Учебный предмет
математика
Название программы (учебного предмета)
математика
Автор программы учебного предмета
Воронкова В. В. , Перова М. Н., Эк В. В. и др.
Тема
Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз
Класс, группа (возраст детей)
5 класс
Специфические особенности обучаемого контингента
обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
Автор:
Сушкова Татьяна
Николаевна
Учитель математики
I квалификационная категория
МОУ «Дубоссарская специальная (коррекционная) школа VIII вида»
Пояснительная записка
Тема урока: «Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз».
Цель урока: закреплять навыки решать примеры в 2 действия на сложение, вычитание и умножение трёхзначных чисел, применять математические знания при решении составной арифметической задачи на увеличение числа в несколько раз.
Задачи:
1) образовательные: развивать умение складывать, вычитать и умножать трёхзначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; отрабатывать умения анализировать и решать составные задачи.
2) коррекционно-развивающие: развивать зрительную и слуховую память, мыслительные операции на основе операций анализа и синтеза, развивать вычислительные навыки;
3) воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к обучению, самостоятельность; прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью; формировать навыки самооценки.
Актуальность темы урока обусловлена тем, что детям с интеллектуальными нарушениями характерна непрочностью сохранения и неточностью воспроизведения, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому уроки закрепления приобретённых знаний, умений и навыков очень важны.
Для реализации поставленной цели и задач на уроке использованы различные методы обучения: словесные (беседа, работа с учебником); наглядные (презентация); практические (решение примеров и задач, работа с карточками); самостоятельная работа; устная работа, письменная работа. Применяются различные ресурсы. Содержание в общем виде:
Организационная часть. Организация класса. Этап мотивации.
Основная часть. Этап целеполагания. Актуализация знаний. Этап решения новой учебной задачи
Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. Оценивание. Рефлексия. Разгрузка.
Контингент: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (12 – 13 лет).
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. Класс условно поделён на три подгруппы по возможностям обучения. Поэтому на уроке в полной мере реализуется дифференцированный и индивидуальный подход.
Автор урока
Сушкова Татьяна Николаевна
Класс
5 класс
Контингент
обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
Предмет:
математика
УМК:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, авторы: Воронкова В. В. , Перова М. Н., Эк В. В. и др. Москва, Гуманитарный издательский центр « Владос» 2013 г.; 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Тема урока:
Решение примеров в 2 действия со скобками. Задача на увеличение числа в несколько раз.
Тип урока:
Урок закрепления знаний, умений и навыков
Дидактическая цель урока:
закреплять навыки решать примеры в 2 действия на сложение, вычитание и умножение трёхзначных чисел, применять математические знания при решении составной арифметической задачи на увеличение числа в несколько раз.
Задачи:
1) образовательные: развивать умение складывать, вычитать и умножать трёхзначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; отрабатывать умения анализировать и решать составные задачи.
2) коррекционно-развивающие: развивать зрительную и слуховую память, мыслительные операции на основе операций анализа и синтеза, развивать вычислительные навыки;
3) воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к обучению, самостоятельность; прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью; формировать навыки самооценки.
Планируемый образовательный результат:
личностное развитие:
развитие логического и критического мышления, культуры речи;
развитие математических способностей
познавательные УУД:
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала; осознанного чтения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
регулятивные УУД:
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели; - выполнять работу в соответствии с заданным планом
Основные термины и понятия, закрепляемые, на уроке
Сумма, разность, произведение, увеличить вдвое, единицы, десятки, сотни.
Ресурсы
ноутбук, компьютерная презентация, мультимедиа-проектор, экран, индивидуальные карточки, круги для рефлексии.
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организацион ная часть.
Организация класса.
Этап мотивации
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
НПП.
- Какой сейчас урок?
Слайд
- А вы любите математику?
- А для чего необходимо знать математику?
- Где в жизни мы сталкиваемся с математикой?
Создание проблемной ситуации:
- А что было бы, если бы не было цифр, не было бы математики?
Так значит математика нам необходима?
Вот давайте сейчас и покажем, как вы умеете решать примеры и задачи. Я уверена, что у вас всё получится. Удачи!
Приветствие
Математика
Да
В магазине, на рынке надо уметь считать деньги.
Номера домов, машин, телефонов, цены и т.д. – это всё числа.
Трудно представить. Было бы очень сложно жить. А может быть, не было бы ничего.
Да. Математика очень нужна.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение:
1.формулировать собственное мнение и позицию
2. принимать участие в обсуждении ситуации.
Основная часть.
Этап целеполагания
Актуализация знаний
Этап решения новой учебной задачи
1.Сообщение темы урока.
Исходя из темы, давайте сформулируем цели нашего урока:
Планирование учебных действий
2.Проверка домашнего задания.
Найдите примеры с ответами: (слайд)
194, 276, 712, 550, 992, 398.
3. Устный счёт.
а). «Цепочка примеров»
3+ 2 = 5 – 1 = 4 + 8 = 12 – 6 =
= 6 + 9 = 15 – 8 = 7 х 30 = 210 : 7 = = 30 х 6 = = 180 : 2 = 90
б). Выберите правильный вариант ответа: (слайд)
6 + 8 : 2 (5+ 3) х 30 (15 – 8) х 40 48 : (11 – 5)
в). Задача в стихах.
Как-то раз в лесу густом
ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей. Сосчитайте их скорей!
2 зайчонка, 2 лисёнка,
2 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.
- Как получили такой ответ?
- А можно этот пример заменить другим?
Назовите, кого пригласил
в гости ёж.
Проверка по картинке. Слайд.
Работа в тетради.
Работа над задачей.
Стр. 172 № 825 1).
Чтение задачи, анализ данных, поиск решения.
- О чём эта задача?
- Сколько кг яблок сняли с молодой яблони?
- А сколько кг яблок сняли со старой яблони?
- Что означает: вдвое больше?
- Что необходимо узнать в задаче?
Мол. ябл. – 28 кг яблок ? ?
Ст. ябл. - ? в 2 раза >, чем
Поиск решения.
- Мы можем сразу узнать, сколько яблок сняли с двух яблонь?
- Почему?
- Мы можем узнать, сколько кг яблок сняли со старой яблони?
- Каким действием?
- Почему вы думаете, что умножением?
- После этого мы сможем узнать, сколько яблок сняли с двух яблонь?
- Каким действием?
Решение
1). Сколько килограммов яблок сняли со старой яблони?
28 кг х 2 = 56 кг яблок.
2). Сколько килограммов яблок сняли с двух яблонь?
28 кг + 56 кг = 84 кг яблок.
Ответ: с двух яблонь сняли 84 килограмма яблок.
5. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Работа по закреплению решения задачи.
О чём мы решали задачу?
Что узнавали в первом действии?
Каким образом?
Что узнавали во втором действии?
- Каким действием?
-К какому ответу пришли?
- Как вы думаете, почему со старой яблони сняли больше урожай яблок, чем с молодой яблони?
7.Решение примеров в два действия.
Стр. 172№ 826 (2 столбика).
(197 + 124) х 3 = 963
1). 197 2). 321
+124 х 3
321 963
(415 – 239) х 4 = 704
1). 415 2). 176
- 239 х 4
176 704
(213 + 146) х 2 = 718
1). 213 2). 359
+146 х 2
359 718
(804 – 697) х 8 = 856
1). 804 2). 107
- 697 х 8
107 856
(1000 – 864) х 6 = 816
1). 1000 2). 136
- 864 х 6
136 816
(106 + 129) х 4 = 940
1). 106 2). 235
+ 129 х 4
235 940
7. Индивидуальная работа со слабыми учениками.
4- 3 = 2 + 6 = 6 + 4 = 7 - 5 = 4+ 2 = 8 - 5 = 4 + 3 = 3 - 2 = 4 + 4 = 4 - 3 = 7 + 3 = 9 - 5 =
Закрепление навыков решать примеры в 2 действия со скобками, решение составной задачи на увеличение числа в несколько раз.
Счёт «цепочкой»
Дети выбирают правильный вариант ответа, комментируют свой выбор
10
2+2+2+2+2
Да. Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением:
2 х 5
Зайчата, лисята, медвежата, бельчата и бобры
Запись числа, классная работа.
Эта задача о яблонях
С молодой яблони сняли 28 кг яблок.
Со старой неизвестно, но известно, что вдвое больше.
В два раза больше.
Сколько килограммов яблок сняли с двух яблонь?
Запись краткой записи.
Нет
Мы не знаем, сколько кг яблок сняли со старой яблони.
Да
Умножением.
Потому что сказано, что со старой яблони сняли в 2 раза больше яблок
Да.
Сложением.
Решение задачи
Под счет учителя дети выполняют потягивания.
Наклоны. Повороты туловища.
Хлопки в ладоши
Движения головой.
Движения руками
Сели за парту.
Мы решали задачу о яблонях.
Сколько кг яблок сняли со старой яблони?
28 кг х 2
Сколько кг яблок сняли с двух яблонь?
28 кг + 56 кг
С двух яблонь сняли 84 килограмма яблок.
Молодая яблоня ещё не окрепла, не набралась сил. Поэтому даёт меньше урожай, чем старая.
Учащиеся II подгруппы - I столбик - по 1 ученику у доски с комментарием.
Учащиеся I подгруппы – 2 столбика самостоятельно с последующей взаимопроверкой
Письмо по образцу. Решение примеров с помощью счётного материала
Регулятивные УУД:
Развиваем умение
принимать участие в обсуждении и формулировании цели.
Личностное развитие:
развитие математических способностей
Познавательные УУД: Развиваем умение
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала;
Познавательные УУД: Развиваем умение:
1.осознанного чтения;
2.самостоятельно добывать информацию;
3. проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при переработке материала;
Познавательные УУД: Развиваем умение
оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение
выполнять работу в соответствии с заданным планом
Познавательные УУД: Развиваем умение
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностное развитие:
развитие логического мышления, культуры речи.
Познавательные УУД: Развиваем умение
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение: осуществлять взаимный контроль.
Личностное развитие:
развитие математических способностей
Личностное развитие:
развитие математических способностей
Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
2. Домашнее задание.
I группы:
стр. 171 № 820 (2 столбика).
II группа:
стр. 171№ 820 (1 столбик).
III группа:
индивидуальное задание.
3. Оценивание.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Светофор»
4. Разгрузка.
- Урок я хочу завершить высказыванием великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова
слайд
Мы на уроке
решали примеры и задачу в два действия.
Ответы детей
Дети оценивают своё настроение и эмоциональное состояние. Комментируют свой выбор.
.
Личностное развитие:
развитие критического мышления
Литература:
М.Н. Перова, Г.М. Капустина.
Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. М., «Просвещение», 2002
М.Н.
Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 200
1
г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы сборник № 1 авторы: Воронкова В. В. , Перова М. Н.,
Эк
В. В. И др. Москва, Гуманитарный издательский центр «
Владос
» 2013 г.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/14/vvodnye-stihi-dlya-urokov-v
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC% %B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82&stype=image&lr=100518&source=serp&pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fsun958.userapi.com%