Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Приокский»

Методическая разработка урока народного-сценического танца

для воспитанников среднего звена ансамбля народного танца

«Приокский Лель»

Разработчик: Тимохин А.И.-педагог высшей квалификационной категории, руководитель-балетмейстер ансамбля и студии народного танца

«Приокский Лель»

г. Рязань

2024 г.

Методическая разработка урока народно-сценического танца направлена на развитие танцевально-музыкальных способностей детей среднего школьного возраста. Она может служить основой для разработки перспективных направлений деятельности детских творческих коллективов

Содержание:

1. Пояснительная записка

2.Методическая разработка занятия

3.План урока

 4.Список литература

Пояснительная записка

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи. Народное творчество, фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.

  Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем

Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Методическая разработка урока народно-сценического танца для детей среднего школьного возраста

Методическая разработка урока народно-сценического танца представлена в виде плана-конспекта рабочего урока для учащихся среднего звена ансамбля и студии народного танца «Приокский Лель»

 Задача, стоящая сегодня перед преподавателями народно-сценического танца заключается в поиске, создании и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития танцевально-музыкальных способностей детей более продуктивно.

Развитие танцевально-музыкальных способностей на уроках народно-сценической хореографии и их влияние на творческий рост учащихся среднего школьного возраста проходит более успешно, если:

• при проведении урока соблюдаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, прослеживается логика подачи материала и умение организовать работу всех учащихся;

преподаватель сам является творческой личностью, умеет использовать разнообразные методы и приёмы, как инструментарий развития творческой активности своих учеников;

•учащиеся среднего школьного возраста приобретают опыт самостоятельной разнообразной хореографической деятельности;

•деятельность преподавателя основывается на уважении и понимании учащихся, стремлении следовать природе ребенка, обеспечивая их свободное развитие, поощряя желание быть самостоятельными, ответственными людьми;

• на уроке народно-сценического танца созданы условия для обогащения информационной и познавательно-развивающей среды учащихся с максимальным использованием технических средств обучения;

•выстраивание педагогического процесса, как возможности взаимодействия индивидуального - уникального учителя и индивидуального - уникального ученика.

План-конспект урока народно-сценического танца

Тема урока: Дробные выстукивания в русском характере.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: коллективная практическая работа.

Цель:

1.Развитие танцевально-музыкальных, исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретённого ими комплекса знаний танцев разных народностей;

2.Совершенствование навыков по усвоению дробных комбинаций в характере русского танца.

Задачи:

Обучающие:

        повторить и закрепить ранее усвоенные движения разных национальностей в экзерсисе у станка и в танцевальных композициях на середине;

        учить применять знания на практике, составляя дробные комбинации на ранее изученном материале;

        совершенствовать исполнение национальных танцев: русского, украинского, итальянского, татарского, передавая характерные особенности соответствующего народного танца.

Развивающие:

      развивать хореографическую память, музыкальность, ритмичность, артистизм и эмоциональную отзывчивость;

       формировать выразительную и точную передачу национального характера, манеру и стиль исполнения танцевальных движений;

       развивать физические данные: выворотность, гибкость, координацию движений, устойчивость, выносливость.

Воспитывающие:

       воспитывать устойчивый интерес к предмету народно-сценический танец;

       повышать исполнительский уровень, умение работать в ансамбле.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, эвристический (создание проблемной ситуации), репродуктивный.

Средства обучения: баян, музыкальный центр, бубны, платочки.

 

Часть

урока

Содержание урока

Время

Вводная

Вход в класс и поклон в характере русского танца.

Объявление темы и цели урока.

 

5 мин.

Основная

Упражнения у станка:

20 мин.

1.Приседания в характере белорусского танца.

Музыкальный материал: «Перепёлочка» - белорусская народная песня.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 32 такта.

Выполняется по I-й прямой и открытой, 2-й, 5-й, 4-й позициям ног с подъёмом на полупальцы, перегибом корпуса вперёд и назад, с поворотом коленей.

2. Упражнения на развитие подвижности стопы (battement tendu) в характере русского танца.

Музыкальный материал: Полянка.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 16 тактов.

Перевод ноги с носка на пятку, с поворотом и с полуприседанием в момент выставления ноги на каблук, demi rond, двойная дробь с поворотом.

3. Маленькие броски (jete) в характере белорусского танца.

Музыкальный материал: белорусская полька.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 24 такта.

Маленькие броски основной вид, сквозные броски, тройные соскоки по I прямой позиции.

4. Круговые движения ногой по полу в характере греческого танца.

Музыкальный материал: «Сиртаки» М. Теодоракис.

Музыкальный размер 4/4.

Движение занимает 10 тактов.

Круговые движения по полу носком: основной вид, с полуприседанием и поворотом пятки опорной ноги. Круговые движения стопой. «Восьмёрка» с полуприседаниями на опорной ноге.

5. Каблучное упражнение в характере грузинского танца.

Музыкальный материал: грузинский народный танец.

Музыкальный размер 4/4.

Движение занимает 12 тактов.

По V позиции: основной вид, с попеременными ударами каблуками в пол, с разворотом опорной ноги. Releve с акцентом вверх. Поза attitude.

6.Развороты ноги в характере восточного танца.

Музыкальный материал: «Половецкие пляски» А.Бородин.

Музыкальный размер 4/4.

Движение занимает 16 тактов.

Низкие развороты: основной вид, с rond de jambe, наклоном и перегибами корпуса.

7. Флик-фляк в характере белорусского танца.

Музыкальный материал: «Крыжачок» белорусский народный танец.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 12 тактов.

Основной вид, jete pique, с соскоком в V позицию на полупальцы, прыжки по I прямой позиции.

8. Дробные выстукивания в характере татарского танца.

Музыкальный материал: татарская народная мелодия.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 32 такта.

Выстукивания по I прямой позиции всей ступнёй, каблуком, каблуком и полупальцами.

9. Подготовка к верёвочке в характере украинского танца.

Музыкальный материал: «Гопак».

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 32 такта.

Основной вид с подъёмом на полупальцы, с поворотом согнутой в колене ноги к станку и от станка, с двойным ударом полупальцами, «косынка».

10. Зигзаги в характере русского танца.

Музыкальный материал: «Жила-была бабка» русская народная песня.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 16 тактов.

Одинарный зигзаг на прямых ногах, одинарный зигзаг с полуприседанием, «ёлочка».

11. Адажио в характере эстонского танца.

Музыкальный материал: эстонский вальс.

Музыкальный размер 3/4.

Движение занимает 32 такта.

battement releve lent в сочетании с battement tendu и pas balance, battement developpe с полуприседанием на опорной ноге.

12. Большие броски в характере венгерского танца.

Музыкальный материал: Брамс венгерский танец №5.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 16 тактов.

Большие броски (grand battement) с ударом полупальцами опорной ноги и наклонами корпуса, grand battement balancoire, grand battement в сочетании с опусканием на колено.

Упражнения на середине зала: 20 мин. 1.Учебная комбинация на основе материала русского лирического танца: шаги с port de bras, припадание, дробь «трилистник», вращение.

2.«Верёвочка»: на всей стопе, на полупальцах, двойная с перескоком, двойная с выносом ноги на каблук, двойная с большим броском ноги в сторону.

3.«Моталочки»: моталочка накрест, ход с каблука, моталочка с разворотом колена.

4.Дробная комбинация «Порушка-Пораня»: переменный ход на полупальцах с «поджаткой», двойная дробь с синкопой, переменный ход с каблука, дробь с разворотом и большим броском.

Дробная комбинация «Ой, вставала я ранёшенька»: дробь синкопированная с поперечной моталочкой и продвижением вперёд, дробь с акцентом, дробь синкопированная с поперечной моталочкой и движением назад, соскок в I прямой позиции - синкопированный ритм.

Дробная комбинация по диагонали: двойная дробь с переступаниями, дробь «ключ».

Дробная комбинация с тройными перетопами: с тройными перетопами, удар стопой в невыворотной позиции, прыжки с «поджаткой» и разворотом корпуса, «ключ», соскок в I прямую позицию, удары каблуками – синкопированный ритм.

Дробные комбинации на ранее изученном материале (самостоятельная работа).

Метод «проблемная ситуация» - класс делится на две подгруппы, каждая сочиняет свой вариант дробной комбинации, используя предложенный лексический материал. По итогам проводится сравнительный анализ, рефлексия.

5.Вращения по диагонали и по кругу: на полупальцах, «блинчик», на подскоках, с «ковырялочкой», «бегунок».

Вращение на середине «обертас».

Этюды: 40 мин.

Русская пляска «Топотуха»

Украинский лирический

Итальянская «Тарантелла»

Татарский танец

Заключительная часть урока:

Построение, итоги урока.

Поклон.

Формирование и развитие способностей детей происходит комплексно, каждое упражнение или учебная комбинация направлена на развитие нескольких способностей одновременно. И, тем не менее, одна или две способности выделяются наиболее ярко. Выявим эффективность развития танцевально-музыкальных способностей учащихся среднего школьного возраста с помощью представленной методической разработки урока народно-сценического танца.

Упражнения у станка.

1.Маленькие броски в характере белорусского танца.

Развитие способности: двигательная память, музыкальный слух.

2. Дробные выстукивания в характере татарского танца.

Развитие способности: чувство ритма, музыкальная память.

3.Подготовка к верёвочке в характере украинского танца.

Развитие способности: координация движений, мышечная сила, выносливость.

Упражнения на середине зала.

1. Учебная комбинация русского лирического танца.

Развитие способности: творческие способности (способность к воплощению музыкального образа в танце).

2. Дробная комбинация «Порушка-Пораня».

Развитие способности: музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его, мышечная сила.

3. Дробная комбинация в русском характере.

Развитие способности: скоростно-силовые качества, координация.

Танцевальные этюды.

1.Украинский лирический танец.

Развитие способности: репродуктивные способности – способность к воспроизведению техники танцевального стиля женского украинского танца.

гибкость, пластика.

2. Русская пляска «Топотуха».

Развитие способности: творческие способности (мастерство и виртуозность танцора), чувство ритма.

Данная методическая разработка урока народно-сценического танца направлена на развитие танцевально-музыкальных способностей детей среднего школьного возраста. Настоящая методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, клубными работниками и руководителями хореографических коллективов для обучения школьников народно-сценическому танцу.

Список литературы:

1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

2. Иноземцева Г. Народный танец. М.. "Знание", 1971.

3. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

4. Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.

5. Ткаченко Т. Народный танец. М. "Искусство", 1967.

6. Ткаченко Т. Народные танцы. М., "Искусство", 1975.

7. Устинова Т. Русский народный танец. М.. "Искусство". 1976.