Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: Наша дружная семья.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении понятий: «семья», «признаки дружной семьи», «культура общения».
Задачи:
Ознакомить с понятиями «семья»,
«признаки дружной семьи»,
«культура о
бщения»
.
Способствовать формированию у
обучающихся
стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее.
Развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
Воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.
Планируемые результаты
Предметные:
Определять смысл понятий «семья»,
«признаки дружной семьи»,
«культура о
бщения»
.
Характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения.
Соотносить нормы культурного общения в семье и
вне
ее
.
Метапредметные:
Регулятивные: контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.
Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес.
Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.
Личностные: сохранять учебную мотивацию, готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.
Технология: развивающее обучение с использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии.
Метод: объяснительно-иллюстративный, нетрадиционное начало урока, презентация учебного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс; рабочая тетрадь №2 к учебнику; компьютер, проектор, презентация «Наша дружная семья», раздаточный материал (карточки для парной работы)
ХОД УРОКА
№
п/п
Наименование этапа урока, цель.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Здравствуйте, ребята!
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
-Улыбнитесь ребята, улыбнитесь мне, повернитесь и улыбнитесь соседу по парте. От улыбки становится всем светлее. Пусть ваше настроение будет солнечным и останется таким до конца нашего урока.
Проверка готовности к уроку.
Они улыбаются.
Личностные: установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
2
Самоопределение к деятельности
Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.
А сейчас, ребята посмотрите на экран.
Что вы видите?
Мысленно загляните в окошко домика и послушайте стихотворение:
У меня есть мама!
У меня есть папа!
У меня есть бабушка!
У меня есть дедушка!
А у них есть я!
К
ого вы там смогли увидеть?
- Как одним словом можно назвать этих людей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка? (Семья)
Почему вы так решили?
Теперь р
азгадайте
ребус
и вы узнаете тему нашего урока.
7я
На экране рисунок дома.
Домик.
Родителей, детей, семью.
В доме обычно проживают семьи.
Мы будем изучать тему «семья».
Регулятивные: установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию Коммуникативные: учебное сотрудничество.
3
Сообщение темы, цели и задач урока
Цель: ознакомление обучающихся с тематикой раздела, его целью и задачами.
-Какую цель поставим перед собой?
Какие цели и задачи стоят пере
д нами? Откройте учебник
на
с.42
Переверните страницу и прочитайте цель нашего урока.
-Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, что такое семья, какой должна быть семья и что такое культура общения?
-Узнаем, что такое семья, семейные традиции; правильно вести себя с близкими людьми.
Обучающиеся читают задачи урока на с. 42.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
4
Открытие нового знания с включением его в систему знаний.
Цель: раскрытие понятия «культура общения», «имя», «традиции»; воспитание ценностного отношения к семье.
1. СЕМЬЯ.
-Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?(слайд 2)
-Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я» - это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз и характером.
- Кто знает, почему именно 7? а не 5или 6?
Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.
-Раньше семья состояла из 6-7 человек, а не из 3-4.
Но и сейчас есть очень большие семьи.
- Что такое семья?
Семья – это группа близких родственников, которые живут вместе.
Семья – мама, папа, дети
Познавательные : расширение познавательного интереса через элемент изюминки - загадки
2. ВИДЫ СЕМЬИ.
-Ребята, семья бывает только у людей?
-Семья есть у птиц, животных, у людей и других представителей природы.
А как вы думаете вас
можно назвать семьей?
Правильно, ваш класс – это тоже одна большая семья.
А кто о вас заботится в школе как о своих детях? Кто вам помогает на уроках?
Совершенно верно. Учитель - ваша вторая мама. Вы должны уважать учителя, как свою маму.
-Давайте мы с вами вырастим семейное могущее дерево нашей семьи - нашего класса.
-Это дерево называется -Родословное дерево.
Можно вас назвать дружной семьей? Почему?
Нет.
Да
Наши учителя.
Помогаем друг другу. Учимся, играем вместе.
Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.
Познавательные: сохранение познавательного интереса, через постановку проблемного вопроса.
Коммуникативные: использование норм речевого этикета, умение высказывать свое мнение.
3. ПРИЗНАКИ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ
Какую семью можно назвать дружной?
Сейчас я вам раздам карточки. Здесь перечислено как ведут себя члены семьи. Давайте выберем те строчки, которые относятся к дружной семье и закрасьте красным цветом те строчки.
Хорошо.
-Давайте проверим все ли правильно вы выбрали.
Правильный ответ на экране.
Парная работа по карточкам. Закрашивают строчки характеризующие дружную семью.
Да.
Взаимопроверка. Сверка эталоном.
Физминутка
Цель: сохранение работоспособности обучающихся, через применение здоровьесберегающих технологий.
1.КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
-Какое настроение у членов семьи ?
-Как вы поняли, что у них хорошее настроение?
Можно называть эту семью дружной? Почему?
Как общаются в семье Нади и Сережи?
Наши герои вежливые, внимательные и заботливые. В любой семье родные люди заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.
Ваши родители заботятся о вас
?
А чем дети могут помочь своим родителям?
Откройте рабочие тетради на с. 24. №2.
- А как вы должны общаться между собой?
А вы знаете, что такое культура общения?
Культура общения - доброе и уважительное отношение, вежливая речь, культурное поведение.
-Если в семье все понимают, уважают друг друга, то у них получится дружная семья.
Они улыбаются.
Папа читает книгу вместе с Надей.
Мама помогает Сереже найти на глобусе города.
Работа в рабочей тетради на с. 24 №2.
(самостоятельная работа)
Быть ласковыми друг другу, добрыми, вежливыми, культурными.
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.
Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам нравственного поведения, принятие уважительного отношения к родным людям
С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ — ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник день семьи проходит в летом, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка - это символ любви.
-Ещё Правительство нашей республик уделяет особое внимание многодетным и молодым семьям. Например реализуется губернаторский проект "Кыштаг для молодой семьи". Эти семьи получают 200 голов овец.
3. ТРАДИЦИИ (если время останется)
В каждой семье есть свои традиции.
А что такое традиции?
Традиции – это то, что передается от старших к младшим. В каждой семье есть свои особые традиции.
Что может относиться к семейным традициям?
-Теперь, накройте фишками те фотографии, которые бывают и в твоей семье.
-Что вы делаете вместе, какие традиции в ваших семьях, расскажите нам.
Совместные покупки, прогулки и походы в лес, семейное чтение, отмечание дни рождения, семейные обеды по выходным и т.д.
Личностные: принятие культурного наследия своей семьи.
Закрепление нового знания. Проектная творческая деятельность.
Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.
Работа в группах «ДОМ СВОЕЙ МЕЧТЫ»
-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты».
-У вас на партах лежат шаблоны. Постройте из них дом для дружной семьи.
-А теперь взяли лепестки ромашек и написать какие вам слова нужны для дружной семьи? Какое слово ассоциируется с семьёй.
-Молодцы.
Обучающиеся работают в группах, выполняя творческое задание.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками.
Рефлексия
Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.
Мне очень понравилось общаться с вами.
А вам?
Какое у вас настроение?
-Ну, теперь давайте посадим цветы у нашего дома. У вас на столах лежат ромашки. Как вы думаете почему именно эти цветы?
-Если вам все понравилось и вы довольны своей работой, взяли ромашки и покрасим сердцевину желтым карандашом, приклеим (зелёная - если было интересно, но испытывал затруднения; красная - если на уроке было скучно и неинтересно)
-Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилось?
Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор»
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные:
умение оценивать себя и окружающих.
Домашнее задание
Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.
Какое задание вам в силу, выберите и записываем одно из них.
1.Напишите добрые слова о каждом родном вам человеке.
2.Найти пословицы о семье.
3.Нарисовать такое дерево, приклейте фотографии своих близких и напишите под ними полное имя родственников.
Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.
Итог урока
Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.
Скажите, что же такое семья?
Как нужно относиться к своим родным и близким людям?
Какую семью мы назовем дружной?
- Жела
ю
, чтобы у всех были добрые сердца, вы всегда любили друг друга, были дружными.
Я желаю вам отличных успехов в учебе.
Спасибо за работу. До свидания!
Ответы обучающихся.
Познавательные:
умение выделять главное, обосновывать свой ответ.
Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.