Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Изминская средняя общеобразовательная школа

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка урока

по изобразительному искусству

для 3 класса

«Карнавальные маски»

Рамазанова Эльмира Хамитовна

Учитель начальных классов I квалификационной категории

Тема: Карнавальные маски

Цель урока

Сформировать представление о назначении маски  и технологии  изготовления маски 

Задачи:

Дать учащимся представление о театральной, карнавальной, обрядовой маске, существующей в разных странах. 

Развивать потребность детей в творчестве.

Развивать эмоционально-целостное отношение к искусству.

Создать условия для творческого самовыражения в создании карнавальной маски.

 

Осуществлять

межпредметные

связи (

изо

, технология, чтение).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;

познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Оснащение урока:

различные варианты масок;

слайды, фотографии масок;

работы учащихся;

Ход урока

Организационный момент.

Мы будем на уроке думать?

А может, будем спать?

Мы будем рисовать?

А в облаках летать?

Друг другу помогать?

Ребята, глазами нужно проверить,   все  ли готово у вас к уроку: альбомы, краски, баночки с водой, кисточки, ножницы, цветная бумага.

2 .Самоопределение к деятельности

Ребята, какой  самый веселый праздник зимой?

 Новый Год, Рождество!

 Сверкание елочных огней и фейерверков!

Круговорот масок и плащей, зверюшек и сказочных персонажей! Карнавал!

  Посмотрим какими красивыми и нарядными вы были на празднике.(слайды)

 Я загадаю загадку и вы сразу догадаетесь какая тема нашего урока.

Наденешь её - и тебя не узнать, 
Ты - рыцарь, волшебник, ковбой... 
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. 
А снимешь - вновь станешь собой. 

-Да,маскаегодня мы создадим Карнавальные новогодние маски.

3.Создание проблемной ситуации

- Что такое маска?

-Какие знания нам потребуются чтобы создать маску?

-Как передать настроение героя?

- Можем ли мы создать маску?

- Значит, нам необходимо научиться видеть разные выражения лица и передать их в эскизе маски.

(на доске открыть «УЧИСЬ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА»)

4. Постановка учебной задачи

Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или пиратом, то феей-колдуньей или принцессой С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

5.Изучение нового материала

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

 Потом маски стали надевать на разных праздниках карнавалах. Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире.

Карнавал (францcarnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

В России тоже были праздничные игры с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.

В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Здесь вы видите примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами. 

Маска выражает характер персонажа. 

Обратите внимание, как меняется выразительность маски от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови или нос.  Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

- Сравним (смайлики на доске)

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)
В театре артисты, стремясь изменить свое лицо, часто наклеивают бороду или усы.

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы  масок своего костюма в котором вы хотели бы прийти на новогодний карнавал. Самые простые маски можно сделать из бумаги и картона. Носы и брови можно нарисовать. Укрась маску самыми разными материалами, а для причесок, усов и бороды используй цветную бумагу.

6. Физминутка «Мимика лица». 

Что бы маску изготовить,

Себя нам надо подготовить.

Физминутку проведем

И немного отдохнем.

Встали, плечи опустили,

Грусть – печаль изобразили.

Развели подальше руки, 
Не будем умирать от скуки.

Радость на лице у вас –

Покажите мне сейчас!

Если чем-то удивились,

То в лице вы изменились.

Руки кверху поднимите –

Удивленье покажите.

Рассердились вы на что-то

Сделайте мне три притопа.

Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!

Если хитрый весельчак,

Сделает он просто так:

Подмигнули, улыбнулись.

И на место все вернулись.

- Что происходило с нашими лицами во время физминутки?

6. Практическая работа

Правила работы с ножницами

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.    

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

А сейчас вы должны дорисовать эскизы этих масок

Сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют эскизы масок. Учитель,если надо помогает.)

Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску применяя, имеющиеся у вас, материалы по следующему плану:
1. Придумать образ (название маски).
2. Выбрать тип маски - плоская, объёмная, полумаска (возможно выполнение эскизных вариантов маски).
3. Выполнение маски карандашом.
4. Работа цветом .
5. Декорирование.
6. Оформление. 
7. Выставка всех работ. 

7. Игра “Маска кто ты?”

(По окончании урока проводится игра “Маска, кто ты?”, выставка готовых работ учащихся)

8. Рефлексия.

Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)

Сегодня на уроке я узнал

:(

какие бывают маски,

с помощью чего достигается выразительность… и т.д. )

Что вызвало у вас трудности?

Ребята, вы довольны результатом своего труда? 

Что получилось лучше всего?

9.Подведение итогов.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.