«Методическая разработка урока в 6 классе, направленного на формирование функциональной грамотности»
Бедарева Валентина Григорьевна, учитель русского языка,высшая квалификационная категория.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема урока: Работа с текстом из упражнения учебника Т. А. Ладыженской «Телецкое озеро» после прочтения.
Цели урока через планируемые результаты:
- создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:
общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации);
учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач),
коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
- Использовать образно-оценочную информацию: она вызывают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, помогает овладеть осознанным важнейшим видом речевой деятельности – осознанным чтением.
1. Образовательные: познакомить учащихся с приемами работы со сплошными и несплошными текстами на уроках русского языка.
2. Практические: составить кластер к тексту упражнения № 660.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к родному языку, прививать уважение к чтению любого текста, совершенствовать читательский вкус.
4.Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся при создании кластера и собственного текста.
Задачи:
1.Предметные
1.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные
Познавательные УУД:
1. Развивать умения извлекать информацию из текста для создания кластеров, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде кластера.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Находить ответы на вопросы к тексту.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1Формировать умение работать в паре.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий на примере текста упражнения.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Литература: учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2021, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Межпредметные связи: география (местоположение озера), биология (виды растений), литература (сообщение о писателе В. Г. Распутине).
Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
Телецкое озеро
И скалы, скалы... Озеро зажато ими до сдавленности. Заповедная сторона ещё с приклоном, там есть где и избушку поставить,и огород вскопать, и тропу промять. А с левой — сплошь наворот скал, огромных, мрачных, изрезанных ущельями и разломами, побитых обвалами. Вода, едва успев собраться в течь, принуждена падать. Скалы то подступают к озеру отвесно, то с приступом из набросов. Камень в лишайнике, буром и жёлтом, много бадана.
Снова и снова поражаешься, как мало надо дереву, чтобы уцепиться: на голом, кажется, камне и лиственница, и кедр, и берёзка, а рядом кусты маральника, чёрной и красной смородины, трубочки дикого лука, пучки ревеня. Нигде ни просвета, взгляд упирается только в стену. Но уж у воды, у берега — и заливчики, и гроты, и диковинные каменные фигуры, выточенные волной, пробующий намыться в пляжик песок.
А выглянет солнце – нет неласковости, ни на том, ни на другом берегу. Все отмякает и расцветает, заговаривает и запевает, все соединяется в нераздельную волшебную картину.
(По В. Распутину)
Деятельность учителя
(методы обучения)
Деятельность обучающихся
(формы организации учебно-познавательной деятельности)
Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала
Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока
Самоорганизация рабочего места - своей творческой лаборатории.
Учитель: Включение детей в деятельность.
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
« »
Учитель: - Ребята, как вы считаете, нужно ли уметь работать с текстом на уроках русского языка, читать его грамотно?
Включение в работу, самоопределение.
Включаются в процесс целеполагания через приемы «группировка» и «домысливание»
Конструктивный
Готовы к изучению нового материала
Обучающиеся могут сформулировать тему. Затем в учебном диалоге делают вывод о том, что уметь сознательно читать текст необходимо на всех уроках.
Знакомство с текстом упражнения №660«Телецкое озеро». 1.Самостоятельное чтение текста.
2. Определение проблемы, поставленной автором, его позиции и основной идеи.
3. Лингвистический анализ текста (выполнение заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков)
Осмысление темы занятия.
(Отклик, в котором требуется высказать отношение к авторской позиции, обосновав её, толкование слов, полное понимание их значений даёт человеку возможность всесторонне развиваться, проявляя максимум своих творческих способностей.
Общее понимание текста, толкование его)
Постановка цели и задач при работе с упражнением.
Перед началом работы учитель предлагает обучающимся для создания кластера по теме «Работа с текстом» разделиться на 3 группы с учетом склонностей ребят и получить задание.
Задания для команд различны по уровню сложности, и на их выполнение отводится 15 – 20 минут.
(Приложение №1)
1 группа
Учителю необходимо отметить основные положения, на которые стоит обратить особое внимание, комментируя выступления ребят на уроке и предлагая сформулировать необходимые выводы по теме.
Деление на 3 основные группы .
/опора на текст/
1группа - извлечь информацию. (Создание таблицы №1 для кластера)
Руководитель работой 1 группы (1 чел.) распределяет вопросы. Ребята ставят перед собой цель работы, задачи, обдумывают план подготовки и выступления, определяют стратегию совместной работы.
1 подгруппа.
Задание : Сплошной или несплошной текст.
Простой, смешанный или сложный текст.План текста.
2 подгруппа.
Задание: Основная мысль текста. Авторская позиция. Ключевые слова.
2 группа
Учителю необходимо отметить основные положения, на которые стоит обратить особое внимание, комментируя выступления ребят на уроке и предлагая сформулировать необходимые выводы по теме.
Корректировка и оценка выступлений, умозаключений.
Общие выводы (Соединение кластеров)
Анализ знаний обучающихся.
Итоги урока.
Завершающий этап урока.
Теперь цель начальная сравнивается с полученными результатами!
Конструктивный
Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.
Планируемые образовательные результаты достигнуты
Рефлексия
Домашнее задание:
2 группа– Находят внетекстовую информацию, определяют ее роль.
(Опора на внетекстовые знания). (Создание таблицы №2 для кластера)
Руководитель работой 2 группы (1 чел.)
распределяет вопросы. Ребята ставят перед собой цель работы, задачи, обдумывают план подготовки и выступления, определяют стратегию совместной работы.
1 подгруппа. Задание:Тип текста, жанр,межпредметная информация в тексте.
2 подгруппа. Задание: Роль орфографии и пунктуации в тексте.
3 группа
. (Создание таблицы №3 для кластера)
Руководитель работой 3 группы (1 чел.)
распределяет вопросы. Ребята ставят перед собой цель работы, задачи, обдумывают план подготовки и выступления, определяют стратегию совместной работы.
1 подгруппа.
Задание: Стиль текста, изобразительные средства, их роль.
2 подгруппа.
Задание: Итоговая информация:оценка содержания текста, использование его в реальной жизни. Общее понимание текста, толкование его.
После всех выступлений ребята представляют результаты своей деятельности в реальной жизни. Сделать выводы по теме.
Возможность отдыха на Т. о.
Эстетическое восприятие – красота озера.
Созерцание. Вид со стороны берега.
Польза для здоровья- чистый воздух.
Желание посетить эти места.
Сообщение первой команды.
Сообщение второй команды.
Сообщение третьей команды.
Создание в информаций в кластер.
(Приложение №2)
Делают выводы по теме урока
Самооценивание.
Узнал, понял, научился
Захотел узнать, понять, научиться
Что нового узнал, чему научился?
1 обучающийся
2 обучающийся
3 обучающийся
4 обучающийся
5 обучающийся
6 обучающийся
7 обучающийся
8 обучающийся
9 обучающийся
10 обучающийся
1 группа: овз. Списать текст, найти ключевые слова, подчеркнуть их.
2 сильная группа: Создать свой публицистический текст, полезный для общества.
-Охрана природы
-Поведение подростков на улице
-О пользе чтения
-Скоро весна
Новосибирская область Ордынский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа