Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1»
муниципального образования город-курорт Анапа
Методическая разработка
олимпиады по учебному предмету
«Музыкальная литература» для учащихся старших классов
Подготовила преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ №1
муниципального образования город-курорт Анапа
Короткова Ирина Николаевна
2024 год
Целью проведения олимпиады является повышение уровня освоения обучающимися образовательной программы учебного предмета «Музыкальная литература, расширение кругозора учащихся в сфере музыкального искусства, воспитание у них музыкального вкуса и любви к музыке.
Программные требования олимпиады включают письменную работу (музыкальная викторина по произведениям русских композиторов 19 века) и устный ответ (блиц-вопросы).
Музыкальная викторина включает 15 музыкальных фрагментов, соответствующих изучаемому материалу.
Примерный перечень блиц-вопросов:
Впишите фамилии русских композиторов, чьи юбилейные даты мы отмечаем в этом 2023-2024 учебном году:
180 лет со дня рождения
_____________________________________
220 лет со дня рождения
____________________________________
190 лет со дня рождения
____________________________________
Какой композитор
является создателем
русской национальной оперы?__________________________________________________
_______
О каком русском композиторе В.В. Стасов написал следующие слова: «Талант _____________________равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе» (впишите фамилию).
Кто из композиторов
учился в
указанных
учебн
ых
учреждени
ях
?
в
Морско
м
корпус
е
__________________________
в
Благородн
ом
пансион
е
при Главном педагогическом институте ______
___
__
в
Медико-хирургическ
ой
академи
и
_______________________
Какое учебное заведение было создано в России в 1862 году для воспитания профессиональных музыкантов? (подчеркнуть нужное)
Консерватория
Бесплатная музыкальная школа
Новая русская музыкальная школа
Укажите названия указанных ниже творческих союзов:
Группа музыкантов, композиторов, исполнителей, которая собиралась в 1880–1890-е годы на
квартетных вечерах по пятницам
в Санкт-Петербурге
__________________________________________________________
_____
_
Содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х - начале 60-х годов 19 века, известное также под названием «Новая русская музыкальная школа»______________________________________________
Кто из русских композиторов 19 века был вокальным педагогом, создавшим пособие «Школа пения»?
____________________________
Древнерусский певец-сказитель, воспетый во Второй симфонии А.П. Бородина
? ______________________________
О каком историческом событии рассказывает произведение древнерусской литературы
, сюжет которого взят за основу оперы «Князь Игорь» (подчеркнуть)
п
оход князя Пожарского против поляков
п
оход князя Новгород-Северского против половцев
п
оход графа Суворова против французов
В к
ак
их
произведени
ях
звуч
ат следующие
слова
(
укажите автора, сочинение, название музыкального фрагмента)
:
«Полна, полна чудес могучая природа»
______________________________
_______________________________________________________________
«Ты взойдёшь, моя заря! Над миром свет прольёшь»
__________________
_______________________________________________________________
«
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю»_
_____________________
_______________________________________________________________
Какой композитор
является автором сборников «40 народных песен» и «100 русских народных песен»?____________________________________
Поэт, автор стихотворной думы «Иван Сусанин», которая оказала заметное влияние на трактовку образа главного героя одноимённой оперы _______________________________________________________________
Укажите жанры перечисленных опер и их авторов:
«Руслан и Людмила»______________________________________________
«Князь Игорь»
____________________________________________________
«Снегурочка»
____________________________________________________
«Иван Сусанин»
__________________________________________________
«Золотой петушок»________________________________________________
Одну из симфоний А.П. Бородина за яркость героико-эпических образов М.П. Мусоргский предложил назвать «Славянской героической», но в историю музыки она вошла под другим названием. Укажите это название и фамилию человека, который дал его.
_______________________________
Кто из композиторов написал автобиографическую книгу «Летопись моей музыкальной жизни»?_____________________________________________
Какой композитор ввёл балетные сцены в оперу, где они приобрели важное драматургическое значение и стали средством характеристики действующих лиц?__________________________________
Театральный деятель, пригласивший Н.А. Римского-Корсакова принять участие в Русских исторических концертах в Париже (подчеркнуть):
Беляев
Дягилев
Мамонтов
Укажите произведения, в которых встречаются следующие оперные персонажи
,
и тембры их голосов:
Оперные герои
Произведение, автор
Голос героя
Лель
Кончак
Собинин
Ярославна
Мизгирь
Укажите автор
ов
следующих
камерных вокальных сочине
ний:
«Жаворонок»_________________________________________________
«Редеет облаков летучая гряда»__________________________________
«Спящая княжна»______________________________________________
«Для берегов отчизны дальной»__________________________________
«Не искушай»__________________________________________________
«Не ветер, вея с высоты»_________________________________________
Какую форму развития называют «
глинкинские
вариации»?
(подчеркнуть)
двойные вариации – вариации на две темы
soprano
ostinato
– вариации, в которых мелодия повторяется, а сопровождение меняется
basso
ostinato
– вариации, основанные на многократном повторении в басовом голосе неизменной темы
О каком произведении П.И. Чайковский написал эти строки (впишите название произведения и укажите его автора):
«Русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «____________________________
___
_», подобно тому, как весь дуб в жёлуде!»
_______________________________________________________
О какой сцене в опере
А.П. Бородина «Князь Игорь» русский композитор м музыкальный критик Б. Асафьев сказал, что это «симфония-поэма в танце»
?_________________________________________________________
Како
й
композитор
широко применял в своих сочинениях
систему лейтмотивов,
лейттембров
,
лейтгармоний
?___________________
___
________
Какое симфоническое произведение М.И. Глинки явилось результатом оркестровки фортепианной пьесы?
_________________________________
Какие из перечисленных произведений были закончены и оркестрованы Н.А. Римским-Корсаковым?
(подчеркнуть)
Опера «Каменный гость»
Опера «Князь Игорь»
Опера «Руслан и Людмила»
Опера «Хованщина»
Опера «Пиковая дама»
Укажите композитора, произведение и название музыкальной темы в следующих музыкальных примерах:
а) ______________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ________________________________________________________
г) _______________________________________________________
д) _____________________________________________________