Изотова Ирина Юрьевна, учитель математики и информатики муниципальное общеобразовательное учреждение ?Средняя школа с углубленным изучение отдельных предметов № 81 Центрального района Волгограда? г. Волгоград Конспект интегрированного урока (информатика + алгебра) по теме: ?Использование построения графиков функций с помощью табличного процессора Excel при графическом способе решения систем уравнений с двумя переменными? Цели урока: Обучающие: - освоить построение нескольких графиков в одной системе координат с использованием мастерам диаграмм табличного процессора Microsoft Excel;; - формировать умения и навыки школьников по применению современного программного обеспечения при решении систем уравнений с двумя переменными графическим способом; - формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля. Развивающие: - развитие у школьников логического и творческого мышления, направленного на выбор оптимального решения; - формирование готовности к анализу и вариативному рассмотрению и сравнению систем уравнений; Воспитательные: -развитие познавательного интереса к применению современного программного обеспечения для решения алгебраических задач; - формирование информационной культуры учащихся; - формирование навыков межличностного общения. Ход урока: I. Повторение пройденного материала: (Решение систем уравнений способами сложения и подстановки) На доске записаны две системы уравнений: и Ученикам предлагается решить первую систему любым из известных способов. Два ученика за закрытыми досками, а остальные ученики в тетрадях решают систему различными способами. Затем решения раскрываются и сверяются ответы. II. Постановка задачи: найти новый способ решения системы уравнений: Ученикам предлагается решить вторую систему. Но известными способами это сделать не возможно. Значит необходимо найти новый способ решения системы уравнений. III. Решение задачи. Учитель: Ребята, давайте, обратим внимание на второе уравнение системы, в каком виде оно записано? Ученик: В виде функции. Учитель: Можем ли мы записать первое уравнение в виде функции? Ученик: Да, можем. Для этого необходимо выразить переменную y через x. Учитель: Значит, теперь мы можем построить графики этих функций. А что же будет являться решением системы уравнений? Ученик: Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций. Учитель: Но построение графика очень трудоемкая задача. Что нам может помочь в этом? Ученик: Программа Exсel, в которой мы можем построить графики функций. Один из учеников за компьютером строит графики функций, объясняя свои действия. Ход работы: Подготовить на листе ?Графики? таблицу значений функции: ввести в ячейки A1:С1 названия столбцов; в дальнейшем названия функций Yl(x), Y2(x) составят текст легенды; Заполнить столбец аргументов (х) от –11 до 11 с шагом 1. Заполнить столбцы функций, т. е. ввести в столбцы В и С значения функций в соответствующих точках. Для этого ввести в ячейки В2 и С2 формулы, = x^3, = 91*x-90. Скопировать формулы в остальные ячейки таблицы; Выделить диапазон данных A1:С24 для построения графиков. Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров. Построения графиков проецируются с помощью мультимедийного проектора на экран. (Приложение 1) Учитель: Давайте составим алгоритм решения систем уравнений графическим способом. Ученики, вместе с учителем составляют алгоритм, и он выводится на экран. (Приложение 2) IV. Решение учениками систем уравнений в парах. Парты пронумерованы. Ученики выполняют задания по карточкам. Один ученик решает систему алгебраическим способом, другой, в это же время, туже систему решает графическим способом за компьютером. Затем ученики сверяют ответы. После этого ученики меняются местами и решают вторую систему. (Приложение 3). Решив системы, ученики заполняют таблицу на доске № парты Решение системы №1 Решение системы №2 Сумма чисел, входящих в решение 1 (0; 2) (- 2; 2) и (1; - 1) 2 2 (- 2; 3) (- 1; 8) и (2; 11) 21; 2+1 = 3 3 (0; - 1) (0; 2) и (5; 27) 33; 3+3 = 6 4 (0; 0) (0;1) и (5; 26) 32; 3+2 = 5 5 (1; 3) (- 2; 2) и (1; - 4) 1 6 (- 4; 0) (- 2; 7) и (0; 3) 4 7 (0; 2) (- 3; 5) и (2; 10) 16; 1+6 = 7 и открывают букву под тем номером, какая сумма чисел, входящих в решение у них получилась (если получилось двузначное число, то находят сумму цифр, составляющих двузначное число: например, сумма чисел 21, значит 2+1=3). На доске зашифрована фраза: 2 5 6 5 4 1 3 1 5 4 6 4 7 2 5 2 3 1 7 Н А Ш А С И Л А В З Н А Н И Я Х V. Подведение итогов урока. Приложение 1 x Y1(х) Y2(х) -11 -1331 -1091 -10 -1000 -1000 -9 -729 -909 -8 -512 -818 -7 -343 -727 -6 -216 -636 -5 -125 -545 -4 -64 -454 -3 -27 -363 -2 -8 -272 -1 -1 -181 0 0 -90 1 1 1 2 8 92 3 27 183 4 64 274 5 125 365 6 216 456 7 343 547 8 512 638 9 729 729 10 1000 820 11 1331 911 Приложение 2 Приложение 3 К-1 Решите системы уравнений: 1) 2) К-2 Решите системы уравнений: 1) 2) К-3 Решите системы уравнений: 1) 2) К-4 Решите системы уравнений: 1) 2) К-5 Решите системы уравнений: 1) 2) К-6 Решите системы уравнений: 1) 2) К-7 Решите системы уравнений: 1) 2) К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7
Использование построения графиков функций с помощью табличного процессора Excel при графическом способе решения систем уравнений с двумя переменными