Методические рекомендации для проведения мастер-классов
в МБУ ДО физкультурно – спортивной направленности «Озёры».
Составил:
инструктор – методист
МБУ ДО ФСН «Озёры»
Скопинцева А.В.
Мастер - класс в МБУ ДО ФСН «Озёры» - это показательное занятие теоретической и практической направленности по специально подготовленной теме, проводимое квалифицированным тренером – преподавателем с целью приобретения, углубления и расширения определённых знаний и умений аудитории слушателей.
Какова цель мастер – класса? В передаче тренерско - преподавательского опыта, в передаче всем участвующим в нём инновационности, полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера - преподавателя.
Каковы основные задачи мастер – класса?
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя;
повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
распространение передового педагогического опыта;
внедрение новых технологий обучения и воспитания
.
Первая часть «мастер» означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов".
«Класс» - это показатель высокого качественного уровня.
Мастер - класс - это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Извлечь из опыта достойные знания - значит, быть мастером своего дела.
Инновации профессионального опыта - это лидер в оценке качества работы тренера-преподавателя. Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера - преподавателя - мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере тренерской деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Тренер - преподаватель (инноватор) - это тот педагог, который последовательно и целенаправленно вносит новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно - образовательных результатов.
Высокий класс мастерства тренера - преподавателя должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками отмеченной инновационности:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого тренера - преподавателя письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.
Перед тренером - преподавателем стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?
По формам мастер-класс традиционно проводят:
с педагогами (т.е. на взрослой аудитории);
с группой
обучающихся
(т.е. на детской аудитории);
с залом
(для всей аудитории)
.
При подготовке к проведению мастер - класса важно после определения целей и задач необходимо:
разработать план его проведения,
четко опре
делить последовательность своих действий и предпола
гаемые временные рамки их осуществления.
Примерный план проведения мастер - класса:
- вступительная часть (тренер – преподаватель даёт необходимые целевые установки, раскрывается содержание тренировочного занятия в целом и его отдельных составных частей);
- основная демонстрационная часть;
- комментирующая часть, (тренер - преподаватель поясняет те элементы своей работы,
которые наиболее важны и носят оригинальный характер);
- обсуждение занятия самими участниками мастер - класса;
- подведение итогов руководителем мастер - класса.
Тренер – преподаватель может использовать презентацию, где продумывает, какие
иллюстративные материалы, фото и видеоматериал будет использовать, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер - класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия обучающихся и/или для начинающих педагогов.
Принципы:
б
езоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
р
авенство всех его присутствующ
их, мастер не должен быть «над»;
с
равнение результатов без духа соревновательности;
з
аинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
с
очетание индивидуальной и групповой форм работы.
Вывод:
Все поставленные задачи мастер - класса реализовываются. Выбранная тема мастер - класса даёт педагогам возможность узнать новое. Работа вовлекает участников мастер - класса в процесс, делает их активными. Создаётся атмосфера открытости,
доброжелательности, сотворчество в общении.