Методическая разработка
урока письма в 5 классе
Подготовила: Чурсина Олеся Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
Лицея № 8 г.Буденновска Буденновского района
Ставропольского края
Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Письмо»
(Урок русского языка в 5 классе)
Урок русского языка по теме: «Письмо»
Русский язык 5 класс
Учебник: Т.А. Ладыженская. Русский язык. 5 класс
Продолжительность: 1 урок – 40 мин
Цели урока:
Образовательная. Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; с правилами заполнения конверта.
Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).
Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.
Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.
Ход урока
I.Организационный этап.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.(Учитель загадывает загадку. Слад №1)
Из-за тридевять земель
Мчит бумажный Журавель.
Мог бы он лететь и дальше,
Но нырнул в почтовый
- Правильно! Это письмо. Отгадка является темой нашего урока.
- Итак, мы начинаем урок. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока: «Письмо»
II. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. (Актуализация знаний учащихся)
Знакомство с текстом
- Ребята, вашему вниманию предлагается текст (текст из учебника представлен на доске (Слайд №2»), учебник, с. 203, упражнение 905, Слайд №2 )
Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.
I I I. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
1. Эвристическая беседа.
- Можно назвать эту запись текстом? Назовите признаки текста.
- К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?
- К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами отрывок из письма героя рассказа О.Берггольц «Лучший друг»).
- Какие особенности жанра письма вы увидели?
- Каким чувством проникнуто это письмо?
- Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?
2. Метод смысловых ассоциаций.
Письмо... Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.
(Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске)
ПИСЬМО→текст→рассказ→сообщение→информация→исповедь→известие→послание → благодарность→ общение →мысль
3. Словарно-лексическая работа.
- Ребята, как вы думаете, что такое письмо? (Ответы учащихся)
- Обратимся к Толковому словарю русского языка.
ПИСЬМО -
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
2.Умение писать.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- Что вы заметили? Однозначным или многозначным является это слово?
- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
I V. Целеполагание.
- Итак, тема нашего урока: «Письмо». А как вы думаете, что нам необходимо знать о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)
- Писать письма - большое искусство, которому надо учиться. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.
V. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран. («Стадия осмысления нового материала»)
1. Беседа «Особенности написания письма».
- Письмо. Существует ли сейчас это средство общения? В какой форме?
- А как вы думаете, есть ли правила написания письма?
Знакомство с правилами оформления письма
(Правила оформления раздаются каждому ученику)
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано. Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)
- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письма? (Ответы учащихся)
- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)
- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)
- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?
- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит? (Ответы учащихся)
- Давайте обратимся к таблице (раздаточный материал) и посмотрим, правильные ли выводы вы сделали.
2.Работа с таблицей « Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме»
Основные части письма
Содержание
Речевые формулы
Вступление
1.Приветствие
2.Обращение
3.Место написания
4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом
Здравствуйте!
Привет!
Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.
Имя и все его формы
Основная часть
Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.
Сообщение интересующей адресата информации
Рад сообщить…
Хотел бы рассказать…
Новостей немного…
Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.
Заключение
1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать.
2.Дата написания письма, подпись (имя автора).
3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме.
С уважением…
Уважающий Вас…
Всегда Ваш…
Любящий тебя…
До свидания!
До скорого свидания!
Всего доброго!
Передавай привет…
Прощай!
3. Творческое задание. (работа в группах)
- Сегодня мы будем учиться писать письма различного характера. Для этого разделимся на 2 группы. Свои письма мы отправим по назначению с почтальоном Печкиным, который дожидается наших писем.
3.1 Задание для первой группы:
Напишите благодарственное письмо учительнице.
Опорны еслова:________________________________________________
Дорогая__________________________Сердечно благодарим__________
Уважаемая____________________________________________________
Желаем_______________________________________________________
Задание для второй группы:
Напишите другу личное письмо о делах в классе.
Опорные слова:________________________________________________
Дорогой друг (имя)_____________________________________________
Хотим рассказать тебе о ________________________________________
Мы очень скучаем без тебя_____________________________________
Напиши нам о _______________________________________________
С нетерпением ждём ответа____________________________________
После окончания работы учащиеся проводят защиту групповых проектов.
3.2 Правила заполнения конверта.
-Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до адресата?
-Давайте правильно подпишем конверт.(Слайд №3)
- Писали ли вы когда-нибудь письма? Кому они были адресованы?
В течение пяти минут напишите письмо своей маме. Не забудьте про тон обращения! (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Над какой темой вы работали?
-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?
-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?
-Что ещё хотели бы узнать по теме?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
-А сейчас передайте свои письма почтальону. Он вручит их адресатам.
Современные формы общения людей.
- Во всём мире люди обмениваются информацией по телефону и пишут друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Электронная почта очень удобная. Так что лучше, простое письмо или электронная связь?
Несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма друг другу надо писать, потому что их можно хранить долго. Письма можно носить в кармане, как это делали солдаты на войне, и всегда перечитывать.
Даже почерк говорит о многом сердцу матери, тот листочек бумаги, на котором твоей рукой написано: «Здравствуй, дорогая мамочка...»
Электронные письма невозможно хранить десятилетиями, потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются. Значит, эпистолярный жанр письма надо сохранить.