Методические рекомендации для проведения мастер-классов

в МБУ ДО физкультурно – спортивной направленности «Озёры».

Составил:

инструктор – методист

МБУ ДО ФСН «Озёры»

Скопинцева А.В.

Мастер - класс в МБУ ДО ФСН «Озёры» - это показательное занятие теоретической и практической направленности по специально подготовленной теме, проводимое квалифицированным тренером – преподавателем с целью приобретения, углубления и расширения определённых знаний и умений аудитории слушателей.

Какова цель мастеркласса? В передаче тренерско - преподавательского опыта, в передаче всем участвующим в нём инновационности, полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера - преподавателя.

Каковы основные задачи мастер класса?

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя; 

повышение профессионального мастерства и квалификации участников; 

распространение передового педагогического опыта; 

внедрение новых технологий обучения и воспитания

.

Первая часть «мастер» означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов".

«Класс» - это показатель высокого качественного уровня.

Мастер - класс - это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Извлечь из опыта достойные знания - значит, быть мастером своего дела.

Инновации профессионального опыта - это лидер в оценке качества работы тренера-преподавателя. Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера - преподавателя - мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере тренерской деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.

Тренер - преподаватель (инноватор) - это тот педагог, который последовательно и целенаправленно вносит новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно - образовательных результатов.

Высокий класс мастерства тренера - преподавателя должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками отмеченной инновационности:

а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

  Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения  научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого тренера - преподавателя письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.

Перед тренером - преподавателем стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?

По формам мастер-класс традиционно проводят:

с педагогами (т.е. на взрослой аудитории);

с группой

обучающихся

(т.е. на детской аудитории);

с залом

(для всей аудитории)

.

При подготовке к проведению мастер - класса важно после определения целей и задач необходимо:

разработать план его проведения,

четко опре

делить последовательность своих действий и предпола

гаемые временные рамки их осуществления.

Примерный план проведения мастер - класса:

- вступительная часть (тренер – преподаватель даёт необходимые целевые установки, раскрывается содержание тренировочного занятия в целом и его отдельных составных частей);

- основная демонстрационная часть;

- комментирующая часть, (тренер - преподаватель поясняет те элементы своей работы,

которые наиболее важны и носят оригинальный характер);

- обсуждение занятия самими участниками мастер - класса;

- подведение итогов руководителем мастер - класса.

Тренер – преподаватель может использовать презентацию, где продумывает, какие

иллюстративные материалы, фото и видеоматериал будет использовать, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер - класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия обучающихся и/или для начинающих педагогов.

Принципы:

б

езоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

р

авенство всех его присутствующ

их, мастер не должен быть «над»;

с

равнение результатов без духа соревновательности;

з

аинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;

с

очетание индивидуальной и групповой форм работы.

Вывод:

Все поставленные задачи мастер - класса реализовываются. Выбранная тема мастер - класса даёт педагогам возможность узнать новое. Работа вовлекает участников мастер - класса в процесс, делает их активными. Создаётся атмосфера открытости,

доброжелательности, сотворчество в общении.