Класс: 5
Тема: Поемы Гомера «Одиссея»
Цель: продолжение знакомства учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками, сформирование общих представлений о поэме Гомера «Одиссея»;
Задачи:
Обучающая: Охарактеризовать поему Гомера «Одиссея» в контексте истории Древней Греции; Раскрыть значимость поемы в контексте культурного и исторического источника;
Развивающая: Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики; развивать навыки работы с историческим источником и исторической картой.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к истории мировой культуры. Воспитывать эстетический вкус учащихся. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».
Оборудование: учебник, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, раздаточный материал «пергамент для записи»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории, как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности.
Предметные: развитие умений работать с учебником, картой овладение понятиями:, Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Блиц-опрос\тест
1. Автор поэм «Илиада»,: Гомер
2. Как звали самого известного и выдающегося греческого война: Ахиллес
3. Город против которого объединились греки и пошли в поход: Троя
4. На каком полуострове находился этот город: Малая Азия
5. Слабое место выдающегося греческого героя: Пята
После тестирования учащиеся вазимопроверяют друг друга. Ставят оценки.
3. Мотивационный момент
Учитель рассказывает о кораблекрушения у острова царя Алкиноя и его дочери Навсиаи, о том что с этого начинается поема. Подводит к целям и задачам, объясняет условия «путешествия по стопам Одиссея».
Цитирует строчки:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Изучение нового материала
1.Начало: город Троя
Учитель рассказывает о начале Путешествия Одиссея после троянской войны. Учащиеся находят и подписывают город Трою на Карте
2. Остров Циклопов.
Учитель рассказывает как команда Одиссея попала на остров циклопов.
Цитирует: Видом и ростом чудовищным
В страх приводя он несходен
Был с человеком вкушающим
Хлеб и казался лесистой
Дикой вершиной горы, над другими
Воздвигшейся грозно
Предлагает учащимся найти выписать на карту имя циклопа, а также проложить маршрут к острову циклопов. Далее найти стр 143 как встретил Полисфен Одиссея (Прянул….. оставив)
Учитель рассказывает о приключениях на острове.
Цитируя в конце: Знай, людоед, что тебя ослепил Одиссей, властитель Итаки!
Остров сирен
Учитель рассказывает об острове сирен и почему Одиссей там остался. Учащиеся ищут остров сирен на карте, прокладывают путь, работают с отрывком стр. 144 (Уши….шевельнуться)
Между Сциллой и Харбидой
Учитель рассказывает о проливе и просит учащихся найти этот пролив, а также подписать чудовищ при помощи п 4 (стр. 144-145 учебника). Учащиеся находят и читают отрывок о приключениях на этом этапе путешествия (Тою порою…. случалось)
Возвращение на Итаку
Учитель рассказывает о Жене Пенелопе и её погребальном покрове, о женихах, подводя к испытанию луком. Дети сначала проводят путь к острову Итака на карте. Потом ищут отрывок (Салом….туг он стр. 145-146)
5. Подведение итогов
Учитель подводит итоги «путешествия» блиц опросом:
Тема урока
С какого города началось путешествие
Кого из мифических существ встречал Одиссей
Сколько длилось путешествие
Чем оно закончилось.
6. Рефлексия
Учитель оценивает работу на уроке, выставляет оценки
7. Домашнее задание
Параграф 29 читать – пересказывать. Стр. 146, задание №3 – письменно
Приложение №1 Карта путешествия