Конспект урока родного русского языка в 1 классе «Во что одевались в старину».

Автор: Павлова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Пушновская СОШ».

Цель: дать представление об одежде, которую носили на Руси.

Задачи:

1. Познакомить со словами, обозначающими предметы традиционной русской одежды (рубаха, сарафан, пояс, лапти, повязка, кафтан, армяк);

2. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.

3. развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.

4. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

5. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять элементы одежды, объяснять значение слов, обозначающих одежду; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды, видеоролик (сказка), презентация (эл.доска).

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.      Орг.момент

Здравствуйте, дети! С каким настроением пришли на урок? Улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Желаю удачи.

2.      Актуализация знаний

-Определить сегодняшнею тему урока нам поможет сказка (просмотр видео).

«Сарафан в гостях у Рубахи»

Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:

-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да ворогов и нечисть не пускаю.

-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?

-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой(Л. Сергеева)

 

3.Самоопределение к деятельности

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде.)

- Теперь посмотрите на доску, на ней расположены 3 группы картинок с изображениями одежды и обуви, давайте найдём в каждой группе лишнюю картинку (игра «Третий лишний»). Лишние картинки с изображениями: рубаха, сарафан, лапти.

- Почему вы выбрали именно эти картинки? (Сейчас люди такую одежду не носят, это одежда старинная).

- Как вы думаете, о какой одежде будем говорить? (о старинной одежде)

- Что бы вы хотели узнать о старинной одежде? (откуда такие названия, кто их носил и др.)

-Прочитайте тему урока «Во что одевались в старину» (вывешивается на доску название темы урока)

 

4.Изучение нового материала.

- Вспомните прослушанную сказку, какие предметы одежды были героями сказки?  (Сарафан и рубаха.)

-А вот они и сами к нам в гости пожаловали.

Выходят мальчик в русской рубахе и девочка в сарафане, учитель читает про них информацию.

 

Учитель:

Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи. Самой первой пелёнкой для младенцев была рубаха матери или отца. Так пытались уберечь ребёнка от порчи и сглаза. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой, которая служила оберегом. А когда появился сарафан, рубаху стали одевать под него.

 

А я вам сейчас страшную тайну открою: давным - давно «сарафан» носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы. Женщины же смогли носить сарафан лишь спустя 300 лет в 17 веке. Эта одежда стала сразу любимой у бедных крестьянок и богатых барынь. Богатые шили сарафаны из дорогих тканей и украшали вышивкой и камнями, у бедных сарафаны были из домотканой шерстяной ткани.

 

- А сейчас мы немножко отдохнём и повеселимся. Встаём возле своих парт.

 

5. Физкультминутка

«РУБАШКА»

У рубашки два манжета,

(Ребята показывают манжеты на двух руках)

Воротник

(Показывают воротник)

И рукава,

(Проводят ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче

(Показывают застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,

(Имитируют движения)

А потом гулять пойдем. (Маршируют)

- Молодцы! Садимся на свои места.

- А теперь давайте сравним современную и старинную одежду.

Учитель вызывает четырёх учеников:2 мальчика и 2 девочки.

 

-Посмотрите на мальчиков. Чем отличается старинная рубаха от современной рубашки? (Современная короче, пуговицы по всей длине, носят без пояса.)

 

-Посмотрите на девочек. Чем похожи сарафан старинный и современный?     (Это платье без рукавов.) Чем отличается? (Носят без рубахи, без пояса, разный фасон.)

 -Откройте учебник с.90 упр.1. Отгадайте загадки.

-Какие непонятные слова встретились? (Кафтан, армяк, лапти.)

-Это устаревшие слова, сейчас мы их не используем, но можем встретить в сказках и загадках.

-Рассмотрите рисунки с.91 – 92. Прочитайте значение слов. Что вы узнали? (Кафтан и армяк-это верхняя мужская одежда.)

-Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом.)

- Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто.)

-Что такое лапти? (Обувь, сплетённая из коры деревьев.)

Учитель читает:

Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью-портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дёшево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.

-Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги. (Учитель на доске записывает эти слова. Дети делят слова на слоги и выделяют голосом ударный слог. Учитель расставляет ударения и вертикальной чертой показывает деление слов на слоги. Ученики сверяют свою работу в тетради с доской)

-На какие группы можно разделить эти слова? (Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас. Одежда и обувь. Женская, мужская и одежда, которую носили все. Слова из 2 и 3 слогов.)

6. Закрепление изученного материала.                    

 

-Отгадайте загадки (дети хором дают ответ)

 

В праздники и будни

Пети да Ивашки

Одевали «в люди»

Чистые… (рубашки)!

 

Чтоб в рубашке красоваться,

Надо было подвязаться

Не снопом, не колосом,

А обычным… (поясом)!

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали. (Лапти.)

 

Легкий, пестрый, кружевной.

Я хочу себе такой.

Две бретельки натяну, поясочек затяну,

И гулять я в нем пойду. (Сарафан)

Работа в парах.

-Рассмотрите картинки. Расскажите, во что одеты сказочные герои.

 

    

Проверка (Алёнушка-рубаха, сарафан, лапти. Иван-царевич-кафтан, пояс, сапоги. Емеля-армяк, пояс, порты, лапти.)

 

Самостоятельная работа.

-Соедините стрелкой слово и предмет, который оно обозначает (выдаётся каждому карточка).

        

 

 

Кафтан                    лапти                    сарафан                рубаха                армяк

 

 

7. Подведение итогов:

-Что нового из истории одежды вы узнали на уроке? (Какую одежду носили наши предки и как она называлась и выглядела)

-Почему одежда со временем меняется? (Меняется мода)

-Где сейчас можно увидеть старинную одежду? (В музеях, на картинах, в кинофильмах.)

8. Рефлексия

Оцените себя. (Приготовим наши смайлики: если всё было понятно и узнали много нового, то покажем весёлый смайлик, а если трудно было на уроке и мало что запомнилось, то покажем грустный смайлик). Молодцы, ребята! Хорошо поработали на уроке!