Автор: Шульгина Е.В.
Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников
«Мы – россияне!»
Аннотация: День России — российский государственный праздник, отмечаемый с 1992 года. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее страны. В этот день в 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. С 1992 года в Российской Федерации по постановлению Верховного Совета Российской Федерации отмечают праздник «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», а с 2002 года он поменял название на День России. В связи с этим мы разработали проект «Мы – россияне!», приуроченный к этому важному для всех нас дню. Празднуем этот праздник с гордостью за нашу Родину.
Актуальность: Патриотизм – это не только знание государственных символов или исторических событий, но и глубокая привязанность к своей стране, желание быть активным гражданином. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, государственные праздники. Один из них – День России.
Тип проекта: педагогический, социально значимый
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: одна неделя.
Участники проекта: дети логопедической группы «Речецветик», воспитатели, родители.
Результат: литературно-поэтический вечер «Дети о России».
Цель: формирование у детей элементарных представлений о государственном празднике День России.
Задачи:
Дать представление о пр
азднике «День России
»
.
Расширять
и обогащать представления
детей о государственных праздниках России
.
Формировать позитивное, уважител
ьное от
ношение к истории нашей многонациональной Родины
.
Углублять крае
ведческие знания о родной стране
.
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь де
тей;
учить
красиво декламировать стихи
и исполнять песни
о Родине.
Вос
питывать любовь к родной стране
, желание бережно
и уважительно
относиться к истор
ическому наследию наше
го народа, его культуре, воинской славе
.
Предполагаемые итоги реализации проекта
У детей
появит
ся интерес к истории
нашей страны
, активность в поиске краеведческо
го материала;
интерес
к прошлому, настоящему и будущему России
.
Расширится и систематизируется
элементарный
объём знаний детей об
истории возникновения государственного п
раздника День России
.
Обретение детьми целостной смысловой картины
первичных
представ
л
ений
о понятиях
«Родина»,
«
единство, мужество, героизм
»
.
Приобретённые знания
найдут о
тражение в художественно-творческой деятельности детей (
декламации стихотворений о Родине,
рисован
ии, лепке, конструировании
, аппликации
)
как выражение
патриотических чувств к своей стране
.
Формы и методы работы с родителями
Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой
деятельности по теме проекта
(домашние задания)
.
Проявление позиции активных участ
ников
проекта
и партнеров
образовательного процесса
(
совместные
экскурсии в музей, в МБУК «Центр культурного наследия и традиционного народного творчества»
)
.
Активно
е участие в реализации проекта: беседы с детьми, п
осещение музея, детской библиотеки
, участие в праздничных мероприятиях, по
свящённых Дню России
.
Помощь в оформлении
стенда «Родина моя - Россия
».
Папка-передвижка «Что можно рассказать
ребёнку о Дне России
».
Аналитический блок:
Диагностика детей
старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Тема: «Что я знаю о празднике День России»
Цель: выявление уровня имеющихся представлений дошкольников по данной теме.
Диагностическое задание: модель 3-х вопросов.
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Содержание
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: воспитание уважительного отношения к государственному празднику День России.
Задачи:
Формировать
элементарные
представ
ления о понятии «гражданин России
»
.
Обогащать содержание сюжетных игр д
етей на основе впечатлений от литературных и художественных произведений о
Родине.
Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.
Развивать интерес к правилам безопасного поведения во время совместных экскурсий, прогулок.
Закреплять навыки безопасного поведения в условиях совместной творческой деятельности.
Воспит
ывать уважительное отношение
к российскому народу, его культуре, воинской славе
.
Совместная деятельность:
Строительная игра
: «
Московский Кремль
»
.
Сюжетно-дидактическая игра «Народы России»
.
Сюжетно-ролевая игра «Защитники
России
».
Словесные игры: «Я начну, а ты продолж
и (государственные праздники России); «Путешествие по России»
.
Дидактические иг
ры и упражнения «Я и моя семья
»,
«Сказки народов России»
.
Игра-имитация
рассказа С. Михалкова «Как друзья познаются
».
Беседа: «День России
»
.
Просмотр мультфильмов «Мульт-Россия». Цель: обогащение словаря детей понятиями «Кремль», «дружина», «князь», «белокаменная», «златоглавая».
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевая игра
:
«Защитники
России
»
.
Рассматривание тематического альбома
«Моя Родина - Россия
».
Д/игры настольно-печатные: «Одень куклу в национальный костюм»
, «Собери картинку
«Кремль
»
, «Путешествие по России».
Строительные игры.
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Раздел: Дошкольник входит в мир социальных отношений
Тема: «День России».
Цель: формирование элементарных представлений о государственном празднике День России.
Задачи:
Расширять представления детей о российских государственных праздниках
Развивать
у детей умение взаимодействовать в
разновозрастной
группе
в процессе выполнения командных
заданий
.
Развивать познавательный интерес к истории родной страны.
Формировать знания об особенностях появлени
я праздника День
России.
Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
Речевая задача:
обогащение и расширение словаря
по теме «День России
».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: расширение и обогащение у детей элементарных знаний о нашей Родины - России.
Задачи:
Закреплять
знания
детей о
на
звании родной страны, её столицы -
Москве
.
Поз
накомить с некоторыми именами нынешних героев России
.
Формировать знания
детей об ос
обенн
остях празднования Дня России
.
Формировать интерес
к
истории столицы России - Москва, её
достопримечательностям
.
Развивать
чувства патр
иотизма и любви к Отчизне
.
Воспитывать уважение
к защитникам Отечества
.
Совместная деятельность взрослого и детей:
Экскурсия в музей
(с родителями)
Цель: расширение знаний детей о России.
Рассматривание иллюстраций в книге Н. Андриановой «Россия для детей»
.
Экскур
сия в МБУК
«Центр культурного наследия и традиционного народного творчества»
(с родителями)
.
Цель: Обобщение и расширение у детей знаний о некоторых традициях и обычаях, играх народов России (русских, татар, молдаван, украинцев, коми).
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание тематического альбома «Родина моя, Россия», книги
Н. Андриановой «Россия для детей».
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Раздел: ФЭМП (младший возраст)
Тема: «Флажки на праздник»
Цель: формирование умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи:
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать умение отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Развивать умение
различать и
называть
цвета (
белый,
кра
сный, синий
).
Воспитывать самостоятельность, инициативнос
ть в процессе выполнения заданий
.
Организованная образовательная деятельность (ООД)
Раздел: ФЭМП » (старший возраст)
Тема: «Путешествие в Москву»
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Задачи:
Продолжать учить составлять и решать задачи на с
ложение и вычитание в пределах 2
0.
Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно».
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.
Образовательная область: Речевое развитие
Цель: поддержание инициативы детей к декламации стихотворений о Родине.
Задачи:
Формировать умение выразительно рассказывать стихи
.
Упражнять в использовании средств ин
тонационной выразительности в процессе
декламации стихотворений
.
Развивать у детей внеситуативно-познавательную форму общения.
Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
Помогать осваивать и использовать в речи новые слова, обозначающие некоторые жизненные явления, предметы, объекты,
названия,
связанные с
темой «День России
».
Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счёт разных произведений (рассказы, сказк
и, стихи) о Росс
ии
.
Способствова
ть восприятию и пониманию литературных текстов
детьми.
Воспитывать любовь
и привязанность к родной стране
.
Совместная деятельность:
Рассказ
ы
воспитателя об истории
появления защитников Отечества «Русские богатыри»
.
Просмотр мультфильмов про богатырей
.
Беседа на тему «
Что значит
слово «Родина
»
?
Упражнения для дикции и дыхания.
Разучивание стихов для декламации на литературно-поэтическом вечере «Я горжусь своей страной!»
(Приложение 1).
Чтение художественной литературы. Сказки и былины:
«Никита Кожемяка», «Иван – крестьян
ский сын и чудо - юдо»
, «Илья Муромец и Соловей
Разбойник»,
Стихотворения: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ла
донщиков «
Наш дом», З. Александрова «Роди
на»,
А. Прокофьев «Родимая страна».
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматриван
ие иллюстраций к сказкам и былинам
.
Организованная образовательная деятельность (ООД).
Раздел: Развитие речи
Тема: «Это Родина моя, это все мои друзья!» (младшая группа)
Цель: формирование знаний о понятиях «друг», «дружба».
Задачи:
Формировать у детей представления о дружбе, добрых взаимоотношениях.
Обобщить знания детей
об именах всех детей группы
.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти на помощь.
Активизировать словарь детей за с
чёт слов: дружба, друг, играть вместе, дружить
.
Развивать умение обращаться друг к другу по имени, приглашать играть или просить игрушку вежливо
.
Воспитывать
дружелюбие
.
Тема: «Мы – дети России».
Цель: расширение представлений о многонациональности российского народа.
Задачи:
Познакомить детей с таким понятием как «Россия», «Родина», «Отечество», «Держава».
Развивать умение вести беседу
, соблюдая правила речевого этикета.
Формировать элементарные представления о понятии «толерантность».
Побуждать детей уважительно относится к культуре разных народов
.
Воспитывать у детей интерес к
истории нашей страны
.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Цель: расширение у детей представлений о русских народных промыслах.
Задачи:
Обогащать знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Формировать умение различать некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Развиват
ь умение передавать в работах отличительные особенности некоторых старинных рус
ских народных промыслах: гжель
.
Обогащать опыт украшения
предметов посуды
по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать чувство восхищения талантом русского народа, эстетический вкус.
Рисование.
Тема: «Гжель».
Цель: знакомство с одним из видов русской народной росписи «Гжель».
Задачи:
Поз
накомить детей с
декоративной росписью глиняной посуды – гжельская
роспись
.
Формиров
ать умение видеть и выделять её
характерные особенности.
Развивать
у детей старшего дошкольного возраста
умение создавать декоративные
гжельские
композиции
на тарелке; у детей младшего
дошкольного возраста – на чашке
.
Отрабатывать лёгкость, свободу движений при рисовании кистью и красками.
Воспитывать интерес к старинному
народному промыслу.
Аппликация.
Тема: «Кремль».
Цель: формирование умения выполнять аппликацию «Башни Московского Кремля» из прямоугольников разного размера, кругов, квадратов и треугольников.
Задачи:
П
родолжать учить детей составлять композицию из цветной бумаги
.
З
акреплять умения вырезать различными способами из бумаги
геометрические фигуры
(по контуру, по диагонали, путем складыван
ия).
З
акреплять умения работы с ножницами, клеем.
Развивать внимание и творчество.
В
оспитывать патриотические чувства
Лепка.
Тема: «Праздничный салют» (пластилинография).
Цель: формирование умения изображать салют с помощью пластилина в технике – пластилинография.
Задачи:
Закрепить приёмы пластилинографии (отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание)
.
Развивать мелкую моторику, самостоятельность, интерес к работе
.
Развива
ть эстетические чувства
.
Упражнять в умении
раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней; сплющивать шар, сдавливая его пальчиком на горизонтальной поверхности, размазывать
.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
В завершении проекта литературно-поэтический вечер «Дети о России», посвящённый Дню России.
(Приложение 1)
Необъятная страна. Т. Бокова
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Родина. З. Александрова
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Россия, Россия, Россия. В. Гудимов
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Самые важные слова. Д. Попов
Друг мой, сквозь годы и дни
В сердце своём сохрани
С детства родные слова:
МАМА,
РОССИЯ,
МОСКВА.
Радость придёт иль беда –
Не забывай никогда
Самых святых в жизни слов:
ВЕРА,
НАДЕЖДА,
ЛЮБОВЬ.
Я своей Россией горжусь! В. Орлов
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.