МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «СМЕНА»

Методическая разработка

образовательной игры по станциям

«Исполнительское искусство»

Автор: Кисель Лейла Владимировна

педагог дополнительного образования ДОЛ «Арт»

 

Анапа 2025

Актуальность и педагогическая целесообразность: Музыкальное образование играет важную роль в развитии творческих способностей, эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков детей и подростков. Данная игра направлена на популяризацию музыкальной культуры, развитие командного взаимодействия и расширение кругозора участников. Использование интерактивных форм обучения (игра по станциям) позволяет в увлекательной форме познакомить детей с основами музыкальной грамоты, видами оркестров и принципами ансамблевой игры. 

Цели:

Формирование у участников базовых знаний о музыкальных инструментах, оркестрах и нотной грамоте через игровую деятельность. 

Задачи:

- Познакомить с видами оркестров (симфонический, духовой, народный, джазовый, шумовой) и их составом. 

- Развить навыки решения музыкальных ребусов и понимания нотной записи. 

- Сформировать умение работать в команде через создание шумового оркестра. 

- Стимулировать интерес к музыкальному искусству

Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций в возрасте 11-17 лет.

Форма проведения занятия: Групповая - (команды по 5–7 человек). 

Фронтальная (общий сбор, подведение итогов). Игра проводится в течение тематического дня, посвящённого Дню защиты детей и дню рождения ВДЦ «Смена». Продолжительность: 10 минут на каждой станции. 

Планируемые результаты: Участники: 

- Узнают основные виды оркестров и их инструменты; 

- Поймут принципы расположения нот на нотном стане; 

- Научатся играть в ансамбле (шумовой оркестр); 

- Разовьют логическое мышление через музыкальные ребусы.

Ход занятия:

Организационный момент (1-2 мин)

- Участники делятся на команды (по 5–7 человек). 

- Каждая команда получает маршрутный лист с порядком прохождения станций.

Прохождение станций (по 10 мин на каждую)

 

Станция 1. «Оркестр» 

Задание:

- Ведущий демонстрирует карточки с изображениями оркестров (симфонический, духовой, народный, джазовый), рассказывает о том, что оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Существует несколько видов оркестров. Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав. Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. 

- Участники определяют, какие инструменты входят в каждый оркестр (работа с карточками). 

- Задание: участники разбирают карточки с изображением инструментов и кому-то достаётся карточка «дирижёр»Задача дирижёра собрать свой оркестр (симфонический, джазовый, народный, духовой) за ограниченное время, пока звучит музыка (1 минута). Ведущий включает музыкальный фрагмент в исполнении какого-либо вида оркестра, участники «музыканты» изображают игру на том инструменте какую карточку они выбрали, игрок «дирижер» определяет название инструмента, на котором играет участник «музыкант» и если угадывает, то этот участник попадает к нему в оркестр. Как только оркестр будет собран в полном составе, команда переходит на следующую станцию.

Критерии оценки: 

- 20 баллов дается самой быстрой команде

- 15, 10, 5 баллов последующим командам

Станция 2. «Музыкальные ребусы»

Задание:

- Команды разгадывают ребусы (12 шт.), связанные с музыкальной грамотой (нотная запись гаммы C-dur в скрипичном ключе, в первой октаве)

- На разгадывание каждого ребуса дается 10 секунд, капитан команды передает ответ ведущему, по итогу команда получает победные баллы по количеству правильных ответов и получает право перехода на следующую станцию.   

Критерии оценки: 

- 1 балл за каждый верный ответ. 

 

Станция 3. «Юные музыканты»

Из четырех команд три команды получившие наибольшее количество баллов становятся участниками шумового оркестра, та команда которая набрала наименьшее количество баллов становится зрителями.

Задание:

- Ведущий знакомит участников с шумовыми инструментами, показывает способ игры на том или ином инструменте. 

- Участники выбирают понравившейся шумовой инструмент, распределяются на инструментальные группы (ложки, бубны, колокольчики и т.д.)

- Под звукозапись народной песни «Во саду ли в огороде» в исполнении народного оркестра, участники «музыканты» в ансамбле играют ритмическую импровизацию на своих инструментах, а участники «зрители» слушают и поддерживают музыкантов громкими аплодисментами.

 Рефлексия: участники делятся впечатлениями. 

Материально-техническое обеспечение

- Шумовые инструменты (ложки, бубны, маракасы и др.); 

- Карточки с изображениями оркестров и инструментов; 

- Нотный стан (магнитная доска или плакат); 

- Аудиозаписи звучания инструментов и оркестров разных составов;

- Маршрутные листы для команд. 

Заключение:

Образовательная игра «Исполнительское искусство» способствует развитию творческого мышления, музыкального слуха и командного взаимодействия. Формат станций позволяет удержать интерес участников разного возраста, а практические задания закрепляют полученные знания.