Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.02 ИНФОРМАТИКА

Кропоткин, 2023 г.

 

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественно-научных дисциплин.

Протокол № ___ от __________ 20___ г.

Председатель МК __________В.М. Волкович

Тема: «Практическое занятие №15 Создание организационных диаграмм».

Тип пособия: методическая разработка урока

Автор: Аллахвердова И.В., преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке отражен опыт работы преподавателя по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, через использование методов проблемного обучения, информационных технологий.

В разработке четко отражена структура занятия, последовательность всех этапов.

Тип урока: практическое занятие

Форма проведения: выполнение практической работы.

Методическая разработка предназначена для преподавателей учебных дисциплин, обучающихся.

 

Дисциплина ЕН.02 Информатика

Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

Курс 2, семестр 4, № занятия 59

Группа 21-ОПТ-1

Тип занятия: практическое занятие

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, практическая работа в парах.

Методы обучения: наглядный, словесный; объяснения, инструктаж, проблемный, практический.

Тема: «Практическое занятие №15 Создание организационных диаграмм».

Цель урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных, отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи:

Обучающие:

способствовать закреплению знаний общих принципов работы с текстовым документом;

формирование представления о возможностях текстовых редакторов как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

Развивающие:

развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать, воспитание информационной культуры.

Формирование личностных компетенций:

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

приобретать навык оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.

Ожидаемые результаты:

- Знание основных команд и приемов при работе в программах MS Word, MS Excel.

- Умения создавать, редактировать организационные диаграммы в программе MS Word, MS Excel.

По окончании изучения темы студенты должны:

Знать:

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, электронных таблиц);

Уметь:

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

- создавать, редактировать, сохранять информационные объекты сложной структуры в текстовом редакторе;

- представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);

Обеспечение занятия:

1. Мультимедийная презентация.

2. Инструкционные карты

3. Технические средства обучения

ноутбуки

с

доступ

ом

к интернету

,

ОС

Windows

;

стандартный

пакет

Microsoft

Office

;

телевизор

, принтер

.

Литература

Цветкова М.С., Л.С. Великович Информатика и ИКТ. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

 

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация, объяснение нового материала.

Изучение нового материала.

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа.

Подведение итогов, выставление оценок.

Задание для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку. Сообщение темы урока и его цель.

2. Мотивация, объяснение нового материала.

Сегодня нам предстоит убедиться в преимуществе текстового редактора: это большие графические возможности программы. Одним из самых впечатляющих достоинств ее является способность превращать абстрактные ряды и столбцы чисел в правильные информативные графики и диаграммы.

3. Изучение нового материала.

Преимущество

графиков и

диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из

большого

количества полученных данных.

А так же:

Наглядность

Информативность

Возможность проведения анализа

Возможность выявления процентных соотношений

Алгоритм построения графиков и диаграмм

Ввести в таблицу данные.

Выделить необходимый диапазон данных

Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:

Выбрать тип диаграммы;

Выбрать отображение данных (в строках или столбцах);

Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.);

Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или имеющемся);

С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы

Основные элементы диаграммы

График нужен тогда, когда необходимо показать изменения данных. Начнем с простейшей диаграммы для демонстрации событий в разные промежутки времени.

Год

Чистая прибыль

2017

13742

2018

11786

2019

6045

2020

7234

2021

15605

Допустим, у нас есть данные по чистой прибыли предприятия за 5 лет:

Заходим во вкладку «Вставка». Предлагается несколько типов диаграмм:

Выбираем «График». Во всплывающем окне – его вид. Когда наводишь курсор на тот или иной тип диаграммы, показывается подсказка: где лучше использовать этот график, для каких данных.

Выбрали – скопировали таблицу с данными – вставили в область диаграммы. Получается вот такой вариант:

Инструктаж по технике безопасности.

Н

ельзя начинать работу на технике с видимым повреждением. В случае обнаружения трещины на корпусе или повреждений другого рода, нужно обратиться за помощью в сервисный центр. Это же относится к ПК с неисправным индикатором включения/выключения.

П

редметы на столе не должны мешать обзору, пользованию мышкой и клавиатурой. Поверхность экрана должна быть абсолютно чистой;

Нужно убедиться в том, что никакие посторонние предметы не мешают работе системе охлаждения.

Недопустимо включать персональный компьютер в удлинители и розетки, в которых отсутствует заземляющая шина.

Запрещается начинать работу в помещениях с повышенной влажностью, а также в случае, если рядом присутствуют открытые источники влажности (лужи, мокрый пол). Включить технику можно лишь после полного высыхания окружающих предметов.

Недопустимо часто включать и выключать компьютер в течение рабочего дня без особой нужды. Система просто не справляется с необходимостью быстро сворачивать все процессы.

Практическая работа.

Инструкционная карта

(Алгоритм выполнения заданий)

Задание № 1.

1. Построить таблицу.

2. Построить диаграмму изменения затрат на продуктовую корзину в 1993г. по сравнению с 1989г.

3. Проанализировав диаграмму ответить на вопрос: В каком году затраты на продуктовую корзину выше?

Затраты на продуктовую корзину

1. Запустить программу Word и создать таблицу по образцу.

2. Установить курсор рабочего поля на следующую строку после таблицы.

3. Щелкнуть по вкладке «Вставка», а затем щелкнуть по команде Диаграмма на вкладке Иллюстрации.

4. В появившемся окне Вставка диаграммы выбрать щелчком мыши тип диаграммы в гистограмма, а затем щелкнуть по картинке в левой части этого окна, например

5. Нажать клавишу ОК.

6. Появится стандартная диаграмма выбранного типа и вида, а с правой стороны окна программы Word откроется окно программы Excel, в котором будет располагаться таблица к диаграмме.

7. Внести данные в таблицу программы Excel.

8. Сохранить документ Word в своей папке под названием Практическая работа15.

Задание 2. Создайте таблицу средствами программы MSWord по образцу. Постройте гистограмму по табличным данным.

Подведение итогов, выставление оценок

Сегодня на уроке мы с вами научились стоить организационные диаграммы в текстовом редакторе VS WORD/

Выставление оценок с комментариями.

Задание для самостоятельной работы

.

В заключение урока хочу пожелать, чтобы работая дома за компьютером, вы соблюдали правила техники безопасности и следили за своим здоровьем, а также предлагаю вам:

Задание. Оценить факторы здорового образа жизни по 10-бальной шкале. Это могут быть и здоровое питание, и преодоление вредных привычек, и закаливание организма, и организация быта и др.. Данные представить в виде гистограммы.

Урок закончен. Всем спасибо за урок!