УМК «Школа России»

Окружающий мир 4 класс

Технологии обучения: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, проблемная (частично-поисковая)

Учитель начальных классов Орлова Надежда Васильевна

Тема урока: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о рельефе Земли, о глобусе и географической карте.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

- познакомить с новыми понятиями: «плоскогорье», «равнина», «географическая карта»;

- формировать умение работать с глобусом и физической картой;

Развивающие:

- формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

- развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

Планируемые результаты

Предметные:

- должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений;

- уметь показывать на карте равнины, горы, свою малую родину.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого.

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Учебник: А.А.Плешаков  «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, «Просвещение» Москва, 2023 г.

Необходимое техническое оборудование: глобусы, физическая карта, компьютер, проектор, презентация к уроку

План урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация знаний.

III. Самоопределение к учебной деятельности.

IV. Работа над новой темой.

V. Физкультминутка

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VIII. Самооценка

IX. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

2 Проверка домашнего задания:

Тест «Звездное небо Выбери верное утверждение:

1.Галактика, в которой мы живем, называется ..

а)Туманность Андромеды; б)Большое Магелланово облако;

в)Млечный путь.

2.Звезда-это ...

а)раскаленный газовый шар б)холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3.Созвездия - это ...

а)группы звезд, изменяющие свои очертания;

б)группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4.Звезда Сириус находится в созвездии ... а) Скорпион; б) Большая Медведица; в)Большой Пес; г) Телец.

5.Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный; б) желтый;, в) голубой; г) белый.

Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).

II.  Актуализация знаний

Кто занимается изучением Вселенной?( астрономы) Как они видят мир?

Верно, они путешествуют по Космосу, разглядывая его в телескопы.

Люди, живущие на земле всегда стремились познать окружающий мир, узнать. что находится там, за горизонтом. А чтобы путешествовать, надо знать, что встретиться на пути- река или гора, лес или поле. Как вы считаете, должна ли была появиться какая-то наука, которая могла бы этим заняться? А учёные должны быть для занятия этой наукой? как называют?

Отгадайте загадку:

У меня в ладонях страны

Реки,горы, океаны

Догадались.

В чём тут фокус?

Я держу руками (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам. Океанам

По пустыне шёл отважно

На одном листе бумажном. (карта)

Определение темы урока, постановка цели.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(География. Глобус. Карта.)

Сформулируйте цели урока, исходя из темы урока:

Что мы должны узнать на уроке?

(Что такое география, глобус и карта)

Что нам для этого нужно сделать?

Прочитать статьи в учебнике, поработать со словарём, ответить на вопросы, порассуждать и сделать выводы.

Работать будем в группах. На столе у вас словарь, вопросы, глобус, карты.

Первая группа расскажет о науке географии
вторая о глобусе, третья о карте.

Правила работы в группе (чётко распределяем задания, слушаем и помогаем друг другу, оцениваем свою работу)

Работа в группах.

1) Что такое география?

А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?

Кто такие географы?

Что изучает география?

Чем занималась география в прежние времена?

Что же нам может объяснить современная география?

Кто был первыми географами?

2.) Что такое глобус?

Какую форму имеет глобус?

Какую он имеет окраску? Почему?

Почему глобус называют «мяч в сетке»?

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

Как называют «главный пояс Земли»?

Кто был создателем первого глобуса?

Когда это было? И как он назвал свое творение?

Чем глобус Бехайма отличается от современного?

3) Что такое «географическая карта»?

Какие виды географических карт бывают?

Что на них изображается?

Что изображено на физической карте полушарий?

Сколько материков и океанов? Назовите их.

Какие цвета используются на карте? Что они обозначают?

Кто нарисовал первую карту?

Представление работы группы:

Выбор табличек с названиями, терминами, рисунками для своего рассказа.

Расположение их в соответствии с планом рассказа

Рассказ по плану представителем группы или вся группа рассказывает по подготовленным фрагментам.

Фронтальная работа. Сравнение карты и глобуса.

Предлагаю вам срав

нить глобус и карту полушарий. Что между ними общего?

(На

карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий,

белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе

указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим

экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный

Полюс и Южный Полюс.)

А

в

чем их различие?

(Глобус - это целый шар, а на карте две

половинки.)

Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий».

«Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на

карте?

(Западное полушарие и Восточное

полушарие.)

Практическая работа (показ на карте и на глобусе)

Обобщение выводов групп.

Закрепление изученного (презентация)

Заполни пропуски

Так что же такое мир глазами географа?

Итог урока: Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?

Достигли мы своей цели?

Оцените свою работу в группах:

- интересным, связным был ваш рассказ?

- что не удалось?

- что способствовало хорошему ответу?

-причина не совсем удачного ответа?

Сделайте выводы для последующей работы.

Домашнее задание: с. 22-27

Приложение 1

Лист самооценки

оценка

1

Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?»

2

Работа в группах

3

Работа по карте

4

Ответы на вопросы в течение урока

5

Сообщение о первых географах

6

Оценка за урок

Лист самооценки

оценка

1

Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?»

2

Работа в группах

3

Работа по карте

4

Ответы на вопросы в течение урока

5

Сообщение о первом глобусе

6

Оценка за урок

Лист самооценки

оценка

1

Поиск информации «Что такое географическая карта?»

2

Работа в группах

3

Работа по карте

4

Ответы на вопросы в течение урока

5

Сообщение о первой карте

6

Оценка за урок

Приложение 2 (вопросы для работы в группах)

1) Что такое география?

А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?

Кто такие географы?

Что изучает география?

Чем занималась география в прежние времена?

Что же нам может объяснить современная география?

Кто был первыми географами?

2.) Что такое глобус?

Какую форму имеет глобус?

Какую он имеет окраску? Почему?

Почему глобус называют «мяч в сетке»?

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

Как называют «главный пояс Земли»?

Кто был создателем первого глобуса?

Когда это было? И как он назвал свое творение?

Чем глобус Бехайма отличается от современного ?

3) Что такое «географическая карта»?

Какие виды географических карт бывают?

Что на них изображается?

Что изображено на физической карте полушарий ?

Сколько материков и океанов? Назовите их.

Какие цвета используются на карте? Что они обозначают?

Кто нарисовал первую карту?