Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Наша дружная семья.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении понятий: «семья», «признаки дружной семьи», «культура общения».

Задачи:

Ознакомить с понятиями «семья»,

«признаки дружной семьи»,

«культура о

бщения»

.

Способствовать формированию у

обучающихся

стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее.

Развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

Воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.

Планируемые результаты

Предметные:

Определять смысл понятий «семья»,

«признаки дружной семьи»,

«культура о

бщения»

.

Характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения.

Соотносить нормы культурного общения в семье и

вне

ее

.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные: сохранять учебную мотивацию, готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Технология: развивающее обучение с использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии.

Метод: объяснительно-иллюстративный, нетрадиционное начало урока, презентация учебного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс; рабочая тетрадь №2 к учебнику; компьютер, проектор, презентация «Наша дружная семья», раздаточный материал (карточки для парной работы)

ХОД УРОКА

п/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Здравствуйте, ребята!

«Встали ровненько, красиво!

Посмотрю - ка я на вас!

Ах, какой хороший класс!

Я желаю вам удачи!

За работу - в добрый час!»

-Улыбнитесь ребята, улыбнитесь мне, повернитесь и улыбнитесь соседу по парте. От улыбки становится всем светлее. Пусть ваше настроение будет солнечным и останется таким до конца нашего урока.

Проверка готовности к уроку.

Они улыбаются.

Личностные: установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2

Самоопределение к деятельности

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

А сейчас, ребята посмотрите на экран.

Что вы видите?

Мысленно загляните в окошко домика и послушайте стихотворение:

У меня есть мама!

У меня есть папа!

У меня есть бабушка!

У меня есть дедушка!

А у них есть я!

К

ого вы там смогли увидеть?

- Как одним словом можно назвать этих людей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка? (Семья)

Почему вы так решили?

Теперь р

азгадайте

ребус

и вы узнаете тему нашего урока.

7я

На экране рисунок дома.

Домик.

Родителей, детей, семью.

В доме обычно проживают семьи.

Мы будем изучать тему «семья».

Регулятивные: установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию Коммуникативные: учебное сотрудничество.

3

Сообщение темы, цели и задач урока

Цель: ознакомление обучающихся с тематикой раздела, его целью и задачами.

-Какую цель поставим перед собой?

Какие цели и задачи стоят пере

д нами? Откройте учебник

на

с.42

Переверните страницу и прочитайте цель нашего урока.

-Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос, что такое семья, какой должна быть семья и что такое культура общения?

-Узнаем, что такое семья, семейные традиции; правильно вести себя с близкими людьми.

Обучающиеся читают задачи урока на с. 42.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

4

Открытие нового знания с включением его в систему знаний.

Цель: раскрытие понятия «культура общения», «имя», «традиции»; воспитание ценностного отношения к семье.

1. СЕМЬЯ.

-Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?(слайд 2)

-Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я» - это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз и характером.

- Кто знает, почему именно 7? а не 5или 6?

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

-Раньше семья состояла из 6-7 человек, а не из 3-4.

Но и сейчас есть очень большие семьи.

- Что такое семья?

Семья – это группа близких родственников, которые живут вместе.

Семья – мама, папа, дети

Познавательные : расширение познавательного интереса через элемент изюминки - загадки

2. ВИДЫ СЕМЬИ.

-Ребята, семья бывает только у людей?

-Семья есть у птиц, животных, у людей и других представителей природы.

А как вы думаете вас

можно назвать семьей?

Правильно, ваш класс – это тоже одна большая семья.

А кто о вас заботится в школе как о своих детях? Кто вам помогает на уроках?

Совершенно верно. Учитель - ваша вторая мама. Вы должны уважать учителя, как свою маму.

-Давайте мы с вами вырастим семейное могущее дерево нашей семьи - нашего класса.

-Это дерево называется одословное дерево.

Можно вас назвать дружной семьей? Почему?

Нет.

Да

Наши учителя.

Помогаем друг другу. Учимся, играем вместе.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные: сохранение познавательного интереса, через постановку проблемного вопроса.

Коммуникативные: использование норм речевого этикета, умение высказывать свое мнение.

3. ПРИЗНАКИ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ

Какую семью можно назвать дружной?

Сейчас я вам раздам карточки. Здесь перечислено как ведут себя члены семьи. Давайте выберем те строчки, которые относятся к дружной семье и закрасьте красным цветом те строчки.

Хорошо.

авайте проверим все ли правильно вы выбрали.

Правильный ответ на экране.

Парная работа по карточкам. Закрашивают строчки характеризующие дружную семью.

Да.

Взаимопроверка. Сверка эталоном.

Физминутка

Цель: сохранение работоспособности обучающихся, через применение здоровьесберегающих технологий.

1.КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

-Какое настроение у членов семьи ?

-Как вы поняли, что у них хорошее настроение?

Можно называть эту семью дружной? Почему?

Как общаются в семье Нади и Сережи?

Наши герои вежливые, внимательные и заботливые. В любой семье родные люди заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.

Ваши родители заботятся о вас

?

А чем дети могут помочь своим родителям?

Откройте рабочие тетради на с. 24. №2.

- А как вы должны общаться между собой?

А вы знаете, что такое культура общения?

Культура общения - доброе и уважительное отношение, вежливая речь, культурное поведение.

-Если в семье все понимают, уважают друг друга, то у них получится дружная семья.

Они улыбаются.

Папа читает книгу вместе с Надей.

Мама помогает Сереже найти на глобусе города.

Работа в рабочей тетради на с. 24 №2.

(самостоятельная работа)

Быть ласковыми друг другу, добрыми, вежливыми, культурными.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам нравственного поведения, принятие уважительного отношения к родным людям

С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности.  У праздника есть и свой официальный символ — ромашка.  Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник день семьи проходит в летом, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка - это символ любви.

-Ещё Правительство нашей республик уделяет особое внимание многодетным и молодым семьям. Например реализуется губернаторский проект "Кыштаг для молодой семьи". Эти семьи получают 200 голов овец.

3. ТРАДИЦИИ (если время останется)

В каждой семье есть свои традиции.

А что такое традиции?

Традиции – это то, что передается от старших к младшим. В каждой семье есть свои особые традиции.

Что может относиться к семейным традициям?

-Теперь, накройте фишками те фотографии, которые бывают и в твоей семье.

-Что вы делаете вместе, какие традиции в ваших семьях, расскажите нам.

Совместные покупки, прогулки и походы в лес, семейное чтение, отмечание дни рождения, семейные обеды по выходным и т.д.

Личностные: принятие культурного наследия своей семьи.

Закрепление нового знания. Проектная творческая деятельность. 

Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.

Работа в группах «ДОМ СВОЕЙ МЕЧТЫ»

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты».

-У вас на партах лежат шаблоны. Постройте из них дом для дружной семьи.

-А теперь взяли лепестки ромашек и написать какие вам слова нужны для дружной семьи? Какое слово ассоциируется с семьёй.

-Молодцы.

Обучающиеся работают в группах, выполняя творческое задание.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками.

Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

Мне очень понравилось общаться с вами.

А вам?

Какое у вас настроение?

-Ну, теперь давайте посадим цветы у нашего дома. У вас на столах лежат ромашки. Как вы думаете почему именно эти цветы?

-Если вам все понравилось и вы довольны своей работой, взяли ромашки и покрасим сердцевину желтым карандашом, приклеим (зелёная - если было интересно, но испытывал затруднения; красная - если на уроке было скучно и неинтересно)

-Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилось?

Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор»

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение оценивать себя и окружающих.

Домашнее задание

Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.

Какое задание вам в силу, выберите и записываем одно из них.

1.Напишите добрые слова о каждом родном вам человеке.

2.Найти пословицы о семье.

3.Нарисовать такое дерево, приклейте фотографии своих близких и напишите под ними полное имя родственников.

Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.

Итог урока

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Скажите, что же такое семья?

Как нужно относиться к своим родным и близким людям?

Какую семью мы назовем дружной?

- Жела

ю

, чтобы у всех были добрые сердца, вы всегда любили друг друга, были дружными.

Я желаю вам отличных успехов в учебе.

Спасибо за работу. До свидания!

Ответы обучающихся.

Познавательные:

умение выделять главное, обосновывать свой ответ.

Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.