Конспект урока родного русского языка в 1 классе «Во что одевались в старину».
Автор: Павлова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Пушновская СОШ».
Цель: дать представление об одежде, которую носили на Руси.
Задачи:
1. Познакомить со словами, обозначающими предметы традиционной русской одежды (рубаха, сарафан, пояс, лапти, повязка, кафтан, армяк);
2. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.
3. развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.
4. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
5. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять элементы одежды, объяснять значение слов, обозначающих одежду; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды, видеоролик (сказка), презентация (эл.доска).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, дети! С каким настроением пришли на урок? Улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Желаю удачи.
2. Актуализация знаний
-Определить сегодняшнею тему урока нам поможет сказка (просмотр видео).
«Сарафан в гостях у Рубахи»
Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:
-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да ворогов и нечисть не пускаю.
-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?
-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. (Л. Сергеева)
3.Самоопределение к деятельности
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде.)
- Теперь посмотрите на доску, на ней расположены 3 группы картинок с изображениями одежды и обуви, давайте найдём в каждой группе лишнюю картинку (игра «Третий лишний»). Лишние картинки с изображениями: рубаха, сарафан, лапти.
- Почему вы выбрали именно эти картинки? (Сейчас люди такую одежду не носят, это одежда старинная).
- Как вы думаете, о какой одежде будем говорить? (о старинной одежде)
- Что бы вы хотели узнать о старинной одежде? (откуда такие названия, кто их носил и др.)
-Прочитайте тему урока «Во что одевались в старину» (вывешивается на доску название темы урока)
4.Изучение нового материала.
- Вспомните прослушанную сказку, какие предметы одежды были героями сказки? (Сарафан и рубаха.)
-А вот они и сами к нам в гости пожаловали.
Выходят мальчик в русской рубахе и девочка в сарафане, учитель читает про них информацию.
Учитель:
Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи. Самой первой пелёнкой для младенцев была рубаха матери или отца. Так пытались уберечь ребёнка от порчи и сглаза. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой, которая служила оберегом. А когда появился сарафан, рубаху стали одевать под него.
А я вам сейчас страшную тайну открою: давным - давно «сарафан» носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы. Женщины же смогли носить сарафан лишь спустя 300 лет в 17 веке. Эта одежда стала сразу любимой у бедных крестьянок и богатых барынь. Богатые шили сарафаны из дорогих тканей и украшали вышивкой и камнями, у бедных сарафаны были из домотканой шерстяной ткани.
- А сейчас мы немножко отдохнём и повеселимся. Встаём возле своих парт.
5. Физкультминутка
«РУБАШКА»
У рубашки два манжета,
(Ребята показывают манжеты на двух руках)
Воротник
(Показывают воротник)
И рукава,
(Проводят ладонями по рукавам)
И застежка есть, чтоб легче
(Показывают застежку сверху вниз)
Проходила голова.
Пуговицы застегнем,
(Имитируют движения)
А потом гулять пойдем. (Маршируют)
- Молодцы! Садимся на свои места.
- А теперь давайте сравним современную и старинную одежду.
Учитель вызывает четырёх учеников:2 мальчика и 2 девочки.
-Посмотрите на мальчиков. Чем отличается старинная рубаха от современной рубашки? (Современная короче, пуговицы по всей длине, носят без пояса.)
-Посмотрите на девочек. Чем похожи сарафан старинный и современный? (Это платье без рукавов.) Чем отличается? (Носят без рубахи, без пояса, разный фасон.)
-Откройте учебник с.90 упр.1. Отгадайте загадки.
-Какие непонятные слова встретились? (Кафтан, армяк, лапти.)
-Это устаревшие слова, сейчас мы их не используем, но можем встретить в сказках и загадках.
-Рассмотрите рисунки с.91 – 92. Прочитайте значение слов. Что вы узнали? (Кафтан и армяк-это верхняя мужская одежда.)
-Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом.)
- Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто.)
-Что такое лапти? (Обувь, сплетённая из коры деревьев.)
Учитель читает:
Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью-портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дёшево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.
-Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги. (Учитель на доске записывает эти слова. Дети делят слова на слоги и выделяют голосом ударный слог. Учитель расставляет ударения и вертикальной чертой показывает деление слов на слоги. Ученики сверяют свою работу в тетради с доской)
-На какие группы можно разделить эти слова? (Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас. Одежда и обувь. Женская, мужская и одежда, которую носили все. Слова из 2 и 3 слогов.)
6. Закрепление изученного материала.
-Отгадайте загадки (дети хором дают ответ)
В праздники и будни
Пети да Ивашки
Одевали «в люди»
Чистые… (рубашки)!
Чтоб в рубашке красоваться,
Надо было подвязаться
Не снопом, не колосом,
А обычным… (поясом)!
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (Лапти.)
Легкий, пестрый, кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну, поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
Работа в парах.
-Рассмотрите картинки. Расскажите, во что одеты сказочные герои.
Проверка (Алёнушка-рубаха, сарафан, лапти. Иван-царевич-кафтан, пояс, сапоги. Емеля-армяк, пояс, порты, лапти.)
Самостоятельная работа.
-Соедините стрелкой слово и предмет, который оно обозначает (выдаётся каждому карточка).
Кафтан лапти сарафан рубаха армяк
7. Подведение итогов:
-Что нового из истории одежды вы узнали на уроке? (Какую одежду носили наши предки и как она называлась и выглядела)
-Почему одежда со временем меняется? (Меняется мода)
-Где сейчас можно увидеть старинную одежду? (В музеях, на картинах, в кинофильмах.)
8. Рефлексия
Оцените себя. (Приготовим наши смайлики: если всё было понятно и узнали много нового, то покажем весёлый смайлик, а если трудно было на уроке и мало что запомнилось, то покажем грустный смайлик). Молодцы, ребята! Хорошо поработали на уроке!