Методическая разработка

«В гостях у Осени».

Цель: развитие речи

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас.

Закреплять знания детей по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Закреплять представления детей о жёлтом цвете.

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода в падеже.

Развивать слуховое внимание, память и мышление.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитание продолжительного выдоха.

Оборудование:

Слайд-презентация.

Листья из жёлтой бумаги.

Магнитофон с записями музыки.

Фрукты и овощи из жёлтого картона в конвертах.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, хотите совершить со мной небольшое интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в гости к Осени. Но прежде, чем мы туда попадём, нам нужно пройти по сложному узкому мостику (на полу лежит мостик), а к мостику подойдёт лишь тот, кто назовёт примету осени.

Дети называют: Осенью падают листья. Осенью часто идут дожди. Осенью дует холодный ветер. Осенью становится холодно…

(Дети проходят по мостику и оказываются в гостях у осени.)

Логопед: Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется?

Дети: Листопад.

Логопед: Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И они все жёлтые. Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Ребята, послушайте, кто-то сюда идёт. (Звучит музыка. К ребятам выходит Осень.)

Осень: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, Осень!

Осень: Принесла я вам подарки:

Танцы, игры и загадки.

Но, чтоб выполнить заданья,

Нужно приложить старанье.

Не шалить, не отвлекаться,

Только делом заниматься.

Хотите со мной поиграть?

Дети: Да, хотим.

Осень: Я приглашаю вас в свой сад-огород. (Слайд) В нём растёт много овощей и фруктов. Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете?

Дети: Яблоки, груши, бананы, апельсины, картошка, морковь…

Осень: Молодцы! Ребята, у меня случилось горе. Недавно по моему чудесному саду пролетел злой Ветер-Колдун и разбросал весь мой урожай. Помогите мне, пожалуйста, его собрать!

(Осень раздаёт конверты. В них изображения разных овощей и фруктов из кусочков жёлтого картона. Дети должны собрать.)

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый из вас назовёт свой фрукт или овощ так: у меня жёлтый банан. (Слайд)

(Дети называют.)

Осень: Спасибо вам, ребята, что вы мне помогли навести порядок в саду.

Логопед: А теперь садитесь на полянку и поиграем с пальчиками. (Выполняем пальчиковую гимнастику «Осенние листья».)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, ( загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и

указательным пальчиками.)

Логопед: Молодцы! Ваши пальчики отдохнули, поиграли; теперь надо, чтобы поиграли ваши губки и язычки. Возьмите в руки зеркала, и давайте сделаем упражнения. (Слайд)

(Логопед вместе с детьми выполняют упражнения из общей артикуляционной гимнастики. На каждое упражнение слайд.)

Логопед: Молодцы! А сейчас давайте пойдём на полянку и соберём букет цветов. (Слайд) Посмотрите, какая красивая полянка. Мы не будем рвать много цветов – они ведь завянут. Сорвём несколько цветочков.

(Упражнение «На полянку мы пойдём». Встали в круг.)

На полянку мы пойдём, мы пойдём, (идут по кругу, взявшись за руки.)

И цветов мы наберём, наберём.

Колокольчик голубой (останавливаются, кланяются.)

Поклонился нам с тобой.

К солнцу тянутся ромашки, (встают на носочки, руки вверх, тянутся.)

В травке бегают букашки. (бегут по кругу.)

Мы домой идём, идём,

Мы букет цветов несём. (идут по кругу, взявшись за руки.)

Осень: Молодцы, ребята! Мне так весело с вами! А загадки вы отгадывать умеете?

Дети: Да, умеем.

Загадки:

Тучи нагоняет,

Воет, задувает. (Звучит музыка.)

По свету рыщет,

Поёт да свищет. (Ветер.)

Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось, шла с бедой,

Оказалось – шла с водой. (Звучит музыка.)

Подошла и пролилась, -

Вдоволь пашня напилась. (Гроза, тучи.)

Он идёт, а мы бежим,

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно! (Звучит музыка.)

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют. (Листья.)

Осень: Молодцы, ребята! Как вы хорошо умеете отгадывать загадки.

Логопед: А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

(Релаксационная минутка. Звучит спокойная музыка. Дети лежат «на полянке».)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

Логопед: Молодцы! А теперь, ребята, скажите мне, у кого мы сегодня в гостях?

Дети: Сегодня мы в гостях у Осени.

Логопед: А назовите мне приметы осени.

Дети: Осенью всё вокруг жёлтое. Осенью холодно на улице, дует холодный ветер, идёт дождь…

Логопед: А теперь нам пора возвращаться. Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство и попрощаемся с ней.

Осень: Спасибо, ребята, что зашли ко мне в гости. Я хочу вам дать из своего чудесного сада-огорода вкусный полезный фрукт. (Раздаёт по фрукту.)

Дети: Спасибо, Осень. До свидания.

(Дети прощаются и уходят по мостику обратно.)