Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1»

муниципального образования город-курорт Анапа

Методическая разработка

олимпиады по учебному предмету

«Музыкальная литература» для учащихся старших классов

Подготовила преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ №1

муниципального образования город-курорт Анапа

Короткова Ирина Николаевна

2024 год

Целью проведения олимпиады является повышение уровня освоения обучающимися образовательной программы учебного предмета «Музыкальная литература, расширение кругозора учащихся в сфере музыкального искусства, воспитание у них музыкального вкуса и любви к музыке.

Программные требования олимпиады включают письменную работу (музыкальная викторина по произведениям русских композиторов 19 века) и устный ответ (блиц-вопросы).

Музыкальная викторина включает 15 музыкальных фрагментов, соответствующих изучаемому материалу.

Примерный перечень блиц-вопросов:

Впишите фамилии русских композиторов, чьи юбилейные даты мы отмечаем в этом 2023-2024 учебном году:

180 лет со дня рождения

_____________________________________

220 лет со дня рождения

____________________________________

190 лет со дня рождения

____________________________________

Какой композитор

является создателем

русской национальной оперы?__________________________________________________

_______

О каком русском композиторе В.В. Стасов написал следующие слова: «Талант _____________________равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе» (впишите фамилию).

Кто из композиторов

учился в

указанных

учебн

ых

учреждени

ях

?

в

Морско

м

корпус

е

__________________________

в

Благородн

ом

пансион

е

при Главном педагогическом институте ______

___

__

в

Медико-хирургическ

ой

академи

и

_______________________

Какое учебное заведение было создано в России в 1862 году для воспитания профессиональных музыкантов? (подчеркнуть нужное)

Консерватория

Бесплатная музыкальная школа

Новая русская музыкальная школа

Укажите названия указанных ниже творческих союзов:

Группа музыкантов, композиторов, исполнителей, которая собиралась в 1880–1890-е годы на

квартетных вечерах по пятницам

в Санкт-Петербурге

__________________________________________________________

_____

_

Содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х - начале 60-х годов 19 века, известное также под названием «Новая русская музыкальная школа»______________________________________________

Кто из русских композиторов 19 века был вокальным педагогом, создавшим пособие «Школа пения»?

____________________________

Древнерусский певец-сказитель, воспетый во Второй симфонии А.П. Бородина

? ______________________________

О каком историческом событии рассказывает произведение древнерусской литературы

, сюжет которого взят за основу оперы «Князь Игорь» (подчеркнуть)

п

оход князя Пожарского против поляков

п

оход князя Новгород-Северского против половцев

п

оход графа Суворова против французов

В к

ак

их

произведени

ях

звуч

ат следующие

слова

(

укажите автора, сочинение, название музыкального фрагмента)

:

«Полна, полна чудес могучая природа»

______________________________

_______________________________________________________________

«Ты взойдёшь, моя заря! Над миром свет прольёшь»

__________________

_______________________________________________________________

«

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю»_

_____________________

_______________________________________________________________

Какой композитор

является автором сборников «40 народных песен» и «100 русских народных песен»?____________________________________

Поэт, автор стихотворной думы «Иван Сусанин», которая оказала заметное влияние на трактовку образа главного героя одноимённой оперы _______________________________________________________________

Укажите жанры перечисленных опер и их авторов:

«Руслан и Людмила»______________________________________________

«Князь Игорь»

____________________________________________________

«Снегурочка»

____________________________________________________

«Иван Сусанин»

__________________________________________________

«Золотой петушок»________________________________________________

Одну из симфоний А.П. Бородина за яркость героико-эпических образов М.П. Мусоргский предложил назвать «Славянской героической», но в историю музыки она вошла под другим названием. Укажите это название и фамилию человека, который дал его.

_______________________________

Кто из композиторов написал автобиографическую книгу «Летопись моей музыкальной жизни»?_____________________________________________

Какой композитор ввёл балетные сцены в оперу, где они приобрели важное драматургическое значение и стали средством характеристики действующих лиц?__________________________________

Театральный деятель, пригласивший Н.А. Римского-Корсакова принять участие в Русских исторических концертах в Париже (подчеркнуть):

Беляев

Дягилев

Мамонтов

Укажите произведения, в которых встречаются следующие оперные персонажи

,

и тембры их голосов:

Оперные герои

Произведение, автор

Голос героя

Лель

Кончак

Собинин

Ярославна

Мизгирь

Укажите автор

ов

следующих

камерных вокальных сочине

ний:

«Жаворонок»_________________________________________________

«Редеет облаков летучая гряда»__________________________________

«Спящая княжна»______________________________________________

«Для берегов отчизны дальной»__________________________________

«Не искушай»__________________________________________________

«Не ветер, вея с высоты»_________________________________________

Какую форму развития называют «

глинкинские

вариации»?

(подчеркнуть)

двойные вариации – вариации на две темы

soprano

ostinato

– вариации, в которых мелодия повторяется, а сопровождение меняется

basso

ostinato

– вариации, основанные на многократном повторении в басовом голосе неизменной темы

О каком произведении П.И. Чайковский написал эти строки (впишите название произведения и укажите его автора):

«Русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «____________________________

___

_», подобно тому, как весь дуб в жёлуде!»

_______________________________________________________

О какой сцене в опере

А.П. Бородина «Князь Игорь» русский композитор м музыкальный критик Б. Асафьев сказал, что это «симфония-поэма в танце»

?_________________________________________________________

Како

й

композитор

широко применял в своих сочинениях

систему лейтмотивов,

лейттембров

,

лейтгармоний

?___________________

___

________

Какое симфоническое произведение М.И. Глинки явилось результатом оркестровки фортепианной пьесы?

_________________________________

Какие из перечисленных произведений были закончены и оркестрованы Н.А. Римским-Корсаковым?

(подчеркнуть)

Опера «Каменный гость»

Опера «Князь Игорь»

Опера «Руслан и Людмила»

Опера «Хованщина»

Опера «Пиковая дама»

Укажите композитора, произведение и название музыкальной темы в следующих музыкальных примерах:

а) ______________________________________________

б) ___________________________________________________________

в) ________________________________________________________

г) _______________________________________________________

д) _____________________________________________________