Проектно - тематическое планирование тема: « Моя семья»

Составила воспитатель: Корсакова Е.Н.

Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский

По количеству участников: коллективный.

По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).

По продолжительности: среднесрочный 2-3 недели

Актуальность проекта.

Семья — источник любви, уважения и привязанности то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи»

Беседы с детьми показали, что дети очень любят делиться впечатлениями о событиях происходящих дома, они на перебой рассказывают обо всем, что происходит в семье. Но они недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут бабушек , дедушек, прабабушек и прадедушек, о своих семейных традициях. Чтобы изменить такое положение, у нас и появилась идея создать проект «Моя семья».

Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом», а родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Цель:

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «Семья»

Задачи: Формировать у детей представление о семье. Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Развивать связную речь , расширять словарный запас по теме проекта.

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

Развивать познавательную активность.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Развивать детское творчество через продуктивную, конструктивную деятельности

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, трудолюбие и любознательность.

Обобщать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Участники: Дети младшей группы, воспитатели, родители детей.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Социально-коммуникативная деятельность Игровая деятельность Работа с родителями

Формы организации детей: индивидуальная, в малых подгруппах, фронтальная.

Итоговое мероприятие: Праздник «День семьи»

Образовательные области

Центры активности

Специально

организованная

образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально-коммуникативное развитие

Утренний сбор

Беседы:

«Моя семья»

Цель: формировать представления

о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

«Моя любимая мамочка»

Цель: Дать представления о значимости мамы для каждого человека

«Я и мой папа» Цель: Закреплять знания о папе, как зовут, где работает. Формировать представления о роли отца в семье, как защитнике семьи и Отечества.

«Бабушка и дедушка»

Цель:формировать у детей уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку.

Коммуникативные игры:

«Ласковое слово»,

«Чья мама?», « «Знакомство», «Узнай про кого я расскажу»,

«Мое имя»,

Заучивание пословиц о семье.

Отгадывание загадок о семье

Просмотр видеопрезентации:

« Моя семья - семь Я»

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Общение на тему: «Чем можно порадовать близких людей »,

«Почему мама поздно ложится спать»,

«За что бы меня похвалили дома»

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают наши родители» (с использованием альбома)

«Что делать, если кто-то заболел?»;

Пальчиковая гимнастика:

«Семья»

«Много нас»

«Кто квартире?»

Дидактические игры

« Кто главный»,

«Кого как зовут»,

«Кто, где живет», «Маленькие помощники»,

«Чья мама?»,

«Моя семья»,

«Мамы и детки»,

Иллюстративный материал по теме « Моя семья»

Семейные фотографии детей;

«У меня есть брат (сестра)»;

«Дом, в котором я живу»;

«Праздники в моей семье»; -

«В нашей семье все трудятся»;

«Любимые занятия членов нашей семьи»;

«Как ты помогаешь маме?

Оформление стенда: «Моя семья – моя радость»

Выставка семейных фотографий «Мама, папа, я — дружная семья».

Оформление альбомов, книжек амоделок

«Я и моя семья»,

Работа над коллажом «Моя семья»

Центр «Драматической игры

Центр «Театрализации

Сюжетно - ролевые игры: «Праздничный обед»,

Цель: Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда. Закрепить знания о столовых предметах. Воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь.

«Мы идем в гости»

Цель: Развивать у детей самостоятельность в игре. Учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке. Воспитывать любовь к близким; учить коллективной игре, внимательному отношению другу.

Театрализация по сказке пальчиковый театр:

«Репка», «Курочка Ряба».

«Колобок». к другу;

Сюжетно-ролевые игры: «Наш дом»,

«Семья»,

«Дочки матери»,

«Готовим обед»,

«Наводим порядок»

« Бабушка приехала».

«День рожденья куклы Кати»,

«Мы идём в магазин»

.

Разучивание и обыгрывание диалогов.

Настольные театры

Театр на палочках:

«Три медведя»

«Волк и семеро козлят»; «Колобок».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

«Наш дом»,

«Магазин».

«На кухне»

Маски-шапочки, атрибуты для театра.

Настольные театры

Театр на палочках:

«Три медведя»

«Волк и семеро козлят»; «Колобок».трализованных игр

Помощь родителей в приобретении обновлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Речевое

развитие

Центр

«Литературы»

Составление описательного рассказа по картине «Семья»

Цель: создание условий для речевой активности детей, формирование представления о семье, всех её членах, живущих дружно в одном доме.

Составление рассказов о своей семье по фотографиям;

Составление рассказов из личного опыта на тему «Кто живёт у нас в квартире»

«Мамина работа» Цель: Знакомство с литературным произведением, умение, слушать, беседовать по содержанию.

Слушание стихотворения И. Косякова «Все она»

Цель:

Познакомить с новым стихотворением . Формировать у детей умение выражать любовь к самому близкому и родному человеку-маме.

«Рассказы о своей семье»

Продолжать знакомить детей с понятием семья.

Учить детей отвечать на вопросы взрослого.

Воспитывать любовь к своим близким .

Д/игра «Мамины помощники» Цель: Упражнять в обобщении

Предметов (одежда, обувь, головные уборы)

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Цель: Развивать связную речь, воображение.

Речевые игры:

Закончи предложение»

«Кто старше, кто младше?»

«Назови, как тебя называют дома ласково»

«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«Мамина дочка» В.Белов

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

Предметные картинки,

сюжетные картинки по теме «Семья»

Книжная полка:

Русские народные сказки:

«Колобок»,

«Гуси-лебеди»

Репка»,

«Курочка Ряба».

«Дедка и репка»

«Три медведя»

«Волк и семеро козлят»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»,

Барто. «Девочка чумазая»;

К.Ушинский.

«Петушок с семьей», «Уточки»,

«Васька»,

Заучивание стихотворений о семье (домашнее задание)

совместная деятельность родителей и детей, развитие памяти, речи, интерес к художественным

произведениям .

Консультации «Путь в страну книг»,

«Рекомендации для заботливых родителей».

Познавательное развитие.

Центр

«Манипулятивно- математический»

Центр «Наука и природа»

Центр « Песок - вода»

Математическая игра

«Мой дом».

Цель: Закрепить умения различать и называть геометрические фигуры,

Развивать конструктивных умений.

Дидактическая игра «Лесенка» Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по высоте. Развивать комбинаторные способности.

Дидактическая игра «Составь дом из кубиков».

Цель: Группировать предметы по одному из сенсорных признаков цвет, форма, величина .

Продолжать развивать конструктивные способности

«Кому, сколько?»

Цель: Закрепить умение различать количество предметов;

отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «одна», «много», «ни одной»;

Закрепить умения детей правильно называть цвета;

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о

геометрических фигурах, упражнять в их назывании.

Опыт «Как развивается растение из семени»

Цель: Пронаблюдать развитие растения из семени на примере бобовых.

Наблюдение

Цель:

«Цветы на подоконнике»

Расширить представления детей о комнатных растениях.

Воспитывать заботливое отношение к природе, желание помогать взрослым и участвовать в совместном труде.

Игры с водой:

«Большая стирка»,

Цель: развитие тактильного восприятия,

погружение в сенсорную среду (закрепление представлений детей об основных цветах).

«Кто живёт в воде»

«Волшебная бутылочка».

Цель: Показать детям как бутылочка с плотно закрывающейся крышкой в воде, может превратиться в забавную игрушку.

познавательный интерес и воображение.

«Сок для наших кукол»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Математическая игра

«Кто старше?»

Цель: Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек Кюизенера.

Дидактические игры:

«Геометрическая мозайка»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими

образцами.

Дидактическая игра

«Лишний предмет». Цель: Определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Дидактическая игра «Бусы для мамы» Цель: Развивать мелкую моторику руку, учить детей проталкивать шнур через «бусинку», закрепляем цвет, группировать разнородные предметы по цвету. материал шнурки ,пластиковые пробки разных цветов, схемы для сборки бус

Экологическая игра

«Найди, о чём расскажу» Цель: Угадывание растений уголка природы по описанию внешнего вида.

Экологическая игра «Чего не стало»

Цель: Упражнять в правильном назывании цветов уголка природы.

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

(время суток)

Игры- эксперименты с мыльной водой:

Познакомить со способами получения мыльной пены.

Доставить детям удовольствие в играх с мыльными пузырями.

Задачи: познакомить со способами выдувания пузырей; доставить удовольствие и положительные эмоции от совместного

«Утка с утятами»

Цель: продолжать знакомить детей со

свойствами воды;

создать положительные эмоции от

игры с водой;

Игры - эксперименты с цветной водой;

Цель: показать детям изменение насыщенности и оттенков краски. Смешивание цветов,

начиная с двух красок и постепенно добавляя новые цвета.

Шнурки,

пластиковые пробки разных цветов, схемы для игры « Бусы для мамы»

Раздаточный материал: карточки

с контурами 5 геометрических фигур.

Д/ игры:

« Наш день»

«Разрезные картинки»

«Шнуровки»

Схемы к развивающей игре « Палочки Кюизенера»

Дидактические игры:

«Мама, папа, детёныш»

«Зоологическое лото»

«Найди маму детёнышу» «Кто, чем питается?»

Небольшой таз;

теплая вода;

жидкое

мыло, одежда для кукол.

теплая вода; набор

резиновых уток;

полотенца.

одежда для кукол,

Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Помощь родителей в подборе материалов для экспериментирования.

Художественно- эстетическое развитие.

Центр «Искусство»

Рисование

«Галстук для папы».

Цель: упражнять в умении рисовать наклонные линии, не отрывая кисти от листа бумаги, выполнять действия предложенные воспитателем

«Цветы для мамочки», Цель: Учить передавать в рисунке части растения.

Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть.

«Красивое блюдце для бабушки»

Цель: Учить детей украшать круглую форму волнистыми линиями и «следами-листочками», подобрав краску в соответствии с цветом контура;

упражнять в рисовании кистью волнистых линий и рисовании способом «тычка»;

развивать внимание, наблюдательность;

Аппликация «Подарок для сестры или брата»

Цель; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания .

чередовать цвета (желтый и красный) в накладывании бумажных полосок на основу ( шапочка).

Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

Рисование нетрадиционные техники

«Солнышко лучистое»,

«Салют»,

Лепка

«Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Лепка

«Оладушки для бабушки»

« Крендельки да прянички»

Испечём торт для мамы»,

«Конфетки для моих близких»

Аппликация:

«Открытка для папы»

«Красивая скатерть»,

Украсим фартук для мамы».

Конструирование: «Гараж для папиной машины»,

«Построим красивый дом»

Лепка:

«Нарядные бусы для мамы»

Цель: Совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями, соединять полученные формы.

Раскраски по теме

« Семья»

пуговицы, бусинки, мелко нарезанная фольга.

Соленое тесто.

Книжки – раскраски на тему: «Помогаем дома»

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Физическое

развитие

Центр

«Конструирования»

Центр «Физкультуры»

Конструирование из деревянных блоков «Домик»

Цель: Учить детей строить дом; видеть постройку в целом и выделять ее части (стены, крыша, дверь, окно),

« Едет поезд» Цель: Развивать конструктивную деятельность, стремление сооружать поезд по образцу. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек.

Ежедневное проведение утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после дневного сна,

динамических пауз, физкультминуток.

Физкультминутки:

«Мы во двор пошли гулять»; «Семья»;

«Зайка»; «Есть у каждого свой дом»;

«Ладушки».

Дорожки для машин» Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Привлекать детей к совместному со взрослым конструированию дорожек по образцу.

Конструирование из деревянного конструктора: «Дом»

« Воротики» Забор» Цель: Упражнять в умении делать перекрытие с использованием новых элементов - треугольной призмы, цилиндра,

научить строить «Дом», «Дорота», играть с ними, используя сюжетные фигурки.

Подвижные игры: «Гуси - гуси»; «Вокруг домика хожу»; «Птички в гнёздышках»;

«Ровным кругом»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Мы отважные пилоты»; «По ровненькой дорожке»; «Парами на прогулку»;

«Наседка и цыплята»; «Пройди – не упади

Большие деревянные блоки

Настольный деревянный

Конструктор

«Веселыйгородок»

Спортивный инвентарь, атрибуты для проведения подвижных игр.

Литературное приложение. Стихи для заучивания и чтения детям.

Это вся моя семья:

Мама, папа, брат и я.

Мама варит и стирает.

Папа гвозди забивает.

Ну а брат мой ходит в школу,

И учиться очень рад.

Я с игрушками играю,

Посещаю детский сад.

Любим вместе мы на кухне

Обсудить наши дела.

Потому, что у меня

Очень дружная семья!

«Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки. (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинки собраны. ( показывают ладони)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые. ( поглаживают ладони одну о другую)

Ведь работали ладони

Долгими годами. ( постукивают кулачками)

Пахнут добрые ладони

Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу)

По кудрям меня погладят

Добрые ладони. ( гладят голову)

И с моей печалью сладят

Теплые ладони. (подносят ладони к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки». (хлопают в ладоши)

«Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо».

«Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь».

«У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!»

«Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов)

«Папа с мамой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю».

(Я. Аким)