Урок ?Можно ли об одном и том же сказать по-разному??

Шамкова Елена Валерьевна,
учитель МБОУ СОШ №42 города Кирова

1. Дидактическая цель: создать условия для расширения знаний учащихся о языке, углубить и расширить знания и представления о синонимах, познакомить с понятием ?синонимические выражения и предложения?.    
2. Тип урока: урок открытия новых знаний.
3. Планируемые результаты:
3.1. Предметные: учиться понимать особенности синонимического ряда слов, учиться использовать в речи те синонимические выражения и предложения, которые наиболее точно соответствуют ситуации.
3.2. Метапредметные: 
Познавательные: 
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу, делать выводы в результате совместной и самостоятельной работы; 
- учиться извлекать нужную информацию в различных источниках, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; 
-  с целью выделения существенных признаков, осуществлять сравнение, выделять общее и различное.
Коммуникативные: 
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; 
- участвовать в диалоге, в общей беседе, используя принятые правила речевого поведения и культуры речи (высказывать собственное мнение, признавать существование различных точек зрения, тактично корректировать неточности в высказываниях собеседника).
Регулятивные: 
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую определенному этапу урока; 
- действовать по плану и планировать свои учебные действия; 
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; 
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
3.3. Личностные: 
- осознание языка как основного средства человеческого общения; 
- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства;
- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.
4. Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
5. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
6. Средства обучения: учебник ?Русский родной язык?, О. М. Александрова и др. 4 класс; ?Большой фразеологический словарь для детей?, Т.В. Розе; ?Словарь синонимов для школьников?, М.В. Петрова; презентация.

Ход урока

Организационный момент.
Дети (хором). 
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Учитель. Предлагаю вам в начале урока подарить друг другу хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

2. Минутка каллиграфии.
Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте и напишите красивым и аккуратным почерком буквосочетания, данные на доске. Обратите внимание на правильность соединений. 
Чередуя, продолжите строчку до конца: мы   ни   но   си
Поменяйтесь в паре с соседом тетрадями и подчеркните самые красивые и аккуратные буквосочетания простым карандашом.

3. Актуализация знаний.
Учитель. Составьте слово из данных на доске буквосочетаний: мы ни  но си.
Дети. Синонимы.
Учитель. А что такое синонимы?  Для чего они нам нужны? 
Дети. Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Синонимы нужны нам для того, чтобы наша речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной.                                                                            Учитель. Когда мы с вами обращаемся к словарям синонимов? 
Дети. Когда пишем изложения, сочинения. Чтобы не было повторов одного слова.
Учитель. А сейчас я предлагаю выполнить задания в группах. Подберите и запишите как можно больше синонимов к словам. Словарь синонимов будет вашим помощником.
1-я группа - врач (лекарь, доктор, знахарь, эскулап…)
2-я группа – пища (еда, яства, корм…)
3-я группа - старый (ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый…)
4 –я группа - разговаривать (болтать, беседовать, молвить…)
Дети. Зачитывают подобранные синонимы. 
Учитель. Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

4. Определение темы урока, постановка цели.
Учитель.  Мы вспомнили, какие слова называются синонимами, для чего их используют в речи. А могут ли быть синонимами словосочетания или целые предложения? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке. Расположите карточки со словами в соответствии с цифрами и прочитайте тему урока:

Дети. Тема урока ?Можно ли об одном и том же сказать по-разному??
Учитель. Сформулируйте цель урока.
Дети. Узнать могут ли предложения и словосочетания быть синонимами.

5. Изучение нового материала.
Учитель. Откройте учебник на стр.64, прочитайте задание упр.1. Обсудите в паре ответ на данный вопрос.
Дети. Данные словосочетания и предложения имеют близкое значение. Они похожи на синонимы.  
Учитель. Правильно, но синонимы в русском языке – это слова близкие по значению. А про предложения и словосочетания принято говорить СИНОНИМИЧЕСКИЕ.                                               
Прочитайте и запомните правило на стр.64.                                                                              
Дети. Читают правило, желающие повторяют вслух.

6. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

7. Закрепление изученного и применение новых знаний.
Учитель. Давайте теперь попробуем сами заменить данные словосочетания синонимическими, упр. 2 стр. 64.
Работа коллективная. Запись в тетради:
Дупло белки - беличье дупло, берлога медведя - медвежья берлога, след зайца – заячий след, рычание льва - львиное рычание, хвост крокодила - крокодилий хвост, семейство крокодила - крокодилово семейство. 
Учитель. Подведём итог. Легко ли вам было составлять синонимические словосочетания? Я хочу сказать, что вы молодцы! Хорошо справились и с этим заданием. А кому было легче с ним справиться?
Дети. Тем, кто много читает.
Учитель. Действительно, писатели и поэты в совершенстве владеют словом, умеют подобрать точные, образные, красивые слова и выражения. Поэтому, читая книги, мы этому у них учимся. 
Учитель. С рубрикой ?Из истории языка и культуры? нас познакомят ребята. 
Дети рассказывают об устойчивых выражениях, используемых в разговорной речи.




Учитель. Спасибо ребятам за подготовленную информацию. А в каких ситуациях вы бы применили эти выражения? Ещё больше информации об устойчивых выражениях вы найдете в ?Большом фразеологическом словаре для детей?, Т.В. Розе.
Учитель. А сейчас поиграем в игру ?Будь внимательным!?. Упр.5 стр.66. Найдите этикетные выражения, которыми можно заменить данные примеры.
Дети.
Слова-просьбы. Пожалуйста! Прошу вас! Будьте добры! Не могли бы вы помочь! Будьте так любезны!
Слова-благодарности. Спасибо! Благодарю! Очень вам признателен!
Слова-извинения. Простите! Извините! Прошу прощения! Виноват! Сожалею! Прошу извинить меня!
Слова-приветствия. Здравствуйте! Добрый день! Здравия желаю! Привет! Приветствую вас!
Слова-прощания. До свидания! До встречи! Прощайте! Всего доброго! Счастливо оставаться!
Учитель. Ребята, а по-другому, как мы ещё называем эти слова?
Дети. Волшебные, вежливые слова.
Учитель. Правильно, ?волшебные слова?. А почему их так называют?
Дети. С помощью ?волшебных слов? можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. 
Вежливые слова оказывают ?волшебное? действие на человека. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. 
Учитель. Верно! В словах заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют ?волшебными?.

8. Итог урока.
Учитель. 
Ответьте на вопросы:
- Что такое синонимы? 
- Какие словосочетания и предложения называют синонимическими? 
- Чему научились на сегодняшнем занятии?
- Что было самым интересным?
- Почему надо знать, что такое синонимы и синонимические выражения и зачем они нужны в речи?
- Как вы думаете, людям каких профессий особенно необходимы эти знания и умения?
- Что оказалось самым трудным на уроке?
Дети.  
- Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. 
- Близкие по значению словосочетания и предложения называют синонимическими.
- Синонимы и синонимические выражения нужны нам для того, чтобы наша речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Особенно это необходимо для таких профессий как писатель, поэт, журналист, телеведущий и т.д.
- Мы сегодня учились использовать в речи синонимы и синонимические выражения, чтобы об одном и том же сказать по-разному.
Можно подвести итог по опорной схеме:
Я
повторил…


узнал…


запомнил…


было интересно…


было трудно…


удивился…


9. Рефлексия.
Учитель. С помощью ?смайликов настроения? (весёлый, равнодушный, грустный) покажите, какие чувства вы испытываете в конце урока.

10. Домашнее задание. Учебник: стр.67 упр.6.
Соедините каждую пару предложений в одно предложение. Вам помогут слова: потому что, так как, чтобы, поэтому.
Образец:
Все остановились, потому что загорелся красный свет.
Нельзя пользоваться лифтом во время пожара, так как это опасно.
Порыв ветра качнул верхушки елей, поэтому на нас посыпались хлопья снега.
Мы достали зонтики и надели капюшоны, потому что на улице начался ливень.
Настя осталась дома, так как она хотела дочитать книгу до конца.
Я использую гуашевые краски, чтобы рисунок получился особенно ярким.