Автор: Шульгина Е.В.

Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы – россияне!»

Аннотация: День России — российский государственный праздник, отмечаемый с 1992 года. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее страны. В этот день в 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. С 1992 года в Российской Федерации по постановлению Верховного Совета Российской Федерации отмечают праздник «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», а с 2002 года он поменял название на День России. В связи с этим мы разработали проект «Мы – россияне!», приуроченный к этому важному для всех нас дню. Празднуем этот праздник с гордостью за нашу Родину.

Актуальность: Патриотизм – это не только знание государственных символов или исторических событий, но и глубокая привязанность к своей стране, желание быть активным гражданином. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, государственные праздники. Один из них – День России.

Тип проекта: педагогический, социально значимый

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: одна неделя.

Участники проекта: дети логопедической группы «Речецветик», воспитатели, родители.

Результат: литературно-поэтический вечер «Дети о России».

Цель: формирование у детей элементарных представлений о государственном празднике День России.

Задачи:

Дать представление о пр

азднике «День России

»

.

Расширять

и обогащать представления

детей о государственных праздниках России

.

Формировать позитивное, уважител

ьное от

ношение к истории нашей многонациональной Родины

.

Углублять крае

ведческие знания о родной стране

.

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь де

тей;

учить

красиво декламировать стихи

и исполнять песни

о Родине.

Вос

питывать любовь к родной стране

, желание бережно

и уважительно

относиться к истор

ическому наследию наше

го народа, его культуре, воинской славе

.

Предполагаемые итоги реализации проекта

У детей

появит

ся интерес к истории

нашей страны

, активность в поиске краеведческо

го материала;

интерес

к прошлому, настоящему и будущему России

.

Расширится и систематизируется

элементарный

объём знаний детей об

истории возникновения государственного п

раздника День России

.

Обретение детьми целостной смысловой картины

первичных

представ

л

ений

о понятиях

«Родина»,

«

единство, мужество, героизм

»

.

Приобретённые знания

найдут о

тражение в художественно-творческой деятельности детей (

декламации стихотворений о Родине,

рисован

ии, лепке, конструировании

, аппликации

)

как выражение

патриотических чувств к своей стране

.

Формы и методы работы с родителями

Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой

деятельности по теме проекта

(домашние задания)

.

Проявление позиции активных участ

ников

проекта

и партнеров

образовательного процесса

(

совместные

экскурсии в музей, в МБУК «Центр культурного наследия и традиционного народного творчества»

)

.

Активно

е участие в реализации проекта: беседы с детьми, п

осещение музея, детской библиотеки

, участие в праздничных мероприятиях, по

свящённых Дню России

.

Помощь в оформлении

стенда «Родина моя - Россия

».

Папка-передвижка «Что можно рассказать

ребёнку о Дне России

».

Аналитический блок:

Диагностика детей

старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Тема: «Что я знаю о празднике День России»

Цель: выявление уровня имеющихся представлений дошкольников по данной теме.

Диагностическое задание: модель 3-х вопросов.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Содержание

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: воспитание уважительного отношения к государственному празднику День России.

Задачи:

Формировать

элементарные

представ

ления о понятии «гражданин России

»

.

Обогащать содержание сюжетных игр д

етей на основе впечатлений от литературных и художественных произведений о

Родине.

Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.

Развивать интерес к правилам безопасного поведения во время совместных экскурсий, прогулок.

Закреплять навыки безопасного поведения в условиях совместной творческой деятельности.

Воспит

ывать уважительное отношение

к российскому народу, его культуре, воинской славе

.

Совместная деятельность:

Строительная игра

: «

Московский Кремль

»

.

Сюжетно-дидактическая игра «Народы России»

.

Сюжетно-ролевая игра «Защитники

России

».

Словесные игры: «Я начну, а ты продолж

и (государственные праздники России); «Путешествие по России»

.

Дидактические иг

ры и упражнения «Я и моя семья

»,

«Сказки народов России»

.

Игра-имитация

рассказа С. Михалкова «Как друзья познаются

».

Беседа: «День России

»

.

Просмотр мультфильмов «Мульт-Россия». Цель: обогащение словаря детей понятиями «Кремль», «дружина», «князь», «белокаменная», «златоглавая».

Самостоятельная деятельность детей:

Сюжетно-ролевая игра

:

«Защитники

России

»

.

Рассматривание тематического альбома

«Моя Родина - Россия

».

Д/игры настольно-печатные: «Одень куклу в национальный костюм»

, «Собери картинку

«Кремль

»

, «Путешествие по России».

Строительные игры.

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Раздел: Дошкольник входит в мир социальных отношений

Тема: «День России».

Цель: формирование элементарных представлений о государственном празднике День России.

Задачи:

Расширять представления  детей о российских государственных праздниках

Развивать

у детей умение взаимодействовать в

разновозрастной

группе

в процессе выполнения командных

заданий

.

Развивать познавательный интерес к истории родной страны.

Формировать знания об особенностях появлени

я праздника День

России.

Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.

Речевая задача:

обогащение и расширение словаря

по теме «День России

».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: расширение и обогащение у детей элементарных знаний о нашей Родины - России.

Задачи:

Закреплять

знания

детей о

на

звании родной страны, её столицы -

Москве

.

Поз

накомить с некоторыми именами нынешних героев России

.

Формировать знания

детей об ос

обенн

остях празднования Дня России

.

Формировать интерес

к

истории столицы России - Москва, её

достопримечательностям

.

Развивать

чувства патр

иотизма и любви к Отчизне

.

Воспитывать уважение

к защитникам Отечества

.

Совместная деятельность взрослого и детей:

Экскурсия в музей

(с родителями)

Цель: расширение знаний детей о России.

Рассматривание иллюстраций в книге Н. Андриановой «Россия для детей»

.

Экскур

сия в МБУК

«Центр культурного наследия и традиционного народного творчества»

(с родителями)

.

Цель: Обобщение и расширение у детей знаний о некоторых традициях и обычаях, играх народов России (русских, татар, молдаван, украинцев, коми).

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание тематического альбома «Родина моя, Россия», книги

Н. Андриановой «Россия для детей».

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Раздел: ФЭМП (младший возраст)

Тема: «Флажки на праздник»

Цель: формирование умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи:

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивать умение отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Развивать умение

различать и

называть

цвета (

белый,

кра

сный, синий

).

Воспитывать самостоятельность, инициативнос

ть в процессе выполнения заданий

.

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Раздел: ФЭМП » (старший возраст)

Тема: «Путешествие в Москву»

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Задачи:

Продолжать учить составлять и решать задачи на с

ложение и вычитание в пределах 2

0.

Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.

Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно».

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: поддержание инициативы детей к декламации стихотворений о Родине.

Задачи:

Формировать умение выразительно рассказывать стихи

.

Упражнять в использовании средств ин

тонационной выразительности в процессе

декламации стихотворений

.

Развивать у детей внеситуативно-познавательную форму общения.

Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

Помогать осваивать и использовать в речи новые слова, обозначающие некоторые жизненные явления, предметы, объекты,

названия,

связанные с

темой «День России

».

Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счёт разных произведений (рассказы, сказк

и, стихи) о Росс

ии

.

Способствова

ть восприятию и пониманию литературных текстов

детьми.

Воспитывать любовь

и привязанность к родной стране

.

Совместная деятельность:

Рассказ

ы

воспитателя об истории

появления защитников Отечества «Русские богатыри»

.

Просмотр мультфильмов про богатырей

.

Беседа на тему «

Что значит

слово «Родина

»

?

Упражнения для дикции и дыхания.

Разучивание стихов для декламации на литературно-поэтическом вечере «Я горжусь своей страной!»

(Приложение 1).

Чтение художественной литературы. Сказки и былины:

«Никита Кожемяка», «Иван – крестьян

ский сын и чудо - юдо»

, «Илья Муромец и Соловей

Разбойник»,

Стихотворения: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ла

донщиков «

Наш дом», З. Александрова «Роди

на»,

А. Прокофьев «Родимая страна».

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматриван

ие иллюстраций к сказкам и былинам

.

Организованная образовательная деятельность (ООД).

Раздел: Развитие речи

Тема: «Это Родина моя, это все мои друзья!» (младшая группа)

Цель: формирование знаний о понятиях «друг», «дружба».

Задачи:

Формировать у детей представления о дружбе, добрых взаимоотношениях.

Обобщить знания детей

об именах всех детей группы

.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти на помощь.

Активизировать словарь детей за с

чёт слов: дружба, друг, играть вместе, дружить

.

Развивать умение обращаться друг к другу по имени, приглашать играть или просить игрушку вежливо

.

Воспитывать

дружелюбие

.

Тема: «Мы – дети России».

Цель: расширение представлений о многонациональности российского народа.

Задачи:

Познакомить детей с таким понятием как «Россия», «Родина», «Отечество», «Держава».

Развивать умение вести беседу

, соблюдая правила речевого этикета.

Формировать элементарные представления о понятии «толерантность».

Побуждать детей уважительно относится к культуре разных народов

.

Воспитывать у детей интерес к

истории нашей страны

.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Цель: расширение у детей представлений о русских народных промыслах.

Задачи:

Обогащать знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Формировать умение различать некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства.

Развиват

ь умение передавать в работах отличительные особенности некоторых старинных рус

ских народных промыслах: гжель

.

Обогащать опыт украшения

предметов посуды

по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать чувство восхищения талантом русского народа, эстетический вкус.

Рисование.

Тема: «Гжель».

Цель: знакомство с одним из видов русской народной росписи «Гжель».

Задачи:

Поз

накомить детей с

декоративной росписью глиняной посуды – гжельская

роспись

.

Формиров

ать умение видеть и выделять её

характерные особенности.

Развивать

у детей старшего дошкольного возраста

умение создавать декоративные

гжельские

композиции

на тарелке; у детей младшего

дошкольного возраста – на чашке

.

Отрабатывать лёгкость, свободу движений при рисовании кистью и красками.

Воспитывать интерес к старинному

народному промыслу.

Аппликация.

Тема: «Кремль».

Цель: формирование умения выполнять аппликацию «Башни Московского Кремля» из прямоугольников разного размера, кругов, квадратов и треугольников.

Задачи:

П

родолжать учить детей составлять композицию из цветной бумаги

.

З

акреплять умения вырезать различными способами из бумаги

геометрические фигуры

(по контуру, по диагонали, путем складыван

ия).

З

акреплять умения работы с ножницами, клеем.

Развивать внимание и творчество.

В

оспитывать патриотические чувства

Лепка.

Тема: «Праздничный салют» (пластилинография).

Цель: формирование умения изображать салют с помощью пластилина в технике – пластилинография.

Задачи:

Закрепить приёмы пластилинографии (отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание)

.

Развивать мелкую моторику, самостоятельность, интерес к работе

.

Развива

ть эстетические чувства

.

Упражнять в умении

раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней; сплющивать шар, сдавливая его пальчиком на горизонтальной поверхности, размазывать

.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

В завершении проекта литературно-поэтический вечер «Дети о России», посвящённый Дню России.

(Приложение 1)

Необъятная страна. Т. Бокова

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Родина. З. Александрова

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

 

Россия, Россия, Россия. В. Гудимов

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Самые важные слова. Д. Попов

Друг мой, сквозь годы и дни

В сердце своём сохрани

С детства родные слова:

МАМА,

РОССИЯ,

МОСКВА.

Радость придёт иль беда –

Не забывай никогда

Самых святых в жизни слов:

ВЕРА,

НАДЕЖДА,

ЛЮБОВЬ.

Я своей Россией горжусь! В. Орлов

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается с русской истории,

Что описывал Нестор-монах,

Благовеста с степными просторами,

Шапки той, что носил Мономах.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.