут лисы, зайцы, волки, белки, ежи.
Дети: Думаем, что не всегда, потому что на животных охотятся, разоряют гнезда птиц, вырубают деревья.
Дети: На помощь природе пришел человек.
(Ответы детей)
Дети размышляют.
Дети подходят к макету и воспитатель дает некоторое время рассмотреть макет.
Дети: Потому, что он очень красивый.
(Ответы детей)
Дети: Нет не согласны.
Дети: Нельзя рвать охапками цветы.
- Нельзя ломать деревья.
- Нельзя в лесу шуметь.
- Нельзя ловить животных и приносить их домой. В неволе они погибнут.
- Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой – они тоже погибнут.
Дети: На всех знаках нарисовать запрещающий крест красным цветом.
(На всех знаках дети рисуют запрещающий знак).
Дети: 1. Нор звериных,
Птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живется с нами радостно всегда.
2. И шум дубов, и птичьи голоса
Люби природу сказочную фею
За то, что она дарить чудеса
Нам лишь беречь и восхищаться ею.
3. Если ты природу друг
Береги, что есть вокруг.
Защити, что есть живое,
На земле – все дорогое.
4 этап: способствуем подведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель: Я думаю, ребята, что никто из вас не будет разрушать природу, а только помогать ей. Правильно?
На все вопросы вы отвечали правильно. Я думаю, что теперь нам разрешат зайти в заповедник. Сядьте на «полянке» поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что мы зашли в заповедник. (Звучит спокойная музыка). Что светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух и аромат опавшей листвы. Мы очень рады, что встретились с удивительным миром заповедника. Мы слышим пение птиц, топот копыт пробегающих животных. Мы хотим жить в мире с природой и будем с друзьями защищать все живое. А теперь откройте глаза. Вот мы с вами и побывали в заповеднике.
Итог занятия.
- Дети, что вы узнали нового сегодня на занятии.
Ответы детей.