Учебный предмет

математика

Название программы (учебного предмета)

математика

Автор программы учебного предмета

Воронкова В. В. , Перова М. Н., Эк В. В. и др.

Тема

Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз

Класс, группа (возраст детей)

5 класс

Специфические особенности обучаемого контингента

обучающиеся с интеллектуальными нарушениями

Автор:

Сушкова Татьяна

Николаевна

Учитель математики

I квалификационная категория

МОУ «Дубоссарская специальная (коррекционная) школа VIII вида»

Пояснительная записка

Тема урока: «Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз».

Цель урока: закреплять навыки решать примеры в 2 действия на сложение, вычитание и умножение трёхзначных чисел, применять математические знания при решении составной арифметической задачи на увеличение числа в несколько раз.

Задачи:

1) образовательные: развивать умение складывать, вычитать и умножать трёхзначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; отрабатывать умения анализировать и решать составные задачи.

2) коррекционно-развивающие: развивать зрительную и слуховую память, мыслительные операции на основе операций анализа и синтеза, развивать вычислительные навыки;

3) воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к обучению, самостоятельность; прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью; формировать навыки самооценки.

Актуальность темы урока обусловлена тем, что детям с интеллектуальными нарушениями характерна непрочностью сохранения и неточностью воспроизведения, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому уроки закрепления приобретённых знаний, умений и навыков очень важны.

Для реализации поставленной цели и задач на уроке использованы различные методы обучения: словесные (беседа, работа с учебником); наглядные (презентация); практические (решение примеров и задач, работа с карточками); самостоятельная работа; устная работа, письменная работа. Применяются различные ресурсы. Содержание в общем виде:

Организационная часть. Организация класса. Этап мотивации.

Основная часть. Этап целеполагания. Актуализация знаний. Этап решения новой учебной задачи

Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. Оценивание. Рефлексия. Разгрузка.

Контингент: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (12 – 13 лет).

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. Класс условно поделён на три подгруппы по возможностям обучения. Поэтому на уроке в полной мере реализуется дифференцированный и индивидуальный подход.

Автор урока

Сушкова Татьяна Николаевна

Класс

5 класс

Контингент

обучающиеся с интеллектуальными нарушениями

Предмет:

математика

УМК:

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, авторы: Воронкова В. В. , Перова М. Н., Эк В. В. и др. Москва, Гуманитарный издательский центр « Владос» 2013 г.; 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Тема урока:

Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз.

Тип урока:

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Дидактическая цель урока:

закреплять навыки решать примеры в 2 действия на сложение, вычитание и умножение трёхзначных чисел, применять математические знания при решении составной арифметической задачи на увеличение числа в несколько раз.

Задачи:

1) образовательные: развивать умение складывать, вычитать и умножать трёхзначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; отрабатывать умения анализировать и решать составные задачи.

2) коррекционно-развивающие: развивать зрительную и слуховую память, мыслительные операции на основе операций анализа и синтеза, развивать вычислительные навыки;

3) воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к обучению, самостоятельность; прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью; формировать навыки самооценки.

Планируемый образовательный результат:

личностное развитие:

развитие логического и критического мышления, культуры речи;

развитие математических способностей

познавательные УУД:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала; осознанного чтения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль.

регулятивные УУД:

- принимать участие в обсуждении и формулировании цели; - выполнять работу в соответствии с заданным планом

Основные термины и понятия, закрепляемые, на уроке

Сумма, разность, произведение, увеличить вдвое, единицы, десятки, сотни.

Ресурсы

ноутбук, компьютерная презентация, мультимедиа-проектор, экран, индивидуальные карточки, круги для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организацион ная часть.

Организация класса.

Этап мотивации

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

НПП.

- Какой сейчас урок?

Слайд

- А вы любите математику?

- А для чего необходимо знать математику?

- Где в жизни мы сталкиваемся с математикой?

Создание проблемной ситуации:

- А что было бы, если бы не было цифр, не было бы математики?

Так значит математика нам необходима?

Вот давайте сейчас и покажем, как вы умеете решать примеры и задачи. Я уверена, что у вас всё получится. Удачи!

Приветствие

Математика

Да

В магазине, на рынке надо уметь считать деньги.

Номера домов, машин, телефонов, цены и т.д. – это всё числа.

Трудно представить. Было бы очень сложно жить. А может быть, не было бы ничего.

Да. Математика очень нужна.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение:

1.формулировать собственное мнение и позицию

2. принимать участие в обсуждении ситуации.

Основная часть.

Этап целеполагания

Актуализация знаний

Этап решения новой учебной задачи

1.Сообщение темы урока.

Исходя из темы, давайте сформулируем цели нашего урока:

Планирование учебных действий

2.Проверка домашнего задания.

Найдите примеры с ответами: (слайд)

194, 276, 712, 550, 992, 398.

3. Устный счёт.

а). «Цепочка примеров»

3+ 2 = 5 – 1 = 4 + 8 = 12 – 6 =

= 6 + 9 = 15 – 8 = 7 х 30 = 210 : 7 = = 30 х 6 = = 180 : 2 = 90

б). Выберите правильный вариант ответа: (слайд)

6 + 8 : 2 (5+ 3) х 30 (15 – 8) х 40 48 : (11 – 5)

в). Задача в стихах.

Как-то раз в лесу густом

ёж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей. Сосчитайте их скорей!

2 зайчонка, 2 лисёнка,

2 весёлых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра.

Называть ответ пора.

- Как получили такой ответ?

- А можно этот пример заменить другим?

Назовите, кого пригласил

в гости ёж.

Проверка по картинке. Слайд.

Работа в тетради.

Работа над задачей.

Стр. 172 № 825 1).

Чтение задачи, анализ данных, поиск решения.

- О чём эта задача?

- Сколько кг яблок сняли с молодой яблони?

- А сколько кг яблок сняли со старой яблони?

- Что означает: вдвое больше?

- Что необходимо узнать в задаче?

 

Мол. ябл. – 28 кг яблок ? ?

Ст. ябл. - ? в 2 раза >, чем

Поиск решения.

- Мы можем сразу узнать, сколько яблок сняли с двух яблонь?

- Почему?

- Мы можем узнать, сколько кг яблок сняли со старой яблони?

- Каким действием?

- Почему вы думаете, что умножением?

- После этого мы сможем узнать, сколько яблок сняли с двух яблонь?

- Каким действием?

Решение

1). Сколько килограммов яблок сняли со старой яблони?

28 кг х 2 = 56 кг яблок.

2). Сколько килограммов яблок сняли с двух яблонь?

28 кг + 56 кг = 84 кг яблок.

Ответ: с двух яблонь сняли 84 килограмма яблок.

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. 

На четыре - руки шире. 

Пять — руками помахать. 

Шесть — за парту тихо сесть. 

Работа по закреплению решения задачи.

О чём мы решали задачу?

Что узнавали в первом действии?

Каким образом?

Что узнавали во втором действии?

- Каким действием?

-К какому ответу пришли?

- Как вы думаете, почему со старой яблони сняли больше урожай яблок, чем с молодой яблони?

7.Решение примеров в два действия.

Стр. 172№ 826 (2 столбика).

(197 + 124) х 3 = 963

1). 197 2). 321

+124 х 3

321 963

(415 – 239) х 4 = 704

1). 415 2). 176

- 239 х 4

176 704

(213 + 146) х 2 = 718

1). 213 2). 359

+146 х 2

359 718

(804 – 697) х 8 = 856

1). 804 2). 107

- 697 х 8

107 856

(1000 – 864) х 6 = 816

1). 1000 2). 136

- 864 х 6

136 816

(106 + 129) х 4 = 940

1). 106 2). 235

+ 129 х 4

235 940

7. Индивидуальная работа со слабыми учениками.

4- 3 = 2 + 6 = 6 + 4 = 7 - 5 = 4+ 2 = 8 - 5 = 4 + 3 = 3 - 2 = 4 + 4 = 4 - 3 = 7 + 3 = 9 - 5 =

Закрепление навыков решать примеры в 2 действия со скобками, решение составной задачи на увеличение числа в несколько раз.

Счёт «цепочкой»

Дети выбирают правильный вариант ответа, комментируют свой выбор

10

2+2+2+2+2

Да. Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением:

2 х 5

Зайчата, лисята, медвежата, бельчата и бобры

Запись числа, классная работа.

Эта задача о яблонях

С молодой яблони сняли 28 кг яблок.

Со старой неизвестно, но известно, что вдвое больше.

В два раза больше.

Сколько килограммов яблок сняли с двух яблонь?

Запись краткой записи.

Нет

Мы не знаем, сколько кг яблок сняли со старой яблони.

Да

Умножением.

Потому что сказано, что со старой яблони сняли в 2 раза больше яблок

Да.

Сложением.

Решение задачи

Под счет учителя дети выполняют потягивания.

Наклоны. Повороты туловища.

Хлопки в ладоши

Движения головой.

Движения руками

Сели за парту.

Мы решали задачу о яблонях.

Сколько кг яблок сняли со старой яблони?

28 кг х 2

Сколько кг яблок сняли с двух яблонь?

28 кг + 56 кг

С двух яблонь сняли 84 килограмма яблок.

Молодая яблоня ещё не окрепла, не набралась сил. Поэтому даёт меньше урожай, чем старая.

Учащиеся II подгруппы - I столбик - по 1 ученику у доски с комментарием.

Учащиеся I подгруппы – 2 столбика самостоятельно с последующей взаимопроверкой

Письмо по образцу. Решение примеров с помощью счётного материала

Регулятивные УУД:

Развиваем умение

принимать участие в обсуждении и формулировании цели.

Личностное развитие:

развитие математических способностей

Познавательные УУД: Развиваем умение

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала;

Познавательные УУД: Развиваем умение:

1.осознанного чтения;

2.самостоятельно добывать информацию;

3. проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала;

Познавательные УУД: Развиваем умение

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение

выполнять работу в соответствии с заданным планом

Познавательные УУД: Развиваем умение

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностное развитие:

развитие логического мышления, культуры речи.

Познавательные УУД: Развиваем умение

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение: осуществлять взаимный контроль.

Личностное развитие:

развитие математических способностей

Личностное развитие:

развитие математических способностей

Заключительная часть.

1.Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

2. Домашнее задание.

I группы:

стр. 171 № 820 (2 столбика).

II группа:

стр. 171№ 820 (1 столбик).

III группа:

индивидуальное задание.

3. Оценивание.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Светофор»

4. Разгрузка.

- Урок я хочу завершить высказыванием великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова

слайд

Мы на уроке

решали примеры и задачу в два действия.

Ответы детей

Дети оценивают своё настроение и эмоциональное состояние. Комментируют свой выбор.

.

Личностное развитие:

развитие критического мышления

Литература:

М.Н. Перова, Г.М. Капустина.

Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII 

вида. М., «Просвещение», 2002

М.Н.

Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.:

Гуманит

. изд. центр ВЛАДОС, 200

1

г.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы сборник № 1 авторы: Воронкова В. В. , Перова М. Н.,

Эк

В. В. И др. Москва, Гуманитарный издательский центр «

Владос

» 2013 г.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/14/vvodnye-stihi-dlya-urokov-v

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC% %B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82&stype=image&lr=100518&source=serp&pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fsun958.userapi.com%