* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

МБУ ДО ЦРТДЮ

Методическая разработка «Сказка как хореографический способ развития танцевального творчества»

Автор: Фоминых Екатерина Евгеньевна

Педагог дополнительного образования

г. Вилючинск

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………………. 3

1.1. Значимые факторы для разработки и реализации методического пособия ……………………………………………………………………………………. 4

1.2. Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения материала .. 5

1.3. Система определения результативности ………………………………….. 5

2. Организация образовательного процесса по изучению национальных танцев в МБУ ДО ЦРТДЮ. …………………………………………………….……………… 7

2.1. Формы организации образовательной деятельности по хореографии…. 8

3. Материально-техническое обеспечение реализации учебного процесса.. 11

Приложения……………………………………………………………………. 12

Список литературы…………………………………………………………….. 25

Пояснительная записка

В жизни человека с незапамятных времен важное место занимало танцевальное искусство. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой.

Интерес к истории малых народов Севера помогает сберечь культуру, традиции, языки и промыслы, которые могут быть потеряны.

Культура коренных народов Севера имеет особенное значение, и их опыт исторического прогресса будет востребован в решении глобальных проблем.

Международное сообщество признало права коренных народов и закрепило их в специальных документах, что повышает статус этих народов и делает актуальным сохранение их культуры и традиций.

Цель методической разработки повысить уровень музыкальности, двигательных навыков и исполнительного танцевального творчества обучающихся с помощью сказки, в качестве хореографического способа знакомства с культурой малых народов Камчатки.

Задачи:

Обучающие:

- изучить элементы национального (корякского) танца;

- изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (формирование осанки);

- познакомить обучающихся с бытом, костюмом аборигенов Камчатки;

Развивающие:

- развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку.

Воспитательные:

- воспитание у обучающихся интереса к танцевальному искусству коренных малочисленных народов Севера;

- воспитание навыков ансамблевого хореографического исполнительства.

- воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Методы и приёмы – игровой, наглядный, словесный, практический, метод эмоционального стимулирования.

Тип методического пособия – комбинаторный, так как содержание направлено на развитие художественного воображения, творческих и физических способностей обучающегося, в совокупности с другими программами образования.

Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми дошкольного и младше-школьного возрастов, владеющими начальными азами хореографии, она составлена с учетом физических и психологических особенностей детей. В него вошли как личные наблюдения, знания и опыт, так и методические пособия, авторами которых являются: В.В.Жданова, А. И. Буренина, Ж. Е Фирилева, Е. Г. Сайкина, А. И. Константинова.

Адресат методической разработки: предназначено для обучения детей 5 – 8 лет и рассчитана на четыре учебных месяца.

З

начимые факторы для разработки

и реализации

методической разработки

Актуальность – сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера - является одним из важнейших региональных компонентов Федерального закона об образовании; уважение к традициям и культуре аборигенов, толерантность.

Новизна – игровой подход к организации учебного процесса, показ движений этническим носителем, все движения носят своё название, по которому обучающийся узнаёт, что ему предстоит сделать, станцевать. Создается необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, что способствует укреплению здоровья обучающегося, его физическому и умственному развитию.

Отличительная особенность - формирование у обучающихся творческих способностей через развитие музыкально-ритмических, и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей с помощью сказок коренных малочисленных народов Севера.

В возрасте 5-8 лет ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. Возрастает координация движений, их точность.

Дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения упражнения и конечным результатом. Настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнение.

Любят работать дружно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, организованы и дисциплинированы.

Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг другу. Многие выполняют движения по своей инициативе (дома).

Игра важна для ребенка, но уже привлекает результат. Можно добиваться пластики движений, красоты, чёткости. Словесные указания важнее показа упражнения.

1.2. Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения материала:

Планируемые результаты

Личностные:

- воспитание у обучающихся интереса к танцевальному искусству коренных малочисленных народов Севера;

- воспитание навыков ансамблевого хореографического исполнительства.

- воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Предметные:

- знание элементов национального (корякского) танца;

- знание упражнений для развития тела и укрепления здоровья (формирование осанки);

- ознакомление с бытом, костюмом аборигенов Камчатки;

Метапредметные:

- развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку.

Сист

ема определения результативности

Формами подведения итогов могут быть:

- участие в тематических праздниках;

- устный опрос, рисование по заданной тематике;

- открытые занятия для родителей;

- участие в конкурсах.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Способами определения результативности являются различные виды и формы контроля:

Виды контроля

Содержание

Методы

Сроки

Входной

Первоначальный уровень представления о культуре коренных малочисленных народов Севера

Наблюдение, беседа, рассказ

октябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам,

Самостоятельное выполнение танцевальных элементов

постоянно

Промежуточный

Контроль выполнения программного содержания

Самостоятельное выполнение связок

ноябрь

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Танец, открытое итоговое занятие

декабрь

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, отслеживания развития творческих способностей детей, основано на наблюдении за обучающимися во время занятий. Также формой отслеживания результатов может быть устный тест (Приложение 2).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: являются публичные выступления детей: концерты, показ номеров на праздниках, развлечениях и других мероприятиях. По окончании учебного эксперимента проводится итоговое занятие для родителей. Участие в концертной деятельности, а также на муниципальном, краевом уровнях. Участие в конкурсах и фестивалях (очных, заочных).

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Уровень освоения материала определяется по критериям. (Приложение 1). По этим же критериям проводим диагностику в начале учебного эксперимента. Так же используются такие формы контроля как:

- наблюдение;

- беседа;

- сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов;

- итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения

2. Организация образовательного процесса по изучению национальных танцев

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Правила ТБ

2

1

1

Наблюдение, опрос

2

Историческая справка о малых народах Севера (коряках)

6

6

0

Наблюдение, опрос

3

Знакомство с танцевальными элементами

21

-

21

Опрос, наблюдение

4

Отработка выполнения танцевальных элементов

21

-

21

Наблюдение. Фиксирование результатов

5

Постановочная и репетиционная работа

30

-

30

Наблюдение. Фиксирование результатов

6

Итоговое занятие

2

-

2

Наблюдение, фиксирование результатов

ИТОГО

82

7

75

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

Правила ТБ

2

1

1

Наблюдение, опрос

Историческая справка о малых народах Севера (коряках)

6

6

0

видеочат

Знакомство с танцевальными элементами

21

-

21

видеочат

Отработка выполнения танцевальных элементов

21

-

21

видеочат

Постановочная и репетиционная работа

30

-

30

видеочат

Итоговое занятие

2

-

2

видеочат

ИТОГО

82

7

75

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел I. Введение. Правила ТБ

Теоретическая часть: Знакомство с правилами ТБ. Инструктаж по правилам безопасности в ЦРТДЮ. Знакомство с детьми, с содержанием программы. Знакомство с понятием танец, его темп, ритм.

Практическая часть: Закрепление на практике эвакуации из здания.

Раздел ll. Историческая справка о малых народах Севера (коряках).

Теоретическая часть:

- Происхождение коряков.

- Численность населения.

- Географическая расположенность.

- Особенности быта чавчувенов и нымыланов.

- История костюма.

- Традиции и праздники.

- Устное творчество. Чтение сказок.

Практическая часть:

- Игры-имитации по мотивам прочитанных сказок.

- Импровизация учащихся вместе с педагогом на предлагаемую музыку. Показ заданных хореографических имитаций (крики чаек, хорканье оленя и т. д.).

Раздел III. Знакомство с танцевальными элементами.

Теоретическая часть:

- Основные понятия и термины: линия, две линии, колонна, диагональ круг (лицом, спиной по линии танца), два круга, «змейка», «воротца», «улитка», «паровозик».

- Понятие «интервал».

- Методика перестроения из одного рисунка в другой рисунок сценического пространства.

Практическая часть:

- Мальчики:

Исходное положение (и. п.) – корпус подтянут, ноги во второй невыворотной позиции, колени согнуты в demi plié, руки на бёдрах

Основной ход

«и» - плечи поднимаются вверх, правая нога приподнимается

«раз» - плечи опускаются с усилием, правая нога делает шаг вперёд

«и» - плечи поднимаются вверх, левая нога приподнимается

«два» - плечи опускаются с усилием, левая нога делает шаг вперёд

«и, три, и, четыре» - повтор

Забрасывание чаута

И. п. (левая нога чуть спереди, руки за спиной)

«и» - плечи поднимаются, правая нога отрывается от пола, правая рука из-за спины начинает движение «заброс»

«раз» - плечи опускаются, правая нога опускается спереди, правая рука забросила чаут

«и» - плечи поднимаются, правая нога отрывается от пола, правая рука возвращается за спину

«два» - плечи опускаются, правая нога опускается сзади, рука спряталась за спиной

«и, три, и, четыре» - повтор

Медведь кушает рыбу

И. п., руки-стрелы

«и» - правая нога приподнимается, правая рука, согнутая в локте, отводится влево

«раз» - правая нога опускается с усилием, правая рука отводится вправо, в плечах «икота», рот изображает поедание рыбы, «пружинка» в коленях

«и, два, и, три, и, четыре» - повтор

На следующий такт смена руки и ноги

Радость рыбака

И. п.

«и, раз, и, два, и, три, и, четыре» - «пружина» в И. п.

Руки-стрелы

И. п. (руки направлены в правую сторону)

«и, раз» - руки направлены вверх вправо, «пружина»

«и, два» - руки направлены вверх влево, «пружина»

«и, три, и, четыре» - повтор

Девочки:

Исходное положение (и. п.) – стопы вместе по 6 позиции, колени полусогнуты.

Основной ход

«и» - плечи поднимаются вверх, правая нога приподнимается

«раз» - плечи опускаются с усилием, правая нога делает шаг вперёд

«и» - плечи поднимаются вверх, левая нога приподнимается

«два» - плечи опускаются с усилием, левая нога делает шаг вперёд

«и, три, и, четыре» - повтор

«Пружинка»

И. п.

«и» - плечи поднимаются вверх, колени выпрямляются

«раз» - плечи опускаются с усилием, колени сгибаются в demi plié

«и, два, и, три, и, четыре» - повтор

Бег оленя

И. п. (руки наверху сложены в форме рогов оленя)

«и» - правая нога поднимается в колене максимально высоко

«раз» - смена ног, левая нога поднимается в колене максимально высоко

«и, два, и, три, и, четыре» - повтор

«Снежок»

И. п. (руки согнуты в локтях перед грудью, локти в стороны)

«и» - правая кисть сгибается вниз, левая вверх, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«раз» - смена кистей – левая вниз, правая вверх, в ногах «пружинка»

«и, два, и, три, и, четыре» - повтор

«Мячик»

И. п. (руки внизу параллельно туловищу, локти мягкие)

«и» - руки мягко уходят вправо, поднимаясь на 45 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«раз» - руки мягко уходят влево, поднимаясь на 90 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«и» - руки мягко уходят вправо, поднимаясь на 135 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«два» - руки мягко уходят влево, поднимаясь на 180 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«и» - руки мягко уходят вправо, опускаясь на 135 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«три» - руки мягко уходят влево, опускаясь на 90 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«и» - руки мягко уходят вправо, опускаясь на 45 градусов, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«четыре» - руки мягко уходят влево, опускаясь вниз, в ногах «пружинка», в плечах «икота»

«Кухлянка»

И. п.

«и, раз» - руки делают взмах к голове, кисти опускаются до уровня шеи

«и, два» - руки опускаются вдоль корпуса, изображая кухлянку, туловище разворачивается вправо

«и, три» - руки делают взмах к голове, кисти опускаются до уровня шеи

«и, четыре» - руки опускаются вдоль корпуса, изображая кухлянку, туловище разворачивается влево

Рыбка плывёт, ныряет, выпрыгивает из воды

И. п. (руки соединены в кистях перед грудью)

«и, раз» - корпус забирает в боку вправо, руки с соединёнными кистями делают плавный взмах вправо

«и, два» - корпус забирает в боку влево, руки с соединёнными кистями делают плавный взмах влево

«и, три, и, четыре» - повтор

«Расчёска»

Движение совершается в двух линиях: 1-я впереди стоящая линия отходит назад спиной по своей траектории, соблюдая интервал, 2-я сзади стоящая линия выходит вперёд между участниками 1-ой линии, каждый в своё «окошко», и соблюдая интервал.

Раздел IV. Отработка выполнения танцевальных элементов.

Теоретическая часть:

- Основные понятия и термины: расслабление и напряжение корпуса, танцевальный шаг.

Практическая часть:

- Правильное положение (постановка) корпуса – вытянутый позвоночник, голова прямо (подбородок не приподнимаем), шея длинная, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, живот и пятая точка втянуты, ноги – по шестой позиции.

- Основные танцевальные элементы: марш, бег, ходьба на полупальцах и пятках; поскоки по диагонали, на месте вокруг себя; приставной шаг (вперед, назад, в сторону).

- Контроль за грамотным выполнением танцевальных элементов:

Исходное положение (и. п.) – корпус подтянут, ноги во второй невыворотной позиции, колени согнуты в demi plié, руки на бёдрах

Основной ход

Забрасывание чаута

Медведь кушает рыбу

Радость рыбака

Руки-стрелы

«Пружинка»

Бег оленя

«Снежок»

«Мячик»

«Кухлянка»

Рыбка плывёт, ныряет, выпрыгивает из воды

«Расчёска»

Раздел V. Постановочная и репетиционная работа.

Теоретическая часть:

- Основные понятия: репетиция номера, танец (из чего состоит), ответственность, дисциплинированность, чувство ансамбля, костюм, артист, чувство сплочённости и др.

- Работа в ансамбле, работа в паре.

Практическая часть:

- Грамотное выполнение танцевальных элементов, перестроений, отработка танцевального этюда.

- Показ танцевальных комбинаций индивидуально.

- Постановочная работа танцевального номера, этюда (Приложение 3).

Раздел Vl. Итоговое занятие.

Теоретическая часть:

- Беседа, обсуждение итогов.

Практическая часть:

- Отчётный концерт, итоговое занятие, рисование по мотивам сказок.

2.1. Формы организации образовательной деятельности по хореографии:

Таблица 2

Форма организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от обучающегося больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими обучающимися.

Групповая

Число занимающихся может быть разным – от 5 до 10, в зависимости от возраста и уровня развития детей. Основания для комплектации: уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия обучающихся, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

3.Материально-техническое обеспечение реализации учебного процесса:

Материально-техническое обеспечение:

- балетные залы площадью не менее 40 кв. м (на 10-12 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

- реквизит (в том числе бубны);

- коврики;

- раздевалки - для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

Для реализации методической разработки нужен педагог концертмейстер. Особых требований к квалификации педагога не предъявляется.

Список рекомендуемой литературы для педагога:

1. Константинова А. И. «Игровой стретчинг». - Санкт – Петербург: «Аллегро», 1993 - 76с.

2. Макарова Е. П. «Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом». - Санкт – Петербург: «Аллегро», 1993 - 32с.

3. Курс лекций «Методика преподавания хореографических дисциплин». –Хабаровск: ХГИИК, 2005 - 48с.

4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет». - Санкт-Петербург: «Аничков мост», 2015 - 196с.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС». - Санкт - Петербург: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016 - 352с.

6. Пуртова Т. В. и др. «Учите детей танцевать: Учебное пособие». – Москва: «Владос», 2003 – 18с.

7. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - Москва: «Линка – Пресс», 2006 – 269с.

8. Судакова М. В. «Современный танец». – Хабаровск: «Магеллан», 2005 – 98с.

9. Корнилева Л. Н. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». – Хабаровск: «Магеллан», 2002 – 92с.

10. Жданова В.В. Национальный танец. Рабочая образовательная программа 4 года обучения. С. Эссо, 2007

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВХОДНОГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Разделы программы

Воспитание

Обучение

Развитие

Общее количество баллов

Процентное соотношение

Контролируемые

знания и

умения

ФИО

интерес к танцевальному искусству малых народов Севера

воспитание навыков ансамблевого хореографического исполнительства

чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия

элементы национального (корякского) танца

формирование осанки

ознакомление с бытом, костюмом аборигенов Камчатки

развитие ловкости, точности

развитие музыкальных способностей

1

Обработка данных проводится по следующим показателям:

50

-69 % - низкий уровень освоения,

70 –

79 % - средний уровень освоения,

80 % и свыше

высокий уровень освоения.

Приложение 2

Опросник по теоретическим знаниям и практическим умениям раздела

«Танцы народов Севера» для детей 5-8 лет

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы.

1. Какие народы считаются коренными жителями Камчатского края? (эвены, чукчи, ительмены, коряки)

2. Что является источником идеи постановки танцев коренных народов Камчатки? (праздники, рассказы, обряды, легенды, фильм)

3. Характерные особенности корякских танцев? (движения рук, плеч, головы, бёдер, груди)

4. Каким животным подражают в танцах? (нерпе, чайке, евражке, рыбе, ворону)

6. Перечислите элементы женского корякского костюма? (кухлянка, торбаса, штаны, камлейка, малахай.

Приложение 3

Рисунок танца «Хитрая лиса»

Содержание

1

Основной ход по кругу

2

Выстраиваются в шахматном порядке

«Снежок», «Кухлянка», «Мячик», «Кухлянка»

3

«Расчёска»

4

«Бег оленя» по кругу, выход мальчиков за оленями

5

Перестроение в 4 линии в шахматном порядке. Выпады в оленьей упряжке

6

Перестроение девочек «нырками» по кругу в «галочку», мальчики отходят на задний план в линию

7

«Расчёска», мальчики выходят вперёд

«Медведь кушает рыбу»

8

Девочки подходят к мальчикам в линию

Финал