Открытый урок по окружающему миру 2 А составила учитель
начальных классов Халитова И.Н. МОАУ СОШ №48
ТЕМА УРОКА: «Красная книга» 2 класс
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ: сформировать понятие «Красная книга» и умение определять причины её возникновения, вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Оренбургской области.
Задачи направленные на формирование предметных УУД:
н
аучить называть цвета страниц Красной книги
н
аучить называть представителей растительного и ж
ивотного мира
Оренбургской области.
Задачи направленные на формирование личностных ууд:
воспитывать бережное отношение к окружающей природе
Задачи направленные на формирование метапредметных ууд:
познавательные –
учить интерпретировать текст;
классифицировать полученную информацию о представителях животного и растительного мира по тексту;
коммуникативные
–
учить строить монологическое высказывание;
учить диалогу со сверстниками в групповой работе;
учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
регулятивные – учить ставить цель;
составлять план действий и выполнять его удобным способом;
Форма познавательной деятельности учащихся: работа в группах
Методы: проектный.
Вид проекта: информационный поисковый мини – проект (предполагает сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления)
Материально – техническое обеспечение.
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», учебник 3 класс, Ч.1
Ю.Г.Арзанов и др.
«Красная книга
Оренбургская
области»
Демонстрационно-иллюстративный материал «Животные и растения «Красной книги
О
ренбургской
области»
Презентация «Красная книга
Оренбургская
области»
Мультимедийное оборудование
Рисунки об охране природы, поделки по теме
Продукт проектной деятельности: макет «Красная книга Оренбургская области».
Ход занятия.
I. Организационный момент. (тихо включены звуки леса)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь
II. Актуализация знаний.
- Ребята, прислушайтесь на минутку. Что за звуки вы слышите?
- Звуки птиц, зверей, насекомых…(видео)
- Да, это звуки природы. Посмотрите, как многообразен и прекрасен этот мир. Только бы любоваться и восхищаться его красотой.
- Но не всегда так бывает, бывает и по другому. Внимание на экран.(продолжение видео)
- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели заключительную часть видео ролика?
(Беда, Грусть, печаль, жалко животных, страх за природу, природа в опасности,)
III. Постановка проблемы
- А кто может назвать причины такой беды с животными и растениями?
- (Браконьерство, уничтожение насекомых, вылавливание рыб сетями, загрязнение водоемов и т.д. Вырубка лесов, осушение болот.Разведение костров. Засорение окружающей среды. Охота на животных. Глобальное изменение климата. Сбор и вытаптывание растений.)
- Правильно, ребята, это массовое истребление уничтожение животных, для удовольствия и наживы.
- Вырубка лесов, распахивание лесных участков, загрязнение и осушение водоёмов. Кто этим занимается?
- А это бесхозяйственная деятельность человека.
- Свалка мусора, дым выхлопных газов. Как это грозит природе?
- Это грозит бедой для природы, экологическая катастрофа, это загрязнение воздуха, окружающей среды.
– Кто же виноват в том, что животным и растениям так плохо.
- Человек.
- А кто поможет этим несчастным жителям природы? - Человек, мы, взрослые, А вы можете помочь? Как?
Вы думаете, что красота природы зависит от человека? Но всегда ли человек помогает природе? (Детские ответы).
Но мы прочно связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц - насекомые съедят всю зелень - люди не смогут есть фрукты и овощи. Так всегда бывает в природе: один пропал, другой заболел, а третий умер.
ТЕМА УРОКА
- Да, ребята, именно человек должен остановиться, не причинять вред природе, задуматься о своих поступках и помочь погибающему миру живой природы. Среди разнообразия всех животных и растений, есть такие, которым нужна экстренная срочная помощь.
III. Самоопределение к деятельности.
(Показываю слайды с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан,
зебра квагга, странствующие голуби, дронт.) (Слайд 4, 5, 6)
- Ребята, посмотрите на слайды. Прочитайте названия этих животных? Знаете ли вы об этих животных, видели ли их в зоопарке? (Ответы детей НЕТ)
- К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли.
- А откуда мы можем узнать, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи?
- Из Красной книги. А что это за крс К
Как вы думаете, какая сегодня тему нашего занятия?
- Тема занятия Красная Книга (На доске запись темы урока.)
Что бы узнать о ней подробнее давайте прочитаем в учебнике на стр.,88
(дети работают с учебником, находят нужную информацию)
Итак, что же такое Красная книга
- Книга, в которой записаны все редкие и нуждающиеся в помощи и сохранении виды животных и растений.
Так выглядит Красная книга России (Показ). Она сообщает, какие виды животных и растений находятся в опасности. Призывает к изучению этих видов. Предупреждает об исчезновении этих видов. Консультирует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства использования страницы книги раскрашены.
- Ребята, что бы вы хотели узнать о Красной книге.?
- Почему книга названа красной?
- Какие животные записаны в Красную книгу.?
- Какие растения записаны в Красную книгу?
- Когда появилась Красная книга?
1.Знакомство с Красной книгой.
- Красная книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный.
- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)
Где мы встречаемся с красным цветом, который нас предупреждает об опасности?
- Правильно. Он, как ( красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
- А знаете ли вы, что в красной книге, необычные страницы? А хотите узнать, что в них необычного? (ДА!)
- Посмотрите, ребята, сколько, много вопросов вы задали?
- Какая же цель нашего занятия?
- Ответить на эти вопросы.
- То есть, мы с вами проведём исследование структуры Красной книги.
И попробуем создать все вместе мини – проект по теме нашего занятия.
На вопрос, почему книга красная, мы ответили уже.
- А на следующий вопрос: «Как создавалась Красная книга?» - обратимся к истории.
К этому уроку каждая группа получила задание подобрать исторический материал про красную книгу. Послушаем, что вы нам расскажете.
1 группа - Самая первая книга была выпущена в 1963 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охрана в заповедниках, забота об их размножении.
2 группа: Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги.
3 группа: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.
4 группа: Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное - что надо сделать, чтобы уберечь от их вымирания.
5 группа: Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России.
- Скажите откуда вы взяли данную информацию? (книги о природе, энциклопедии, интернет)
- А сейчас давайте прочитаем, какие растения занесены в Красной книге и почему их надо беречь? (Дети читаю материал в уч. С. 88.)
- Почему эти растения занесены в к.к.? (Потому что они стали редкостью и исчезают с нашей планете) Ответы детей сопровождаются слайдами.
- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу (Слайд14).
АволксВтигруйфрвжЗгепардМдельфин
ЛошадьТуморжоаСлеопарднелз
зубрИжуравльми жук
Далее учитель демонстрирует на экране животных, которых нашли учащиеся и уточняет их названия: амурский тигр (Слайд15), красный волк (Слайд 16), лошадь Пржевальского (Слайд 17), морж атлантический (Слайд 18), беломордый дельфин (Слайд 19), азиатский гепард (Слайд 20), дальневосточный леопард (Слайд 21), зубр (Слайд 22).
-Каких из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника? (Зубр, белый журавль, дровосек реликтовый)
Прочитайте информацию об этом животном
Расскажите, что интересного узнали? (Что эти животные тоже занесены в К.К. и их надо сохранять и беречь)
- А теперь давайте узнаем, какие страницы есть в Красной книге
(Каждая группа подготовила ответ. И свои ответы вы продемонстрируете на экране).
На
чёрных
страницах находятся
исчезнувшие виды,
которых мы больше не увидим.
На
красных
страницах записаны
исчезающие
виды
растени
й
и животных
,
которых мало, но ещё можно встретить
.
На
белых
страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
У
тконос
пятнистый олень
На
жёлтых
страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается
.
На
серых
страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
На
зелёных
страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которы
х удалось спасти от вымирания.
- Что же необычного вы узнали о страницах К.К? (что они цветные)
- А как вы думаете, почему учёные решили сделать страницы в Красной книге цветными?
-Это сделано для украшения?
- Нет ( По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.)
-А на какой странице говорится об исчезнувших животных и растений?
- Ребята, о какой К.к. мы сейчас говорили? О К.К. России.
- Правильно. Россия это наша большая Родина. А как называется малая Родина? Там, где мы живём?
- Оренбургская область.
- Так вот в каждом регионе России есть своя К,К. В Оренбургской области, есть такая книга . Наша область – один из первых регионов, создавших собственную Красную книгу. Первый вариант Красной книги Оренбургской области был утверждён распоряжением областной администрации ещё в 1996 году. Издание первого варианта в виде справочника состоялось в 1998 году. ( СЛАЙД) (показ книги)
Издана в 2 – х томах. 1 том – «Животные», 2 том – «Растения».
- В нашей станице «Красную книгу» можно увидеть только в районной библиотеке. А вы хотели бы, чтобы у вас в школе была своя Красная книга Орнбургской области?
- Да.
- А для чего она нужна?
- Чтобы знать животных, растения требующие охраны защиты. и т.д.
- Сегодня мы начнём с вами работу над проектом Красной книги Оренбургской области.
2.Работа в группах.
-Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги . Почему он пустой?
- Мы его должны заполнить.
- А чем мы его будем заполнять?
Страницами.
- Мы попробуем создать по одной странице из Красной книги Оренбургской области.
Вам необходимо выбрать и поместить на странички объекты природы, занесённые в Красную книгу Оренбуржья.
У вас на столах цветной лист, материал для оформления фотография и описание животного или растения Красной книги Оренбургской области, который вы подготовили с помощью родителей. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице.
(Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении).
1г. Черная стр. Степной тарпан. Тур (Первобытный бык)
2 гр. Красная страница. (Рябчик русский. Степной орел)
3 гр. Желтая страница (Кудрявый пеликан, Змеелов)
4 гр., Зеленая страница (Малый лебедь, Траурница)
5 гр. Серая страница Кобчик, Большой веретенник
1 этап. Подготовительный этап проектной деятельности:
План;
обдумывание проекта (проходит в форме «мозгового штурма»), посмотрите, что лежит у вас на столах и давайте определим план работы.
ГОВОРЯТ ДЕТИ
- Прочитаем текст.
- Найдём картинку животного или растения соответствующую цвету страницы.
- Приклеим картинку.
- Найдём текст – описание и приклеим под картинкой.
- Ребята, вы будете работать с клеем. Давайте повторим правила работы.
3.Распределение заданий. ( план появляется на слайде)
Внимание. Ребята, сейчас вы будете делать проект страниц Красной книги Оренбургской области. Вы будете работать в группе, помогайте друг другу, не забывайте правило работы с клеем, которое вы изучили на уроках технологии. Как должна быть выполнена работа?
- Аккуратно, правильно, красиво. (Звучит спокойная музыка)
ГРУППА, КОТОРАЯ БУДЕТ ГОТОВА, ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, СОЕДИНИВ ЛАДОШКИ.
2 этап проекта – самостоятельное исследование
Работа в группах. ( РАБОТАЮТ)
2 этап проекта – защита проектов.
Подведём итоги нашего поиска……
-Закончили работу. Какая группа готова первой выступить? ( презентуют работу)
- На красные страницы мы поместили (Рябчик русский. Степной орел)
т.к. они находятся на грани исчезновения.
- Оцените работу первой группы. Всё правильно?
- Да.
- Давайте похлопаем, молодцы!
- На желтой страницы мы поместили (Кудрявый пеликан, Змеелов) На это странице занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
- Оцените работу второй группы. Всё правильно?
- аплодисменты молодцы!
- На зеленой страницы мы поместили (Малый лебедь, Траурница)т.к. эти животные восстановленные, и их удалось спасти от вымирания
- Оцените работу второй группы. Всё правильно?
- аплодисменты молодцы!
- Оцените работу второй группы. Всё правильно?
- аплодисменты молодцы!
На серой странице мы разместили Кобчика, Большого веретенника, потому что они, до сих пор мало изученные.
Оцените работу второй группы. Всё правильно?
- аплодисменты молодцы!
- Ребята, посмотрите ещё раз на этих животных и растения, запомните их. А вы знаете, что некоторые из них находятся на территории Оренбургского района, в заповедной зоне Бузулукского бора, Оренбургского государственного заповедника.(Карту показать, где находятся заповедники.) В заповедниках животные и растения находятся под охраной государства и им не грозит опасность
- А как вы думаете, ребята, охранять надо только те растения, которые занесены в Красную книгу?
- Нет
- Ребята, знать животных и растения Красной книги, это первый шаг к их защите.
-А что ещё вы можете сделать для охраны природы? ( Какие правила надо соблюдать в природе?)
Оформите свой ответ в виде рисунка экологического знака.
На партах для каждой группы лежат листочки с заданием. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно делать в природе зелёным цветом.
o Ломать ветки деревьев
o Убивать зверей и птиц
o Любоваться природой
o Трогать домики животных и их детёнышей
o Разорять птичьи гнёзда.
o Дышать свежим воздухом
o Разбрасывать мусор
o Засорять родники и речки
o Собирать грибы и ягоды
o Рвать цветы
o Соблюдать тишину
o Фотографировать
o Громко слушать музыку
Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе.
Прочитайте, что можно делать в природе.
Используйте опорные слова:
Не будем…Можно…Согласен…Полезно…Нельзя (распечатать на доску)
- Молодцы. Если мы все с вами будем соблюдать эти правила, то жизнь животных и растений станет намного лучше.
Ребята, в начале урока мы мало что знали о Красной книге. \
- Так скажите, что же нового вы узнали?
Игра «Я знаю…» я начинаю, а вы продолжаете
Я знаю, что Красная книга – это книга, которая содержит ….сведения о редких и исчезающих растениях и животных.
Я знаю, что обложка Красной книги…. (красная), а страницы – …..разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые.
Я знаю, почему для ее обложки выбрали красный цвет. Красный цвет – …..(сигнал опасности, означает “стоп, не губи”.)
Я знаю, что опасность эта -…..( гибель целых видов растений и животных.)
-Молодцы!
- Ребята, сегодня вы своими руками пробовали спроектировать Красную книгу Ор.обл., все очень старались. Вы большие молодцы. Вы можете продолжить работу над книгой и пополнять её новыми страницами на других уроках окр. Мир и на занятиях «Мое Оренбуржье», где будем знакомиться с растениями и животными нашей области, которым грозит опасность и будем беречь природу.
Сведения об этих животных найдете в следующих энциклопедиях «Я познаю мир», «Все о животных», «1500 самых удивительных животных», «Звери мира. Самые красивые и знаменитые» (учитель представляет книги с выставки).
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана! (С ГЛОБУСОМ)
IV.Рефлексия:
Молодцы, вы хорошо работали и сейчас, когда будете выходить из класса, возьмите зелёный листочек, если вы решили стать защитниками природы, если считаете, что природу не обязательно беречь жёлтый. Всего вам доброго.
Домашнее задание: подготовить сообщение о любом растении или животном Ор.обл. занесенном в Красную книгу.